Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 5-4 Церкви

Дудко 3
В КОЛЛАЖЕ:

Первый снимок – Троицкая церковь г. Астрахань  ~ 1900 год.

На 2-м и 3-м снимках - Покровский кафедральный собор (г. Астрахань).

На 4-м снимке дом № 32 в г. Астрахани  на улице – 3-я Интернациональная.
Это адрес дома, в котором проживал Григорий Иродионович Степанов со своей семьёй до революции.

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 5-4  ЦЕРКВИ

Григорий Иродионович Степанов:
С 1897 до 1923 года - настоятель Троицкой церкви г. Астрахани (в 1923 году захвачена обновленцами).
 
Итак, Григорий Иродионович провёл на службе в ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ  долгие 26 лет своей жизни.
Хотела по обыкновению поместить здесь историю ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ.
НО… "Споткнулась"...

На сайте Русской церкви в списке всех церквей и храмов города Астрахани числятся – два Троицких храма: один был построен в Солдатской Слободе и второй – Троицкий собор – в Троицком монастыре.

Попробовала разобраться сама.
Привожу здесь вырезки из документов, в котором приведена история этих храмов.

ПЕРВЫЙ ДОКУМЕНТ

АТРАХАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ     ХРАМЫ     МАНАСТЫРИ

Сайт Русские Церкви
Астраханская область
Сайт - Оф. сайт Астраханско-Енотаевская Епархия.
Троицкая церковь.
Астрахань город.

Приведу выдержку из текста…

Постепенно, уже в начале XIX века число прихожан Троицкой церкви стало заметно уменьшаться. На территории прихода стали селиться большей частью инославные: армяне, лютеране – и мусульмане: татары и персы. Слобода утеряла своё прежнее название – Солдатская – и стала именоваться уже Армянской. Недалеко от Троицкого храма в скором времени появились армянская церковь, лютеранская кирха, католический костёл и персидская мечеть. В 1831 году из-за оскудения прихода Троицкая церковь по указу Святейшего Синода была приписана к Ильинской церкви. В 1873 году из Святейшего Синода было прислано новое расписание приходов, по которому Троицкий храм снова становился самостоятельною приходскою церковью.

К концу XIX века храм сильно обветшал, но, благодаря содействию астраханского епископа Сергия (Серафимова), были произведены капитальные работы по его восстановлению.
В 1898 году, вместо подгнивших нижних венцов, был подведён под весь храм каменный фундамент. Трапеза храма с обеих сторон была расширена, приделы из неё были перенесены и устроены на одном уровне с главным алтарём. Арка в главный алтарь была раскрыта, потолок трапезы поднят, а также был поднят и алтарь главного придела. Сверху храм был покрыт железною крышей, а внутри его был выложен каменный пол. Перенесённый из трапезы к центральному алтарю боковой придел в честь Святителя Василия Парийского был переименован и назван в честь Преображения Господня. Он был освящён 26 сентября 1899 года епископом Сергием. В 1897 году при Троицком храме был устроен новый придел в честь Святителя Николая Чудотворца, посвящённый бывшим в 1896 году торжественным коронованиям императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. Этот придел был освящён епископом Сергием 5 декабря 1897 года.

Во время восстановительных работ в Троицком храме с 1898 по 1900 год внешний и внутренний облик его сильно изменился в лучшую сторону. Все эти работы были произведены старанием настоятеля храма протоиерея Григория Степанова, посвятившего Троицкому храму почти 26 лет своего служения.

Внешний и внутренний вид храма
Троицкий храм был выстроен из сосновых брёвен, обшитых тёсом с деревянною двухъярусною колокольней в одной связи. Вид имел совершенно простой, без особых украшений.

Внутри храм был полностью отделан под мрамор масляною краскою в 1900 году. Тогда же потолки его были расписаны живописными священными изображениями. В 1901 году были изготовлены новые иконостасы для главного и придельных алтарей, вызолоченные на полименте, с иконами академического письма. Тогда же были изготовлены и новые резные киоты для местных икон.

В 1923 году Троицкий храм был захвачен обновленцами. В 1935 году советские власти храм закрыли, а в 1937 году снесли. Находился он в районе современной улицы Псковской, 7, ближе к Троицкому мосту.

ВТОРОЙ  ДОКУМЕНТ…

АТРАХАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ     ХРАМЫ     МАНАСТЫРИ
Астраханская область
Сайт - Оф. сайт Астраханско-Енотаевская Епархия.
Троицкий монастырь.
Астрахань город.

