Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 5-5 Крестные Ходы

Дудко 3
В КОЛЛАЖЕ:

ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ  МОНАСТЫРЬ

В сретенском храме этого монастыря находится икона –
«Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе», написанная иконописцами Свято-Тихоновского Богословского института.

В коллаже эта икона – слева.

Для написания иконы был выбран особый тип «с деяниями», для которого характерно сочетание основного изображения с небольшими боковыми сценами. Одно из клейм иконы, а именно десятое, посвящено событию 1919 г. в Астрахани, когда был расстрелян крестный ход. Перед иконописцами тогда стояла задача: показать собирательный образ подвига всех верующих, совершенного в ХХ столетии.
Икона состоит из 15 клейм, то есть размещенных по периметру на одной доске с главной иконой небольших сюжетов, поясняющих основную композицию иконописного образа.

Справа от иконы – увеличенный размер 10-го «Клейма» иконы, на котором изображен КРЕСТНЫЙ ХОД В АСТРАХАНИ во главе с архиепископом
Митрофаном (Краснопольским).

Клеймо, посвящённое расстрелу крестного хода в Астрахани, отчётливо выделяется из остальных. На нём изображена движущаяся процессия верующих с хоругвями (религиозными знамёнами) во главе со своим архиепископом Митрофаном (Краснопольским), расстрелянный позже, 23 июня (6 июля) 1919 г. вместе с епископом Леонтием (фон Вимпфеном), управлявшим в то время Иоанно-Предтеченским монастырём. Навстречу крестному ходу идут солдаты с винтовками в руках.
Само событие происходит около храма — это Успенский собор.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 5-5  КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

Долго я подбиралась к этой теме. Не знаю, как правильно её назвать: то ли – ВОССТАНИЕ, то ли  КРАСНЫЙ  ТЕРРОР  В АСТРАХАНИ в 1919 году, может быть – КЕСТНЫЕ  ХОДЫ, с которых всё начиналось...

Это была ситуация, в которой происходили одновременно все перечисленные события.
В эту ситуацию были втянуты все жители города Астрахани. Не было семьи, которая не потеряла бы родственников в результате этой всеобщей бойни.
Как рассказать обо всём этом в одной Главе?

Я по сути – не писатель, а – публицист. Конечно, можно о любом, в том числе и историческом событии написать так, как пишут сочинения школьники. Взяв за основу настоящий текст, изучить его и – пересказать своими словами. Но ведь это – история. Достаточно ошибиться в одном приведённом историческом факте, как вся история описываемого события искажается и попросту превращается в легенду.
Понятно, что публицисты историю истинных событий не придумывают. Вот и я – ищу каждый раз истинно исторические документы или рассказы очевидцев и публикую их на своих страничках.

Поступлю так и в этот раз.

Во-первых, чтобы не комкать и не потерять подробности истинных событий. Использованные Источники указываю всегда.

Во-вторых,  мои родственники – двоюродные дедушки – священники и настоятели Астраханских храмов в то тяжелое время после свершившейся революции, были непосредственными свидетелями  и участниками всех этих событий: кровавого террора, периода обновленцев, репрессий и ссылок…
В память о них – не имею права на ошибки в изложении истории всего происходившего.

В-третьих, по причине того, что большинство исторических документов и других материалов до сих пор - не рассекречены, оказывается даже люди поколения современных астраханцев не в курсе всех тех событий, о которых я пробую здесь рассказывать… А публикуемые мной материалы приоткрывают завесу прошлой жизни моих предков уже с учётом новых сведений.

В - четвёртых, наконец – всё то, что пишу, предназначено для моих
пра и праправнуков. Чтобы знали историю своих предков, чтили их и помнили…

Вот так. Пока писала, окончательно в уме сложилось схема публикации истории астраханского периода событий 1918 – 19  годов.

