Ч. 150 Возрождение флота

Владимир Врубель
Предыдущая страница      http://proza.ru/2021/05/11/526

Отряд Лазарева благополучно  прибыл в Кронштадт. Смотр прибывших кораблей проводил командующий эскадрой Балтийского флота адмирал Роман Васильевич Кроун. 21 сентября 1826 года  он доложил начальнику Главного морского штаба Моллеру:

«Милостивый государь,  Антон Васильевич!
С удовольствием уведомляю Вас, что прибывший на Кронштадтский рейд корабль «Азов» примерною опрятностью и чистотой обращает на себя внимание.
С совершенным почтением и преданностью имею честь быть
Вашего превосходительства покорный слуга Роман Кроун».

Можно себе представить, как тщательно готовили к смотру корабль под бдительным присмотром Михаила Петровича Лазарева, который умел представить всё начальству в лучшем виде!

За время перехода из Архангельска в Кронштадт умерли два матроса и тринадцать человек тяжелобольных отправили в Кронштадтский госпиталь. Условия службы матросов были такими, что люди умирали в каждом плавании.

Для осмотра кораблей отряда Лазарева Адмиралтейств-коллегия назначила комиссию под председательством капитан–командора  Беллинсгаузена в составе вице-адмирала Пустошкина, контр-адмирала Сорокина, директора кораблестроения Исакова, генерал-интенданта Головнина и других.

Комиссия пришла к выводу, что все усовершенствования, внесённые Лазаревым в конструкцию корабля, «отменно  удобны и полезны для флота».

В июне 1826 года вернулся из Новоархангельска в Кронштадт шлюп «Предприятие» под командой Отто Евстафьевича Коцебу. Врач, ботаник и зоолог Иоганн Фридрих фон Эшшольц, второй раз совершивший кругосветное плавание с Коцебу, вернувшись в Россию, написал:

«Путешествие было для меня вполне удачным – это были три  незабываемых года. Никогда не вернётся и не может возвратиться  время, которое я смог исключительно посвятить моей науке, когда постоянно находил интереснейшие материалы».

За огромный труд - Эшшольц собрал сведения о 2400 видах животных - его наградили орденом св. Владимира 4-й степени. Все материалы по растительному и животному царству он передал в Дерптский университет и в Московское общество испытателей природы.

Эшшольц умер от тифа 7 мая 1831 года в возрасте 37 лет. Другой русский учёный с нерусскими именем и фамилией, Эмилий Христианович (Генрих Фридрих Эмиль) Ленц в плавании сконструировал несколько оригинальных приборов, а результаты наблюдений обработал методом наименьших квадратов.

В 1828 году он представил в Академию наук доклад «Физические наблюдения, произведенные во время кругосветного путешествия под командованием капитана Отто фон Коцебу в 1823, 1824, 1825 и 1826 г.г.».

Написали книги о своих работах во время плавания на «Предприятии» астроном Вильгельм Прейс и геолог Эрнст Карлович Гофман. Многие офицеры, служившие под командой Коцебу, впоследствии заняли видное место в российском флоте, стали адмиралами.

А сам Отто Евстафьевич, здоровье которого было подорвано тремя кругосветными плаваниями, вышел в отставку в звании капитана 2 ранга, получив при увольнении звание капитана 1 ранга.

Последние шестнадцать лет своей жизни он, сытый морем по горло, провёл в сельской местности на мызе Кыуэ под Ревелем.

В двадцатые годы продолжились кругосветные плавания русских моряков. Руководство колониями в Америке прочно перешло в руки морских офицеров. Кораблями Российско-Американской компании тоже командовали морские офицеры.

31 июля 1824 года из Кронштадта в Ситху отправился корабль «Елена» под командой Петра Егоровича Чистякова. До этого Чистяков совершил плавание на Аляску на корабле «Бородино», одно из самых трагических в русском флоте по числу умерших от эпидемии на корабле.

В ноябре 1825 года он сменил на посту главного правителя колоний капитана 2 ранга Муравьёва, а тот на корабле «Елена» вернулся в Кронштадт.

27 сентября 1824 года из Кронштадта вышел в кругосветное плавание шлюп «Смирный», которым командовал зять начальника Главного морского штаба капитан-лейтенант Павел Афанасьевич Дохтуров.
 
Дохтуров был опытным моряком, командовал в кругосветном плавании кораблём «Кутузов», а семью годами раньше, когда он командовал бригом «Феникс», то обучал морскому делу гардемаринов, среди которых были будущие знаменитости Павел Степанович Нахимов и Владимир Иванович Даль.

В Немецком (Северном) море шлюп «Смирный» попал в сильнейший шторм. 3 ноября огромный вал обрушился на корабль. Вахтенных офицеров, лейтенанта Бодиско и мичмана Истомина, а также матросов-рулевых, смыло с мостика. Каким-то чудом им удалось удержаться на палубе и не оказаться в море.

Только благодаря искусству командира шлюпа, при всех полученных повреждениях удалось дойти до порта Арендаль, где провели зиму, занимаясь ремонтом шлюпа, а весной вернулись в Кронштадт.

Подобно Павлу I, вступив на престол, Николай I ознакомился с состоянием флота и был им удручён. Балтийского флота, по сути, не существовало.

По указанию императора срочно сформировали Комитет образования флота, «дабы извлечь наши морские силы из забвения и ничтожества, в которых он прозябал в последнее время».

Но это нам всем хорошо знакомо: с воцарением на престоле каждый новый правитель обнаруживал, что до него всё было плохо. Не могу себе даже представить, что нам расскажут после смены нынешнего главы государства.

Комитет представил императору программу возрождения флота и составил на основании этой программы новые штаты. Эти документы были утверждены в 1826 году высочайшим рескриптом.

Всего для Балтийского флота планировалось построить 217 кораблей и судов. По главным кораблям, составлявшим основную силу флота, предполагалось выполнить программу до 1830 года.

При постоянном внимании Николая I к флоту масштабы судостроения приняли невиданные ранее размеры и темпы строительства. За шесть лет построили 22 линейных корабля.

По свидетельству современников, царь «был сведущ во всём, относящемся до каждого судна в отдельности, что служит доказательством неослабной его бдительности в этом деле и того участия, с каким он следит за пригодностью их к службе».

Продолжение http://proza.ru/2021/05/15/16