Расскажу-ка О Татарах-2

Габдель Махмут
  Изучая историю России, встречаем много татарских фамилий, кто внесли свой вклад в становление русской культуры и российской государственности: Аракчеевы, Карамзины, Ермоловы, Шереметьевы, Годуновы, Кочубеи, Булгаковы, Аксаковы, Тургеневы, Тимирязевы, Юсуповы и пр. и пр. Сегодня даже не задумываемся над тем фактом, что такие у русских фамилии, как Азин, Мурзин, Шабанов, Мамин, Мамаев и т.д., коих сотни в русском списке, являются татарскими.

      В связи с этим возникает интересный вопрос: а были ли случаи наоборот, когда русские люди проникались татарской культурой, или даже творили, повлияли на нее?
      Первым, кого я тоже назвал бы татарским феноменом, можно вспомнить имя Александра Ключарева. В Татарстане когда-то на самом деле жил и творил такой композитор – Александр Сергеевич Ключарев (1904-1972). Многие его татарские песни даже сейчас исполняются на эстраде республики, такие, как «Бухара-Урал», «Казан», «Туган ягым Татарстан»… Его песню долгое время исполняли как гимн Татарстана, и она сильно похожа на нынешний гимн от композитора Рустема Яхина. Может, последний просто переработал его? Я обязательно постараюсь изучить данное совпадение (или схожесть), отчего и почему…

      В пору, когда не было интернета, тем более, будучи не татарстанцем, я предполагал, что Ключарев наверняка из крещеных татар, поэтому и сочиняет татарские песни. Каким же я был профаном! Оказывается, Александр Сергеевич в корнях своих чистокровный русский человек. Оказалось, родился он в Казани, а в двухгодовалом возрасте родители увозят его в Оренбург, где проходят юношеские годы будущего композитора, годы его становления. И лишь когда ему стало 17 лет, семья возвращается обратно, он получает профессиональное образование в Казанском музыкальном техникуме, затем учится в Московской консерватории…

      Музыкальное образование получают в Казани многие. Однако, лишь Ключарев стал сочинять чисто татарские песни, которые не мог родить нетатарин.
      Секрет в том, что потенциально восприимчивый к музыке, он с детства влюбился в мелодичность татарских песен, слушая, как ее задушевно поют татары. Ведь даже в Оренбурге, когда он жил, половина населения были татары, где он также не мог не слышать татарские мотивы. А идя в композиторы, студентом, он участвовал в экспедициях, перерабатывал, записывал народные песни нотами, вникая, как никто из нетатар, в татарскую музыкальную стилистику, отличительные от музыки других народов ее особенности...

      Так, он создал несколько сотен татарских, башкирских песен, писал для татарских музыкальных спектаклей, сочинял симфонии, хоровые произведения и пр. – все с татарским «акцентом». И такой человек долгое время руководил татарским Государственным ансамблем песни  и танца! Не зря татарстанцы отдали ему почестей сполна – он имел заслуженные звания, награды и премии, вплоть до российских…

      В детстве на школьных концертах я не раз пел его песни, потому и запала фамилия в памяти, поэтому и решил рассказать о нем ранее других…Такие личности – товар, конечно же, штучный. Пример Александра Ключарева, к сожалению, все еще остается не подхваченным…

  Конечно же, татарские песни (особо подчеркиваю: песни!) в их неизменной пентатонике, как я убедился, может сочинять только татарин. Пример Александра Ключарева – исключительный.
      Но кое-какие татарские вкрапления в своей музыке применяли и большие русские композиторы, когда нужно было передать чужие русскому духу картины, как, например, Римский-Корсаков в опере «Садко». Александр Бородин в своей единственной опере «Князь Игорь» использовал татарский мелодизм в сцене «Половецкие пляски», которые, как отдельный номер, часто исполняются оркестрами на концертах - это место заметно выделяется в опере своеобразием, красивым своим восточным колоритом.

        Уместен вопрос, а есть ли примеры, когда татарские авторы сочиняли русские песни? Таких примеров немало.
        Если кто пройдется по моей странице в Одноклассниках, то в списке «Моя музыка» обнаружит часто запросную в ресторанах песню «Я татарин», где Ростовский бард Ринат Сафин в припеве исполняет: «Я татарин, я татарин – человек простой, внешне я солидный парень с русскою душой…». В ней он татарский мотив использовал только во вступительной части, во всей остальной музыке – это чисто русская песня. И таких примеров можно найти сотни.

       Когда-то я и сам занимался сочинительством песен, не зря же был зачинателем бардовского движения в Надыме. Мало кто знает, но это же я в 1987 году организовал известный в нашем городе и Ямале КСП «Витражи», куда на первое занятие - было дело – даже пригласил Булата Окуджаву, и он прислал нам телеграмму-поздравление…

       Однако, всё музыкальное составляющее моих песен были с русскими мотивами. Ярковское районное радио (Тюменская область) использовало мою песню о Ярково, как позывные, с чего начинало свои еженедельные передачи. Салехардское окружное радио лет двадцать крутило мои три песни о Севере, и о Надыме «Остров счастья в море газовом».
       А вот татарских песен я сотворить не смог, несмотря на попытки! Потому что не учился этому, не вращался по жизни в татарской среде, в татарской музыке – всё мое музыкальное воспитание в Тобольском культпросветучилище было от русского хорового искусства. Чтобы сочинять татарские песни, я понял, надо быть стопроцентно татарином, я же, видимо, неполноценный в этом плане, как ни печально…

       Серьезные композиторы-татары в русском песенном багаже тоже имеются. Первым среди них можно назвать Азона Фаттаха (1922-2013), широко известного в шестидесятые-восьмидесятые годы ХХ века, автора более 200 песен. Как сообщается в Википедии, его песни исполняли почти все знаменитые певцы СССР – от Кобзона до Камбуровой. Когда-то «со всех утюгов» звучала его песня «Хороши вечера на Оби», которую я тоже пел в нашем мужском ансамбле в КПУ. В то время я не знал, оказывается, он работал и в серьезных жанрах: писал оперы, симфонии, исполнявшиеся оркестрами даже за рубежом. А параллельно этому он преподавал, руководил оркестрами, его приглашали сотрудничать кинорежиссеры – так он написал музыку к широко известным в советское время фильмам «Мальчиш Кибальчиш», «Юнга со шхуны Колумб», «Акваланги на дне»… (Можно вспомнить мировые имена Софьи Губайдуллиной, Алемдара Караманова - композиторов планетарного размаха, о ком стоит поговорить отдельно)...

       Будете смеяться, но наш человек - татарин – нынче, и вот уже несколько лет(!) возглавляет Союз композиторов России, одновременно руководя таким союзом в своем Татарстане!…