Манифест- 19. Легенда о Петре и Драконе

Оксана Самоенко
 На дальнем- Дальнем Востоке есть старая-  старая легенда.
 Дракона убить невозможно.
 Тот, кто убьёт чудовище,  им  и становится.
 В Европе легенду немного доработали. Дракон, чувствующий приближение смерти,  сам ищет убийцу.
  История нашего государства, как мне представляется, уютно встраивается в эту мудроту.
 
Много веков назад существовала Великая кочевая империя. В неё входили территории  современных Монголии, Китая, Казахстана, России.
Там, где   Алтай, Тыва кочевали скифы.   Недавно в скифской   Долине Царей обнаружены тысячи  объектов для исследования.  Быль!   Кочующая степь европеоидов.  Скифы, сарматы, савроматы, киммерийцы, аланы - светлоглазые всадники, совсем не похожие на монголоидный ужас, летящий на крыльях ночи.
 
Империя пала. Скифы ушли в   Причерноморье, а в глубине Азии, тоже на нашей  территории, остался кто- то, кто дал начало голубоглазому роду Борджигинов.
 Империя Великого Хана, вопреки  традициям, пережила своего создателя на 300 лет.
 
Может, больше, чем на 300? По какой- то случайности или прозрению хан Узбек выбрал русский княжеский дом, в котором воплотится дух Тимучина.
 Империя была воссоздана и никаким Петрампервым, большевикам,  возможно, нынешним горе - реформаторам, не  одолеть   Дракона. Сколько не меняй название страны.

Может быть…

Историк Византии вам в два счёта докажет, что безграничная  власть главы государства, взяточничество, казнокрадство, чиновничий беспредел, бесправие народа -  результат влияния тысячелетней соседки, для которой 800 лет римской истории, как  бред о  невинном девичестве    для старушки- молодушки.
  Византия сформировала не только принципы, по которым живут верхи страны, но и народное отношение к богу,  церкви, к жизни вообще.
 
И мы оба будем правы.
Может быть.

Историю страны можно подать и так.

Я люблю   горловое пение. Считается, что оно действует на человеческий организм, как разряды природного электричества во время грозы действуют на воздух. Сознание, внутреннее зрение прочищаются, женские хоры после мужского   рыка атмосферны и полны озона. Я даже различаю монгольское пение от алтайского, оба первых от тывинского. Как? По подписям под роликами. Написано, что слушаем монгола, значит, поёт монгол.

Как- то народный сказитель несостоявшейся братской   республики грозил- надувался  своей «одна палка, два струна». Оператор, видно, устал. Камера «ушла» за спину певца, выхватила далёкую извивающуюся серебристую ленту реки, поросшие лесом горы, птиц над ними.

Сердце заколотилось в приступе узнавания. Я знаю это место!
 Не из сна. Не  в генетической памяти оно запечатлелось.  Река - Курумка. Горы- Жигули. Только убери следы человеческого пребывания, то есть, село.
 Конечно, в реальности Жигули находятся дальше, а  речка наша пожиже будет, но в пограничном состоянии всё «срослось».
 И писала об этом,  и пишу, так впечатлило.

Это мы думаем,  что Орда «спала и видела» завоевание Руси, считала владение ею смыслом своего существования.   Сколько раз монгольские  разведчики  проскакивали мимо, в полной уверенности,  ЭТО - уже их территория.
 Дык, похожи, ж.  Значит, наше.
Если бы не Алёша Попович…
 А,  вы не в курсе…

Выехали богатыри в Степь. Дозор. Туда  смотрят.  Сюда  смотрят.   Тихо вокруг. Только ветер перекати- поле гонит. Хорошо! Возрадовалось молодецкое сердце Алёши Поповича, говорит он соратникам: « Всех врагов  извели  мы - могучие богатыри русские. В покое процветает Родина. Даже, если Небо пошлёт нам соперника, всё равно победим».
И Небо послало того соперника.
Алёша - дурак или провокатор?

Бьются богатыри день, бьются неделю, месяц бьются. Устали витязи, махнули рукой и пошли спать.

 Народная молва ещё раз связала Поповича с монгольским нашествием. Именно Алёше приписывается сомнительный, доблестный расстрел монгольских послов на Калке. В смысле, монголы по -  любому,  разобрались бы с русичами, но без уважительной причины.
Есть потаённый смысл в том, что русский былинный эпос усматривает причинно - следственную связь между священниками и  Ордой. В пику тем монахам, что «бились»  на Поле Куликовом.

                Какими  прежде были мы.
Рюриковичам приписывается особое чувство мессианства- ответственности за народ, территорию, вверенную им Богом.
 Пришли, взвалили на себя тяжкую ношу, создали государство, народ, которого преодолел то и другое, все мыслимые и не мыслимые тяготы, стал хозяином своей судьбы. Эпос!