Все события попробую по возможности разбить на Части по их смыслу и содержанию происходившего. Например: КРЕСТНЫЕ  ХОДЫ, ВОССТАНИЕ,ИСТОРИЯ …

Среди имён особенно выделяются: архиепископ Митрофаном (Краснопольским), расстрелянный позже, 23 июня (6 июля) 1919 г. вместе с епископом Леонтием (фон Вимпфеном). Судьба Григория Иродионовича Степанова тесно пересекается с судьбами Митрофана и Леонтия.
Имя Григория мельком упоминается  в некоторых документах рядом с ними. На самом деле – у них было общее дело и они всегда были вовлечены в одни и те же события.
Именно поэтому, во всех событиях, о которых я здесь рассказываю, постоянно
Фантомом возникает образ Григория Иродионовича.

Вот и начнём с КРЕСТНОГО ХОДА В АСТРАХАНИ.
 
Во главе хода с хоругвиями идёт архиепископ Митрофан, а мне чудится, что рядом с ним шагает Григорий Иродионович Степанов…

Я думала, что это – единственный какой-то памятный КРЕСТНЫЙ ГОД в Астрахани. Ан – нет! Оказывается, это было в тот период целым направленным движением, явлением, охватившим многие регионы православной России. Но самое страшное – эти КРЕСТНЫЕ ХОДЫ явились причиной многих служителей церкви.

Сразу вспомнилось уже из опубликованного ранее:

«После того, как Троицкая церковь, была  захвачена обновленцами, Григорий Иродионович Степанов в 1924 году  был переведён настоятелем Покровского Собора в г. Астрахани.

Несмотря на многочисленные запреты, продолжал проводить богослужения на церковные праздники, организовывать крестные ходы. 
Из протокола объединенного собрания членов Церковного совета Покровской религиозной общины, состоявшегося 25 мая 1927 года:

 "… так как часто замечаются церковным советом и общиной разные упущения в истолковании своих церковно-служебных обязанностей со стороны членов клира причта, то предложить отцу настоятелю храма протоиерею о. Григорию Степанову обратить серьезное внимание и упорядочить это дело, а также не допускать совершения публичных богослужений на площадях, улицах, совершение крестных ходов без предварительного на то разрешения советской власти".

Так что, к событиям КРЕСТНЫХ ХОДОВ в г.Астрахани Григорий Иродионович имеет самое непосредственнок отношение.

Источником событий в этот раз является статья  автора – Натальи Лосевой, опубликованная на сайте ast.mk.ru,
Все права на материалы, опубликованные на сайте ast.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Но эта статья Натальи Лосевой заканчивается призывом – ПОДЕЛИТЬСЯ, и перечислены все общественные сайты.
Так что, письменного разрешения на "перепост" её статьи я спрашивать не стала, а здесь – просто благодарю Наталью Лосеву за предоставленную в статье - информацию.

АСТРАХАНЬ  В  ЗАГАДОЧНЫЙ 1919

"Под грифом «Особо секретно"
Автор Наталья Лосева.

Не только в истории страны, но и в истории отдельных регионов существуют «белые пятна», для восполнения которых, возможно, уйдёт ни одно десятилетие. В истории нашего города тоже немало таких загадочных и до сих пор неизученных страниц. Значительный пласт спорных моментов связан с темой Астраханской епархии в советское время. После длительного периода атеизма, продолжавшегося около 70 лет, то есть до конца 80-х — начала 90-х прошлого столетия, Церковь на сегодняшний день ещё очень мало знает о своих новоявленных святых.