В истории Троицкого монастыря упоминается – ТРОИЦКИЙ ХРАМ.
У меня вопрос – ТРОИЦКИЙ ХРАМ в АСТРАХАНИ на территории ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ – это та ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ, в которой был настоятелем с 1897 по 1923 год мой двоюродный дедушка ГРИГОРИЙ ИРОДИОНОВИЧ СТЕПАНОВ? Или это совершенно разные храмы?
Приведу и в этом случае выдержку…

ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

К 1573 году игуменом Кириллом были выстроены: храм Живоначальной Троицы, к которому была «прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трёх саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, хлебня и поварня».
Все постройки были деревянные. Были они обнесены дощатою оградою высотою в две сажени. Ко времени кончины игумена Кирилла в 1576 году им было выстроено в монастыре ещё два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы, освящённого 25 июля 1576 года.

Присланный в Астрахань в 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий ревностно занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящён был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь Святых Страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом Святителя Николая Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1606 году уже при новом игумене Ионе начато было строительство каменной Введенской церкви с трапезными палатами в одной связи, а под нею хлебнёю и тёплым погребом.

Всё это сооружение примыкало к Троицкому собору с западной стороны и в основных чертах уже начинало походить на дошедший до наших времён комплекс зданий монастыря. Но завершение строительства Введенской церкви с трапезой замедлилось в связи с событиями Смутного времени 1606 – 1614 годов, и только в 1620 году эта церковь была освящёна.
В 1619 году при игумене Рафаиле было начато строительство каменных святых врат обители с церковью Входа Господня в Иерусалим над ними. Через год постройка была завершена.

… В 1623 году на Пасхальной неделе в субботу в Троицком монастыре произошёл сильный пожар. Выгорели почти все здания обители.
…Отремонтирован был Троицкий собор, который в то время был соединён в одну связь с Введенским храмом и трапезною палатою. Введенский храм перестроен и разделён на две части: под одной крышей оказались две церкви – Введенская и в честь Сретения Господня.
…В таком виде комплекс из Введенского и Сретенского храмов, трапезной палаты и служб под ними дошёл до наших дней.
…В 1700 году 24 октября по царскому указу Троицкий монастырь со всеми своими строениями, заводами, с учугами и со всеми угодьями был приписан к Троице-Сергиевой Лавре.
…За это время, как Троицкий монастырь находился в ведении Троице-Сергиевой Лавры, к Троицкому собору был пристроен каменный придельный храм в честь Преподобного Сергия Радонежского, освящённый 25 сентября 1748 года. Каменной колокольни в то время в монастыре уже не было, почему к этому придельному храму была пристроена деревянная колокольня.
…В 1764 году Троицкий монастырь был снова передан в епархиальное управление, но астраханский губернатор Бекетов сумел убедить императрицу Екатерину II отдать все монастырские строения в ведомство губернатора для использования их местной гарнизонной школой.
…В 1807 году владыка сумел добиться передачи оставшихся от Троицкого монастыря храмов в епархиальное ведомство. По мысли преосвящённого, Троицкий собор после определённого ремонта мог бы служить зимним приписным к Успенскому собору, а двухэтажный флигель – местом жительства соборного духовенства. Быстро нашёлся и благотворитель, готовый помочь восстановлению Троицкого собора, – купец Иван Лаврентьевич Абезьянин, пожертвовавший на это дело более 6 тыс. рублей серебром. Восстановительные работы в соборном храме продолжались до 1815 года. Собор был приведён в благолепный вид и приготовлен для проведения в нём богослужений. Купола на всех трёх храмах были переделаны из прежней луковичной формы в шлемообразные, покрыты листовым железом и украшены вызолоченными звёздами.
…Внешний вид Троицкого собора после перестройки 1885 года снова подвергся изменению. В первую очередь это связано с устройством широкой парадной лестницы с южной стороны собора, которая примыкала к его притвору. Вместе с ажурным фронтоном и галереей, лестница смотрелась очень благообразно, тем более, что с двух сторон от неё была сооружена деревянная резная ограда. Теперь южный вход в Троицкий собор стал единственным и парадным, так как коридор с западным входом был полностью разобран, а вход заделан. Для улучшения южного парадного входа в собор холодный притвор-коридор был переделан в трапезу, а в ней вместо одной маленькой и узенькой двери были пробиты три просторных прохода.
Внутренний вид храма после его восстановления в 1817 году первоначально не имел росписи: стены его были выкрашены жёлтою краскою под мрамор, а по бокам были поставлены иконы в богатых деревянных резных киотах. Главным украшением храма служил трёхъярусный иконостас, вызолоченный на полимент, изготовленный в Москве с иконами, писанными московскими мастерами. В 1885 году, в связи с устройством придела, была переделана часть иконостаса, чтобы поместить царские врата и местные иконы. Был устроен новый вместо кирпичного пол из белого камня, а колоннам, поддерживающим купол, придана изящная форма. В 1894 году купол внутри главного храма расписали священными изображениями, а в 1895 году иконостас был вновь вызолочен старанием астраханского купца Василия Смирнова.
…После революционных событий 1917 года Троицкий собор пережил немало испытаний. В январе 1918 года, в связи с проходившими в Астрахани боями между красноармейцами и белоказаками, храм по решению военных революционных властей был закрыт. После разгрома в том же январе Консистории сюда, в помещёние бывшей трапезной палаты, перевезли остатки консисторского архива, который и был свален в хаотическом состоянии. Сам Троицкий храм, вместе с большей частью кремля, был огорожен от Успенского собора деревянным забором, что сделало невозможным доступ в него верующих. Так продолжалось до 1920 года, когда храм всё же вернули Церкви. В 1920 году Троицкий собор был захвачен обновленцами. Богослужения в нём совершались редко в связи с малочисленностью обновленческой соборной общины. Так, в докладе о состоянии церквей и культимуществе г. Астрахани за 1928 год, представленном в Астраханский горсовет, говорилось: «В Троицком соборе служба производилась один раз в год, то есть в праздник Троицы, но в этом году территориальное управление не разрешило и этой службы и здание совершенно пустует». В связи с чем горсовет признал «ненормальным функционирование Троицкого собора при военном городке и просил ГИК добиться перед ВЦИКом закрытия последнего». Таким образом, в октябре 1928 года советские власти окончательно отобрали храм. Он был разграблен, иконостас разломан и сожжён, согласно акту, составленному 5 июля 1930 года. В самих помещёниях собора и трапезных палат было размещёно Окрархивбюро. В 50-х годах архив из Троицкого собора перевели, а в 70-х годах на его территории постепенно начались реставрационные работы. Была разобрана южная парадная лестница, а на её месте построено гульбище, по предположениям археологов составлявшее первоначальный облик комплекса Троицкого собора.
С северной стороны восстановлена галерея с парадной лестницей. Сами реставрационные работы затянулись надолго и ведутся по сей день. Если монастырский комплекс внешне уже и приобретает благолепный вид, то внутри предстоят ещё значительные работы.