Даже история с  земельными закупками Калиты не «вываливается»  из него.   Не,  какая-  то там отвлечённая  сверхидея.   Конкретное поведение человека, всё тут купившего, передавшего преумноженное богатство собственной кровинушке.   Уже четвёртый Иван распределял СОБСТВЕННУЮ  землю между мелкопоместными дворянами.

Она должна была обуть, одеть помещика во всё военное, родить ему коня, оружие, некоторое количество воинов из крестьян.  Иван Васильевич вёл активную внешнюю политику,  страна расширялась, усиливалась крепостная зависимость  земледельца.   На его плечах лежало истинное могущество государства.
 Вот так простенько, что называется, на пальцАх.
 
Как зримое приближение чего- то большого воспринимается история Рюриковичей, при всей моей критической настроенности.
 Ну, что мы знаем о первых князьях, кроме того, что написано в  спорном источнике ПВЛ - Повести Временных Лет? Мы  не понимаем  даже  его названия, так как в оригинале нет деления на слова и ударений.

  Но приближаются люди к нам по времени и,  оказывается, что они не совсем вписываются в современные  представления о добре и зле, о, …да обо всём можно судить- рядить двояко, задом наперёд и всяко - разно. 

Когда я искала причину,  поднявшую  умирающего Грозного с одра,  вспомнилась казнь Василия Тёмного-  1415- 1462.
 После смерти могущественного деда Василия -  великого князя литовского Витовта сразу,   начался очередной передел влияния.  Похоже, внук обладал не самым  уживчивым нравом.   Дядя князя Василия князь Звенигородский Юрий Дмитриевич решил охладить пыл племянника, вывести его из игры. Василий был ослеплён.

Вроде, в действе принимали участие сыновья Юрия Василий Косой, ослеплённый самим Тёмным прежде  и Дмитрий Шемяка - Шеемяка.
 
Как обычно  проходило это вразумляющее мероприятие?  Доску на плечи, навалились, подходит палач с ножом.  Василий так метался, что всё лицо его было изрезано глазотыкалкой. Князь потом носил повязку, закрывавшую не только изуродованные глаза.

Животное желание, жить, которого сейчас, кажется, нет. Рассказывают, как мечутся- рвутся жертвы живодёров.  Как звереют милые  домашние питомцы, загнанные в угол.

 А у  нас в сознании крепко сидит мысль, что и без глаз, рук, ног, лёгких, печени, почки можно жить. Кому- то и без головы хорошо.
  Есть органы социального обслуживания, они присмотрят, накормят, памперсы  сменят. Как часто мы вянем, лишившись какой- нибудь части тела, не имеем внутренних сил жить с этим.
 
 История Рюриковичей - сплошной инклюзив. Детская смертность, рождение  калек были обычным делом. Но вырос, волею судеб  остался единственным наследником, участником феодальных войн.

Проснулся, как- то  добрался до коня, с чужой помощью сел.
 Орёл!
 Ведёт в бой своих дружинников, разоряет чужие сёла, убивает крестьян, грабит, пока не стащили с седла и не бросили в тёмный поруб. Таких и слепить не надо. Бывшая гроза соседей, безжалостный убийца оставлен всеми, ползает в собственных нечистотах.
 
Они наследовали настрой, вычищенный из нас цивилизацией.    Все. И крестьянин тоже. Видимо, по этой причине, наша история- эпос, рассказ о преодолении или героической гибели.

 Урок  Василию Тёмному  пошёл впрок. Он сделал восьмилетнего сына- будущего Ивана III соправителем, охотно принимал на службу ордынскую знать, бежавшую из разваливающейся Орды.

 Вот и получается, что Иван Васильевич Третий, с младых ногтей освоивший науку управлять,   вдохновляем был  самим Драконом, когда   отказался подчиниться хану Ахмету и приказал казнить ордынских послов.
 Правда, «Казанская история», рассказывающая об этих событиях,  не воспринимается современными историками всерьёз.
 Что и как там было - загадка.
 
Тем не менее, народ считался творцом истории, равным остальным сословиям.
 В моде был народ.
 Вспомним «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова.

 Главным в картине  считается  противостояние взглядов стрельца в белой смертной рубахе  со свечой в руках и государя Петра Первого. Русь, отживающая последние минуты и европейское государство, возглавляемое  молодым царём.

 Сложно назвать народом московского стрельца- представителя одного из самых зажиточных слоёв тогдашнего общества.  Здесь Суриков немножко промахнулся. Так тогда думали, наверное, все.  А с  Петром художник «махнул, не глядя».