Это очень близкие к нам по времени святые. Родственники или духовные чада некоторых из них до сих пор живы и могут рассказать много интересных фактов. Почему же именно с этим отрезком времени связано так много неизученного? Ведь историческая наука не стоит на месте, и сегодня, благодаря ей, мы имеем возможность заглянуть в прошлое многотысячелетней давности. Вся сложность заключается в том, что большинство архивных материалов советского времени, имеющих отношение к действиям церковной структуры и вообще к её служителям, до сих пор являются засекреченными, а доступ к ним либо закрыт, либо ограничен. Возникает вопрос: неужели и сейчас есть что скрывать? Но не стоит забывать, что если архивное дело действительно хорошо поставлено, то любые документы, содержащие государственные тайны или так называемые «личные тайны» того или иного человека, не могут выдаваться пока не истёк срок, запрещающий их открытие. Например, сейчас идёт активное изучение тайны гибели царской семьи Романовых, но, несмотря на это, существует целый свод документов об убийстве царской семьи, засекреченных по сей день. Тем не менее, мы знаем, что пройдёт время, и эти на сегодняшний день засекреченные документы станут доступными для изучения.
Другое дело, что есть факты, о которых мы, к сожалению, рискуем никогда так и не узнать, потому что в советское время немало документов просто уничтожалось. Так, в частности, не осталось практически никаких источников, указывающих на дальнейшую судьбу некоторых - достаточно видных исторических личностей, в том числе из церковной среды.
Например, родственники протоиерея Иоанна Савинского — автора самого обстоятельного труда по истории «Астраханской епархии за 300 лет ее существования» даже не знают, где был похоронен и как именно погиб их знаменитый прадед. И это только единичный случай. Что говорить о судьбе отдельного человека, если многие астраханцы с недоумением смотрят на сюжет иконы «Расстрелянный крестный ход в Астрахани» и даже не имеют представления, о чем именно она повествует.
А ведь это события менее чем столетней давности. Страшное, трагическое событие, когда 11 (24) мая была открыта стрельба по крестному ходу, устроенному в честь долгожданного  прославления в лике святых Иосифа, митрополита Астраханского и Терского. Об этом, действительно, мало кто знает. Ни в Государственном архиве Астраханской области, ни в архиве ФСБ никакой информации об этом не содержится.

О чём повествует сюжет иконы...

Существует икона, полное название которой звучит «Собор новых мучеников и исповедников Российских, за Христа пострадавших, явленных и неявленных, прославленных на Юбилейном Архиерейском Соборе», написанная иконописцами Свято-Тихоновского Богословского института. Такую икону сегодня можно увидеть во многих центральных храмах Астрахани.
Для написания иконы был выбран особый тип «с деяниями», для которого характерно сочетание основного изображения с небольшими боковыми сценами. Одно из клейм иконы, а именно десятое, посвящено событию 1919 г. в Астрахани, когда был расстрелян крестный ход.
Перед иконописцами тогда стояла задача: показать собирательный образ подвига всех верующих, совершенного в ХХ столетии. Икона состоит из 15 клейм, то есть размещенных по периметру на одной доске с главной иконой небольших сюжетов, поясняющих основную композицию иконописного образа.

Клеймо, посвящённое расстрелу крестного хода в Астрахани, отчётливо выделяется из остальных.
На нём изображена движущаяся процессия верующих с хоругвями (религиозными знамёнами) во главе со своим архиепископом Митрофаном (Краснопольским), расстрелянный позже, 23 июня (6 июля) 1919 г. вместе с епископом Леонтием (фон Вимпфеном), управлявшим в то время Иоанно-Предтеченским монастырём. Навстречу крестному ходу идут солдаты с винтовками в руках. Само событие происходит около храма — это Успенский собор.

Преобладающий красный цвет в группе праведников выражает их бесстрашие и готовность постоять за веру Христову. Таким образом, существование на иконе Собора новомучеников и исповедников Российских клейма, посвящённого кровопролитным событиям 1919 г. в Астрахани, доказывает факт их достоверности. На Соборе 2000 года были прославлены как известные, так и неизвестные мученики.

Сонм святых пополняли и расстрелянные участники того самого крестного хода и сам Владыка Митрофан. Тогда в общей сложности было прославлено 1154 подвижника, 813 из которых новомученики или исповедники. Но предварительно перед прославлением были получены все необходимые свидетельства, подтверждающие и доказывающие факт их реальной гибели за веру. Отсюда можно сделать вывод, что такие документы всё же существуют. Но нам не известно ни количество участников того крестного хода, ни число расстрелянных.