Из древних святынь, составлявших некогда достояние Троицкого монастыря, ничего не дошло до наших дней. Но сам монастырь представляет собой величайшую духовную ценность. Здесь под сводами собора похоронены были первые астраханские архиереи: архиепископы Онуфрий, Макарий и Рафаил. Вокруг собора хоронили братию монастыря, а по преданию к северу от храма в братской могиле были погребены убиенные по приказу Степана Разина астраханцы – числом 441 человек.
А самое главное – Троицкий монастырь хранит в себе память о пребывании в нём астраханского угодника Священномученика Иосифа, прошедшего в обители путь от молодого послушника до архимандрита.

Предметом  моих  исследования этих двух документов являлся вопрос –
Упоминавшийся ТРОИЦКИЙ СОБОР в ТРОИЦКОМ МОНАСТЫРЕ и ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ – один и тот же храм или два разных?

Пробовала сравнивать снимки ТРОИЦКОГО СОБОРА И ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ и опубликованные в интернете истории этих храмов.
По логике – эти храмы разные, если судить по датам их возникновения и другим хронологическим показателям.

Не долго думая, нахожу в интернете телефон ныне существующего Троицкого храма:

«Храм Святой Живоначальной Троицы Астрахань, 1-й Сенной пер., 11 (мкр. Бабаевского) Настоятель — протоиерей Константин Осацкий, 8 917-190-0770; 42-01-42 (храм). Преображенское благочиние (приходы Трусовского р-на Астрахань). Храм Преображения Господня Астрахань, ул. Аристова, д. 36 Настоятель — иерей Виталий Семенов, благочинный, 8 917-186-8599; 56-18-48 (храм). Храмы и монастыри Астраханской епархии.

astreparh.ru›hramy-i-monastyri.html»

Звоню в Астрахань.

Мне отвечает приятный мужской голос. Объясняю мой вопрос. И получаю чёткий ответ:
 "ТРОИЦКИЙ СОБОР и ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ – два самостоятельных храма, ранее существовавших в городе Астрахани. И оба храма – не сохранились.
Ныне действующий ТРОИЦКИЙ СОБОР – является  храмом заново выстроенным."

Я поблагодарила за вежливый ответ и на мой вопрос – с кем я говорила, мой собеседник назвался – ОТЦОМ КОНСТАНТИНОМ.

