выстрел Хемингуэя

Женя Наварин
 маленькому оркестрику под управлением любви посвящается..

Кларнет пробит, труба помята,
Фагот как старый посох стерт,
На барабане швы разлезлись,
Но кларнетист красив, как черт,
Флейтист как юный князь изящен,
И вечно в сговоре с людьми,
Надежды маленький оркестрик
Под управлением любви.

Окуджава

 А работал я тогда в ненавистном всему сердцу супермаркете.

 DIY ширпотреба и китайских безделиц, плотно окутывавших торговый зал тошнотворным хрючевом вони дешёвого пластика и хрупкой недолговечности изделий с наценкой в 666%..

 - Как я попал сюда, о, боги?! - спрашивал я себя, задрав нервно кверху голову.

Уставившись в потолок люминесцентных капиталосберегающих светляков, я не находил ни одной веской причины, чтобы тут же, не сходя с этого места, не плюнуть в сытую самодовольную бурую рожу администратора торгового зала, нарекавшего всех без разбора подчинённых продавцов-консультантов «оленями». Эх, развернуться бы и, сверкая и прицокивая радостно копытцами призрачной свободы, ускакать в объятия безработицы и безденежного отчаяния на шею и полное финансовое довольствие к родным.

 А он не унимался. Вывалив мне на прилавок (за которым непременно нужно было продемонстрировать сердобольным и бережливым бабушкам, что приобретённая лампочка может ещё и светить, а не только красиво выглядеть) свой стафилококковый  фаллос административного восторга, он самоотрешённо бубнил что-то себе под нос. Он демонстрировал удивительную способность смотреть как-то сквозь подчинённого. Мимоходом, он объяснял себе, а  заодно и мне (возможно, меня и не существовало в его удушающем самолюбованием и всепоглощающей гордыни мирке) всё мироздание и положение вещей в его же версии представлений о трёх слонах на панцире черепахи, поддерживающих тело Земли. И слоном был конечно же Он - вышестоящий, а черепахой -  я, потому как находился под его «чутким» столбом ног.

 Прекрасно понимая и то, что разговаривал он с самим собой и только (ведь, что за блаженное и сладостное удовольствие - поговорить с умным человеком, с самим собой!) я слушал его только краем уха, а сам глядел во все глаза на Фёдора Михайловича, который зачем-то примерял красную ватную безделушку-шапочку Санты. Он нацепил её себе придурковато набекрень и, воровато оглядываясь, подошёл к нам.

 Его терпения и внимания к «эпосу» моего начальника хватило лишь секунд на десять. Он демонстративно отвернулся от этой вши и обратился ко мне, лихорадочно возмущаясь,
- Нет, ну что за дебил! Эрнест, ты совсем уже что ль того?! Кого ты слушаешь? Помнишь как у меня в «бесах»?
- Прекрасно помню, дорогой Фёдор Михайлович. Я поджал губу, пытаясь вспомнить поточнее, и выразительно процитировал его строчки - слова мастера душевных шиворот-на-выворотных оборотов: «То есть… Vous savez, chez nous… En un mot, поставьте какую-нибудь самую последнюю ничтожность у продажи каких-нибудь дрянных билетов на железную дорогу, и эта ничтожность тотчас же сочтет себя вправе смотреть на вас Юпитером, когда вы пойдете взять билет, pour vous montrer son pouvoir. «Дай-ка, дескать, я покажу над тобою мою власть…» И это в них до административного восторга доходит…»

- Браво! У тебя отличная память и вкус! - Он лукаво улыбнулся. - Пойдёшь ко мне в редакторы?

- Нет, Фёдор Михайлович, не пойду.

- Отчего же, душа моя? - искренне огорчился Он.

- Да, оттого, мой хороший, что Вы уже давно ничего не пишете.

- Эт дааа, - протянул задумчиво Он. - Но ты знаешь, творчество всегда воспринимал, как некий психоз, а писательство - психотерапией. Может быть я выздоровел? Я здоров? И на душе тихо-тихо, спокойно-спокойно.  Настолько гармонично, что можно даже услышать дыхание ночи, чего никогда со мной и не было. Эх, суета сует! Муки творческого духа, что только и знает, что нашёптывает, а ты не успеваешь ни записывать, ни запоминать, написанное твоей же рукой. Бывает, спрашиваешь себя: «что же ты такое написал-то, критинушка?!» А ответа нет. А дух всё нашёптывает и нашёптывает..

- Ага! Знаю я что он нашептывает! - обиженно признался я. - Слова, слова, слова, которые не ровен час могут обратиться в реальность и превратить твою жизнь из дара в проклятие. А потом он, выпив тебя до последней капли, выдавив все соки, бросает цедру твоей души-лимона шагреневой кожей в пламя мук звонкой одинокой пустыни, лишенной даже мелодии души. Подвергает пыткам забвения и творческого бессилия! Словами старика со страниц Бальзака он убеждает тебя: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Желай — и желания твои будут исполнены. При каждом желании я буду убывать, как твои дни.» Сочувствует, гад, а сам подтрунивает и бежит с тобой наперегонки к теснине обрыва и, когда ты всё-таки в слезах отчаяния прыгаешь с него, потирает волосатые ручки с изогнутыми коготками, достаёт свиток с о-бож-жённым краешком и вычёркивает твоё имя из списка..

- Хорошо сказал! Браво! Да, так и есть, Эрнест. Но не у всех, не у всех. Как знать, может у тебя другая судьба? - Он сделал паузу, сдвинул колпак Санты на макушку и сказал. - Ну, так как? В то же время, на том же месте?!
- Да, Фёдор Михайлович! На страницах Ваших книг!
- Добро! - Он обнял меня и, усмехнувшись, добавил. - Там я всегда живой, Эрнест. Всегда. Слышишь? Всегда! Поэтому можно смело слушать дыхание ночи и встречаться с любимым сердцу читателем, с тобой, например.. - Он улыбнулся, махнул рукой на прощание и растворился в толпе жертв консьюмеризма.
А этот набухший прыщ на челе торговли - администратор всё не унимался:
- Бу-бу-бу-бу, шестёрка ты крестовая. Бу-бу-бу-бу, шестерёнка ты пиковая. Бубубубу.. Никто не сможет провести меня за нос! - заключил он свой дешёвый монолог.
И это был предел. Я психанул и схватил крепко сизую сливу обрубка его носа железными своими пальцами и проволок это ничтожество за его Вышестоящий хобот через весь торговый зал кафельного панциря черепахи на улицу. Под фанфары встревоженной радости и улюлюкания коллег по несчастью (ничем не примечательных резюме)  я бросил его в кучу китайского ничтожного говна, отбракованного и оставленного у входа в этот душный и сверкающий филиал ада. Развернулся и ушёл как был. В робе современного раба, я скрестил руки, спрятал мёрзнущие пальцы, вжал голову в плечи и ушёл в ночь.

С неба сыпал первый снег зимы..
Где-то вдалеке раздался оглушительный выстрел Хемингуэя..