Был ли расстрел? Попытка восстановить картину.
По некоторым сведениям, известно, что начался крестный ход от одного из близлежащих к Кремлю храмов, ныне уже не существующих — Знаменского.

Выбор именно этого храма архиепископом Митрофаном был неслучаен и даже символичен. Дело в том, что первоначальный Знаменский храм был построен в ознаменование освобождения Астрахани от разинцев, жестоко мучавших и в итоге убивших священномученика Иосифа.
Собравшиеся на торжественное Богослужение в храме понимали, какой опасности они себя подвергают, решив после окончания праздничной службы в храме совершить задуманное и направиться крестным ходом к Успенскому собору в Кремле, где находились мощи святого.
Ещё 12 (25) февраля 1919 г. в Астрахани был создан Революционно-военный комитет во главе с Кировым. Верующих пропускали в Кремль только по пропускам. Начались репрессии священнослужителей. Уже к февралю-марту 1919 г. были расстреляны причт и совет церкви села Карантинное, были и другие единичные случаи расстрелов астраханских священников и церковных служащих.
Опасность заключалась ещё и в том, что заранее зная о предстоящем крестном ходе, буквально накануне военные власти выставили у Пречистенских ворот роту солдат с пулеметом в целях «устрашения» толпы.
«Верующие и сам архиепископ знали об этом, но надеялись, что городские власти сдержат свое слово и их пропустят в Кремль.
Произошла ужасная трагедия — стоявшим у ворот солдатам был отдан приказ стрелять. Огонь из винтовок и пулемета остановил молящихся».
Эти сведения мы находим в Московских Епархиальных Ведомостях за 2000 г.. №12. С.24. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о том самом крестном ходе и о его событиях.

Кстати, это был далеко не единичный случай, когда по крестному ходу открывали огонь. В тот же кровавый 1919 г. в Мордовии в селе Большой Азязь был устроен крестный ход против произвола новых властей по отношению к верующим. Жители села Большой Азязь направились к местному монастырю. Когда крестный ход приблизился к монастырю, в нем ударили в колокола и в это же самое мгновение по верующим людям начали стрелять. Ещё лежал снег, от крови убитых он превратился в красный. Тогда было убито 8 человек и множество раненых.

Ещё годом раньше аналогично был расстрелян крестный ход в Туле и Харькове, в Церковных ведомостях 1918 г. сухо сообщали: 2/15 февраля расстрел крестного хода в Туле. Ранен еп. Корнилий и много других лиц, убито 13 человек, в т.ч. 2 рабочих оружейного завода.

Расстрел в Харькове толпы верующих, собравшихся для проведения крестного хода в связи с Декретом и гонениями на Церковь.

В действительности было ранено около 60 человек, установили современные исследователи (Л. Захарова. Расстрел Крестного хода в Туле. Год 1918-й.// Тульские Епархиальные Ведомости, 2000, № 1).

Расстрелы крестных ходов привели  горожан  в негодование, они требовали суда над виновниками трагедии и создания комиссии в Москве по расследованию расстрелов. Однако центральная власть большевиков  в Москве этого не допустила. Были уничтожены все документальные свидетельства о расстрелах верующих во время крестных ходов 1918-1919 гг.

В общем-то, скорее всего аналогичным образом поступили и с документами, проливающими свет на расстрел Астраханского крестного хода.

Наталья Лосева

Хочу сюда добавить сообщение из ПРАВОСЛАВНОГО КАЛЕНДАРЯ
ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ

Вверху, в Коллаже - приведён снимок Иоанно-Предтеченского  монастыря.

Собор новомучеников и исповедников Российских  празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает, то в ближайшее воскресенье после 7 февраля. Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.

В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих граждан не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Российских на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия. Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь: к лику святых были причислены более тысячи новых мучеников.