Спасибо отцу Константину за консультацию.

Вот так просто и быстро разрешилась моя очередная «загадка» в истории ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ и биографии моего двоюродного дедушки – ГРИГОРИИ ИРОДИОНОВИЧА СТЕПАНОВА.

Теперь с чувством выполненного долга публикую здесь историю ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ, в которой 26 лет был настоятелем Григорий Иродионович Степанов.


АТРАХАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ     ХРАМЫ     МАНАСТЫРИ

Сайт Русские Церкви
Астраханская область
Сайт - Оф. сайт Астраханско-Енотаевская Епархия.
Троицкая церковь.
Астрахань город.

В конце XVII века в Астрахани появились первые солдатские слободы. Начало им положили присланные сюда несколько полков московских стрельцов. Эти стрельцы ещё с 1682 года, после знаменитого стрелецкого бунта, были в опале. Из Москвы их выслали в Симбирск, а из Симбирска в 1694 году отправили ещё дальше – в Астрахань. «Московский выписной» полк П. Козлова, такой же полк И. Спешнева и Казанский полк Т. Бордовика с этого времени стали постоянной частью Астраханского гарнизона.

После нового стрелецкого бунта в Москве в 1698 году правительство решило оставить московских стрельцов в Астраханском крае на «вечное житьё». Полк Козлова перевели в Терки, а полк Спешнева оставили в Астрахани, куда к стрельцам были переведены и их семьи. Сразу же встал вопрос об их расселении.
В Кремле и Белом городе свободного места давно уже не было, а в Земляном городе незаселённым оставался лишь район солончаков, располагавшихся за Решётчатыми воротами. Земля здесь была мало пригодна для обработки, и кругом то и дело попадались озерки, солончаковые «топлые места» и пустыри.
Здесь и расселили московских стрельцов, которые постепенно стали занимать место и на располагавшемся рядом бугре, впоследствии названного Симбирским.

По указанию Н.Б. Голиковой, на этом бугре большею частию занятом садами и виноградниками астраханских жителей, постепенно образовались две слободки, первоначально называвшиеся просто солдатскими, а позже получивших наименование Балахонской и Симбирской, и Балахонская слобода как раз занимала район солончаков и северный склон Симбирского бугра.
Конечно, здесь у Н.Б. Голиковой имеется некоторое несоответствие, так как первоначальными жителями этих слобод были московские стрельцы, которые были вывезены из Астрахани после знаменитого стрелецкого «свадебного» бунта
1705 – 1706 годов. Лишь после 1707 года здесь стали расселять на постоянное жительство солдат. Отчего и слободы, прежде называвшиеся Симбирской и Балахонской, слились в одну и стали именоваться просто Солдатской.

За неимением собственного храма стрельцы стали ходатайствовать о его построении и вскоре получили разрешение от астраханского митрополита Сампсона. Так появился новый приходской храм, названный в честь Святой Троицы. По преданию, деревянная Троицкая церковь была выстроена благодаря старанию и на средства астраханских купцов Скворцовых, и первое упоминание о ней относится уже к 1709 году.

В 1728 – 29 годах прихожанин церкви поручик князь Михаил Ураков в благодарность за избавление от бушевавшей незадолго перед тем в Астрахани эпидемии чумы построил при Троицкой церкви небольшой деревянный храм в честь Великомученика Харлампия. Этот храм был освящён 23 мая 1729 года архимандритом Иоанно-Предтеченского монастыря Иларионом. В 1796 году этот придельный храм был перенесён на Иванчуговский учуг и переименован в честь Пресвятой Троицы. Сама астраханская Троицкая церковь в декабре 1797 года была перестроена из-за ветхости. В трапезе её с южной стороны был устроен придел в честь Святителя Василия Парийского на средства астраханского купца Василия Андреевича Попова. Троицкая церковь была освящёна архиепископом Платоном (Любарским) 20 декабря 1797 года, а придел им же – 13 февраля 1799 года.

Постепенно, уже в начале XIX века число прихожан Троицкой церкви стало заметно уменьшаться. На территории прихода стали селиться большей частью инославные: армяне, лютеране – и мусульмане: татары и персы. Слобода утеряла своё прежнее название – Солдатская – и стала именоваться уже Армянской. Недалеко от Троицкого храма в скором времени появились армянская церковь, лютеранская кирха, католический костёл и персидская мечеть. В 1831 году из-за оскудения прихода Троицкая церковь по указу Святейшего Синода была приписана к Ильинской церкви. В 1873 году из Святейшего Синода было прислано новое расписание приходов, по которому Троицкий храм снова становился самостоятельною приходскою церковью.