Сумасшедший  взгляд Сатаны.
  Выпученные глаза  Ада.
  Со времён Юрия Даниловича московская ветвь Рюриковичей саморучно расправлялась с врагами.

Её побочный родственник  в то утро обезглавил пятерых стрельцов.  Чтобы заставить бояр думать  перед тем, как  рукой с пальцами, унизанными дорогими перстнями, посылать людей на бунт, царь приказал  настоящим зачинщикам  восстания  рубить головы  рядовым  участникам  беспорядков.
 Не имея навыка, аристократы превратили казнь в дополнительное кровавое месиво.
 Тяжёлые топоры обрушивались  вниз там, где у спесивого белоручки кончались силёнки.
 На головы, шеи, позвоночники, плечи приговорённых. Из перерубленных артерий кровь хлестала на лица и   боярские одежды. Надо себе представить,  как православный в те времена относился к  убийству вообще и к собственному участию в  нём.
 
А Пётр запросто»  отмахивал» головы, ломал хребет стране, создавал новую реальность.
 Царь  знал 12 или 14 ремёсел. Одним из них было ремесло палача.

Стрелец, бесстрашно смотрящий в выпученные глаза Ада,  уже больше, чем противостояние старой и новой Руси. 
 Чуть раньше, при Николае Первом, Сурикова отправили бы в психушку.  В иные времена его бы до психушки не довезли.
Какие там «игры престолов»?
  Мелочь пузатая.

Теперь настало время куртуАзности.

Куртуазный  - учтивый, рыцарский. Система правил поведения при дворе. В Средние века касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине.

Когда- то рыцари, разграбившие Константинополь, вспоминали, как разъезжали под окошками прекрасных дам древнего города, а те любопытствовали,  рассматривали мужчин из далёкой варварской Европы, махали белыми платочками.   Потом, с помощью торговых партнёров Византия город пал. Рыцари учинили в нём такой погром, который, по словам очевидцев, не снился сарацинам. Возможно, прекрасные дамы Константинополя, сполна ответили за перемигивания с незнакомыми мужчинами.
 
-  Как говорится: « Выпьем за дам! А то «дам», то не «дам».
- Ой!
 - Да, ладно, прорвёмся. Времена- то, какие настали.
Нечто подобное описывал Лев Гумилёв,  когда рассказывал о битве Тимура и Тохтамыша.  О ней можно почитать и в моей статье «Краеведение».
 Историк   заметил, что Тимур не стал преследовать побеждённого Тохтамыша,  только собрал разбежавшихся татарок.
 
Вот- вот на Мамаевом побоище найдут скамеечки для прекрасных ножек зрительниц. Тюфячки, на которых знатные москвички переживали мгновения последнего периода встречи.
А коварные  победители, наверняка, насобирали  букеты из знойных , ставших бесхозными, ордынок.
 И плакали, оставленные без внимания, засидевшиеся в невестах, дочери знатных родов боярских.

Перехожу   к петровскому этапу. Слышу: « Пётр любил крепких женщин, любящих выпить, но они  его не любили».
 Сразу в памяти проявляются кадры из фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!» Осоловевший, боящийся расплескать выпитое,  герой Джигарханяна спаивает донну Розу Александра Калягина и говорит «в сторону»: Она любит выпить», а донна Роза уже пошла плясать.
 Конечно, мы такие дуры, когда выпьем. Такие доступные, ветреные, внезапные, так любим приключения на свои вторые 50…  лет.
 
 Вот так.
 Сколько ни топи в северных болотах людей.
 Сколько ни ставь на их кости столиц.
 Сколько ни ломай хребтов… 

 Дракоша наш до сих пор обиженный лежит, подавился, бедняга, при оном переламывании. Главное, лежал, никого не трогал, пищеварил последними Рюриковичами. Вдруг, навалился кто- то,  да страшный такой. То ли кот, то ли чёрт.

Сколько лет человек жил « на чемоданах»!

 Даже рубашки из голландского сукна отправляли стирать в Голландию.
 Сколько сил понадобилось для того, чтобы создать двухсоттысячную армию!

  Иначе, дальше петербургского болота, Петрушу бы не пустили. А любимые женщины его не ценили.
 
Одна, едва отерев жирные  пальчики от немецких сосисок, загуляла с австрийским посланником. И простил царь её, от колбасных объедков очистил, к себе в ноги греться пустил, а она нового посланника нашла.
 Много лет спустя, жена императора загуляла с братом любительницы посланников.
 Досадно, наверное, было мужчине.

- А ты не мостись, куда не приглашают. Всё равно «благодарные» соотечественники скажут, что Россией 300 лет управлял захудалый немецкий род.