Среди пострадавших за веру в ХХ веке ; святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, избрание которого произошло в Храме Христа Спасителя (1925); святые Царственные страстотерпцы; священномученик Петр, митрополит Крутицкий (1937); священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (1918); священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский; священномученик митрополит Серафим Чичагов (1937); ключарь Храма Христа Спасителя священномученик протопресвитер Александр (1937); преподобномученицы великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара (1918); и целый сонм святых явленных и неявленных. Есть среди них и священномученик Митрофан, архиепископ Астраханский (1919).

Икона Собора новомучеников и исповедников Российских была создана иконописцами Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Состоит образ из средника, деисиса и 15 клейм, размер иконы 167х135 см. Десятое клеймо иконы посвящено событию, имевшему место в нашем городе в 1919 году.
Святые новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!

Десятое клеймо...
Расстрел крестного хода в Астрахани.      
Крестные ходы в знак протеста против гонений на Церковь проводились в 1918-1919 годах во многих городах России. На это проявление народного протеста власть отвечала террором. Один из расстрелов крестного хода показан в данной композиции. Композиция решена как прямое столкновение двух сил. Слева направо движется процессия праведников с хоругвями. Впереди идут дьякона, у них твердый, неустрашимый шаг.
Передний, более старший, высоко держит крест.
В середине шествия епископ. Это архиепископ Астраханский Митрофан   (Краснопольский), расстрелянный позже, 23 июня (6 июля) 1919 года, вместе с епископом Леонтием (фон Вимпфеном), управлявшим в то время Иоанно-Предтеченским монастырём.
Справа - группа солдат. В руках солдат винтовки, олицетворяющие угрозу неминуемой смерти для хоругвеносцев, епископа и всей процессии.

Событие развертывается на фоне храма, дверной проем которого служит разделительным знаком между противостоящими силами. Напряженность ожидания момента столкновения усиливается цветом. В группе праведников господствует красный цвет, выражающий непреклонность и готовность постоять за веру Христову.

По силе драматизма это клеймо выделяется из всех прочих. На нём в художественной форме изображено реальное событие, имевшее место в нашем городе 11 мая 1919 года. Именно в этот день после  получения долгожданного  разрешения Священного Синода  должно было совершиться прославление причисленного к лику угодников Божиих святителя Иосифа Убиенного, митрополита Астраханского и Терского.

По благословению архиепископа Митрофана начались приготовления к проведению торжеств. Это было непросто. В то время в помещениях Кремля располагались штабные организации Реввоенсовета и фронта. Верующих пропускали в Кремль только по пропускам. Прославление нового угодника Божия в Успенском соборе, где находилась (и сейчас находится) его гробница, было невозможно, и владыка Митрофан распорядился перенести торжества в один из ближайших к  Кремлю храмов – Знаменский, который был построен в ознаменование освобождения Астрахани от разинцев, казнивших священномученика Иосифа.
 
11 мая 1919 года  в Знаменский храм прибыли  архиепископ Митрофан, астраханское духовенство, и простые миряне. После торжественной службы в храме все молящиеся во главе с владыкой, с хоругвями и иконами, направились крестным ходом в Кремль. Они знали, что накануне военные власти запретили всякое богослужение в Успенском соборе и выставили у входа в Кремль роту солдат с пулемётом, но никто не ожидал того, что произошло: молящихся остановил огонь из винтовок и пулемёта.

Сегодня в левом приделе храма Иоанно-Предтеченского монастыря перед иконой «Собор новомучеников и исповедников российских» всегда горят свечи.

414004  г. Астрахань ул. Магнитогорская, 9    simonion@mail.ru   

 
Уже поместив этот текст, я вспомнила и поняла – почему именно в этом монастыре уделено особое внимание событиям Крестного хода, произошедшего в 1919 году  в г. Астрахани…

"После революции 1917 года Григорий Иродионович Степанов
с 1919 по 1921 год состоял в созданном при Иоанно-Предтеченском монастыре «Союзе религиозных общин», организованного 2 марта 1919 года, благодаря старанию епископа Леонтия (фон Вимпфен)."

Как же я упустила, когда знакомилась с историей храмов, в которых служил Григорий Иродионович – то, что его ещё много событий связывали с Иоанно-Предтеченским монастырем?

А история монастыря оказалась не менее трагической, чем у тех, кто в трудные времена находил там прибежище.

Это упущение не поздно исправить. Поэтому я добавляю сюда из 
Православного календаря этого монастыря – его историю.

ИСТОРИЯ  ИОАННО – ПРЕДТЕЧЕНСКОГО  МОНАСТЫРЯ

Монастыри - это как бы запасные водоемы живой воды религиозного воодушевления; они питают и увлажняют иссохшие пустыни духа мирской жизни, они дают живительную и спасительную влагу душам жаждущим.
Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов

Монастыри... Само это слово полно какой-то притягательной силы. С незапамятных времен они пользуются особой любовью на Руси. В них душа православного верующего искала и находила поддержку, успокоение и религиозное воодушевление. Монастыри начали строиться в России в XI веке, а к 1914 году их насчитывалось 1025. Многие монастыри ведут свою летопись не одно столетие. Наш монастырь - не исключение. Его трехсот двадцатилетняя история - это перипетии судеб его храмов, построек, его братии, игуменов, старцев и истории Астрахани, а подчас и всей России.

В начале 17 века Астрахань уже была одним из крупных городов русского государства, население которого постоянно росло за счет прилива переселенцев из Центральной России и притока иноземцев. К концу 17 века Астрахань состояла из трех укрепленных районов: Кремля, Белого и Земляного городов.

Земляной город представлял собой ряд слобод, расположенных по южному берегу реки Кутума и берегам реки Криуши, защищенных деревянно-земляными укреплениями.
За пределами Земляного города к югу от впадавшей Кутум речки Луковки и был основан наш монастырь. Стоял он на небольшом пригорке урочища Красный бугор. Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии на его собственные средства.

Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, когда его строитель старец Александр и братия обратились к митрополиту с просьбой разрешить им построить каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Из этого можно сделать вывод, что сам монастырь уже существовал в то время, т.е. был основан несколько раньше.
Однако это строительство затянулось на девять лет из-за разразившейся летом 1692 года эпидемии чумы. После её окончания из всей монастырской братии в живых остались только два иеромонаха, остальные все скончались, в том числе и старец Александр.
В 1697 году строительство было завершено. Вместе с храмом была построена двухъярусная монастырская колокольня над святыми вратами при западном входе в обитель. Всё пространство монастыря, имеющее форму квадрата, было обнесено первоначально деревянными стенами, а по всем четырём углам были установлены небольшие башенки. Рядом с храмом были построены деревянные настоятельские и братские кельи.

Весной 1706 года, когда Астрахань была захвачена мятежными стрельцами, монастырь стал опорой для прибывших из Москвы правительственных войск во главе с фельдмаршалом Шереметьевым. В монастырских стенах делались бойницы для отражения неприятеля. Когда фельдмаршал 12 марта прибыл в обитель, мятежники открыли стрельбу и пошли на штурм монастыря. Но царские войска отбили штурм.

В 20-х годах XVIII столетия между преемником митрополита Сампсона, епископом Иоакимом и астраханским губернатором Волынским, покровительствовавшим католикам-капуцинам, возник конфликт. Волынский добился перевода епископа из Астрахани и начал преследовать его сторонников. Настоятель монастыря архимандрит Иоасаф был схвачен и заключён в темницу, где Волынский под пытками вымогал у него казну и ценности монастыря. Настоятелю удалось спастись бегством.

В 1723 году, пытаясь скрыть следы своих бесчинств, Волынский добился закрытия Иоанно-Предтеченского монастыря и учреждения в его стенах гарнизонного госпиталя. В обители не осталось ни одного монаха, однако богослужения не прекратились: их совершал белый священник. Сначала к нему на помощь присылали двух иеромонахов из Спасского монастыря, а потом прислали и второго белого священника.

Все это продолжалось до 1727 года, когда после настойчивых требований астраханского епископа Варлаама (Леницкого) монастырь был возвращён в епархиальное ведомство.

При новом настоятеле монастыря архимандрите Иларионе с 1727 по 1730 год были выстроены: каменная ограда и двухэтажный настоятельский корпус. В 1737 году при архимандрите Аркадии в первом ярусе монастырской колокольни был устроен храм в честь Святого Мученика Иоанна Воина.

В 1756 году при архимандрите Аароне стараниями надворного советника Фёдора Львовича Черкесова в монастыре была построена малая каменная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

В 1780 году каменную келейную церковь во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», в которой едва помещалось 20 человек, перенесли и присоединили к Сретенской в виде придела, который был освящен в честь Рождества Иоанна Предтечи.

В 1895 году вследствие сильного обветшания Сретенский и Рождество-Иоанно-Предтеченский храмы были разобраны, а на их месте заложен новый трёхпрестольный храм в честь Сретения Господня с приделами: правый - в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте», а левый - в честь Святителя Тихона Задонского.

В 1899 году было окончено его строительство, и 25 июля того же года храм был освящён Астраханским епископом Сергием (Серафимовым). Боковые приделы были освящёны не сразу, так как из-за несоблюдения некоторых технических требований они не были приняты строительной комиссией. Только 13 сентября 1909 года в день воспоминания освящения храма Воскресения в Иерусалиме был освящён правый придел Сретенского храма в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В следующем году, 13 августа, был освящён и левый придел в честь Святителя Тихона Задонского.

Вместе с разборкой двух древних храмов: Сретенского и Рождества Иоанно-Предтеченского в 1895 году в Иоанно-Предтеченском монастыре были перестроены все деревянные братские кельи, шедшие вдоль северной стороны. Вместо них были построены каменные кельи и примыкающая к ним братская трапеза, а также и другие монастырские службы: баня (в северо-восточном углу), погреба, кладовые (тянущиеся вдоль восточной стены), дом для монастырской прислуги (у южной стены) и располагавшиеся рядом каретная с конюшней. В 1895 году старый настоятельский дом был разобран, и выстроен новый каменный двухэтажный настоятельский дом. В его верхнем этаже помещались кельи для настоятеля, а в нижнем - церковно-приходская школа, содержавшаяся на средства монастыря.

В начале XX века в монастыре были игумен, 8 монахов и 5 послушников. В 1919 году сам монастырь был закрыт, однако храмы продолжали действовать до 1929 года.

Закрытые Иоанно-Предтеченский монастырский собор и колокольня с церковью Иона Воина тут же были снесены.

Третий из монастырских храмов в честь Сретения Господня был предоставлен местной обновленческой общине, но в начале тридцатых годов и его закрыли.

В течение многих лет Сретенский храм использовался как складское помещение реализационной базой «Заготзерно».

Сретенский храм был возвращен Православной Церкви в 1989 году и освящен в честь Усекновения Главы Святого Пророка Иоанна Предтечи. Сейчас он выполняет роль соборной монастырской церкви.

… С Е Г О Д Н Я

Современная история монастыря началась с 1992 года, когда настоятелем церкви стал отец Василий (Ценько). Первому настоятелю монастыря пришлось начинать почти с нуля. Сам храм был в ужасном опустошении. Отсутствовала элементарная инфраструктура монастыря, не хватало помощников. И наш монастырь едва ли был бы сейчас полностью восстановлен, если бы не наши благодетели. Сначала были поставлены купола из оцинкованного железа. Вокруг храма был залит бетон, построены новая колокольня, котельная, склады. В храме была произведена роспись стен. В 1993 году монастырь был готов к службе, в нем начала проводиться Литургия, и в храм потянулись люди.

Первоначально церковь существовала как приход, но благодаря усилиям отца Василия, 22 февраля 1995 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении монашеской жизни в Иоанно-Предтеченском мужском монастыре.

Следующие наместники отец Иосиф (Марьян) и отец Филипп (Трещев) занимались в основном благотворительной деятельностью, помогая малоимущим и голодающим. Устройство обители еще надлежало привести в крепкий вид. В это время в жизни монастыря произошло очень важное событие: на пожертвованные деньги был установлен центральный иконостас из резного дерева, который требовалось еще отделать и установить в нем иконы.

Восстановительные работы возобновились в начале 2001 года, когда наместником монастыря стал иеромонах Петр (Барбашов). Было построено временное ограждение территории монастыря, позволившее избавиться от любителей выпивки, облюбовавших многочисленные его строения и закутки. За два года была восстановлена вся инфраструктура монастыря: были построены новая баня, двухэтажный братский корпус, который разместил в своих стенах не только кельи для монахов и послушников, но и новую трапезную, столярку, гараж и лекционный зал. Новый каменный забор заменил временное ограждение территории монастыря.

За 2004-2005 годы был произведен капитальный ремонт в двухэтажном игуменском корпусе и в одноэтажном братском корпусе. Эти здания были переданы монастырю в связи с приездом в Астрахань Святейшего Патриарха Алексия Второго в октябре 2002 года.

Большое внимание также наместник Петр уделил украшению храма. За небольшой период времени взамен старых, сделанных из фанеры боковых иконостасов были установлены новые резные, был построен подвесной клирос, значительно увеличивший свободное пространство в храме. В декабре 2006 года над храмом засияли золотые купола, ставшие украшением не только монастыря, но и всей Астрахани.

Заботясь о восстановлении монастыря, отец Петр не забывает о главном предназначении Церкви - спасении людей. После многих десятилетий атеизма русскому народу приходится искать пути возвращения в Церковь. Выросло не одно поколение людей, у которых отсутствуют элементарные знания о Православии. Поэтому монастырская братия начала с раздачи листовок, разъясняющих основные положения христианства и наиболее актуальных тем для прихожан. На телевидении вышел цикл передач «Фома», в которых игумен Петр отвечал на актуальные вопросы телезрителей.
Отец Антоний регулярно проводит миссионерские беседы с населением. Иеромонах Нестор ведет курсы «Евангельские чтения». В СМИ публикуются статьи об истории и сегодняшнем дне монастыря, в ВУЗах и общественных организациях проводятся лекции. Братия монастыря посещает детские дома - интернаты, дом престарелых, нуждающихся и малоимущих. В нашем монастыре есть православная библиотека, основная часть фондов которой - это книги, подаренные горожанами. Она открыта для всех желающих.

Сам монастырь всегда открыт для общения с людьми. Иеромонахи обители ведут еженедельные миссионерские беседы по изучению и толкованию Нового Завета, встречаются с молодежью.
При монастыре действует воскресная школа, насчитывающая около 200 детей, имеется хоровая студия. Братский хор монастыря «Скимен» стал лауреатом Всероссийского конкурса хорового пения и даже выпустил свой диск. Детский хор мальчиков «Воскресение» неоднократно становился победителем различных городских конкурсов. «Время собирать камни» и «время говорить» наступило. Мы с оптимизмом смотрим в будущее.
Монастырь постепенно возвращает свое былое значение в жизни города. Все больше людей, в том числе молодежь и молодые семьи, приходят в храм на службу, оказывают бескорыстную помощь монастырю в решении его насущных проблем.
Как известно, наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного. И мы смеем надеяться, что наша обитель вносит в это богоугодное дело свою лепту.

Монастыри - это духовные оплоты Православия, и у Православия в России, безусловно, есть будущее. Мы верим, что оно перестанет ассоциироваться у людей только с куличами и крещенской водой, но станет для каждого человека проводником в жизнь вечную, которую он обретет верою в Господа нашего Иисуса Христа и исполнением евангельских Заповедей.

414004  г. Астрахань ул. Магнитогорская, 9    simonion@mail.ru    

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