К концу XIX века храм сильно обветшал, но, благодаря содействию астраханского епископа Сергия (Серафимова), были произведены капитальные работы по его восстановлению. В 1898 году, вместо подгнивших нижних венцов, был подведён под весь храм каменный фундамент. Трапеза храма с обеих сторон была расширена, приделы из неё были перенесены и устроены на одном уровне с главным алтарём. Арка в главный алтарь была раскрыта, потолок трапезы поднят, а также был поднят и алтарь главного придела. Сверху храм был покрыт железною крышей, а внутри его был выложен каменный пол. Перенесённый из трапезы к центральному алтарю боковой придел в честь Святителя Василия Парийского был переименован и назван в честь Преображения Господня. Он был освящён 26 сентября 1899 года епископом Сергием. В 1897 году при Троицком храме был устроен новый придел в честь Святителя Николая Чудотворца, посвящённый бывшим в 1896 году торжественным коронованиям императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны. Этот придел был освящён епископом Сергием 5 декабря 1897 года.

Во время восстановительных работ в Троицком храме с 1898 по 1900 год внешний и внутренний облик его сильно изменился в лучшую сторону. Все эти работы были произведены старанием настоятеля храма протоиерея Григория Степанова, посвятившего Троицкому храму почти 26 лет своего служения.

Внешний и внутренний вид храма
Троицкий храм был выстроен из сосновых брёвен, обшитых тёсом с деревянною двухъярусною колокольней в одной связи. Вид имел совершенно простой, без особых украшений.

Внутри храм был полностью отделан под мрамор масляною краскою в 1900 году. Тогда же потолки его были расписаны живописными священными изображениями. В 1901 году были изготовлены новые иконостасы для главного и придельных алтарей, вызолоченные на полименте, с иконами академического письма. Тогда же были изготовлены и новые резные киоты для местных икон.

В 1923 году Троицкий храм был захвачен обновленцами. В 1935 году советские власти храм закрыли, а в 1937 году снесли. Находился он в районе современной улицы Псковской, 7, ближе к Троицкому мосту.
(Материалы взяты из книги
 «Астрахань. Храмы и монастыри». Астрахань. 2002.
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. «Новая линия» -
по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы,
архиепископа Астраханского и Енотаевского).

После того, как Троицкая церковь, была  захвачена обновленцами, Григорий Иродионович Степанов в 1924 году  был переведён настоятелем Покровского Собора в г. Астрахани.

Несмотря на многочисленные запреты, продолжал проводить богослужения на церковные праздники, организовывать крестные ходы. 
Из протокола объединенного собрания членов Церковного совета Покровской религиозной общины, состоявшегося 25 мая 1927 года:

 "… так как часто замечаются церковным советом и общиной разные упущения в истолковании своих церковно-служебных обязанностей со стороны членов клира причта, то предложить отцу настоятелю храма протоиерею о. Григорию Степанову обратить серьезное внимание и упорядочить это дело, а также не допускать совершения публичных богослужений на площадях, улицах, совершение крестных ходов без предварительного на то разрешения советской власти".
С 1930 года до приговора коллегии ОГПУ СССР 1931 года – настоятель Иоанно-Златоустовской церкви.

В г. Астрахани проживал в д.32 по ул. 3-я интернациональная

Репрессиям по политическим мотивам подвергался трижды
1. В 1921 г. Астраханским губЧК приговорен к лишению свободы на срок предварительного заключения.

2. В 1927 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР лишен на 3 года права проживания в крупных промышленных центрах страны; дата приговора – 19.12.1927, обвинение - "служил панихиду на могиле расстрелянного в 1919 г. архиепископа Митрофана",  место ссылки – г. Саратов.

3. В 1931 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР выслан за пределы Нижне-Волжского края на 3 года.

С этого времени  дальнейшая судьба не известна, как и дата смерти и место захоронения.
Реабилитирован в 1989, 1995 гг.

СУПРУГА:
Фокина Ольга Иоанновна, 10 июля 1871 г.р.

ДЕТИ:
- Степанов Иродион Григорьевич, 11 января 1893 г.р., учился на юридическом факультете в г. Москва
- Степанова Любовь Григорьевна, 13 августа 1896 г.р., училась на педагогических курсах С.Петербурге
- Степанова Неонила Григорьевна, 4 июня 1898 г.р.
- Степанова Мария Григорьевна, 5 февраля 1900 г.р., выпускница Мариинской женской гимназии г. Астрахани 
- Степанова Ираида Григорьевна, 13 марта 1904 г.р., выпускница Мариинской женской гимназии г. Астрахани
- Степанов Николай Григорьевич, 10 ноября 1906 г.р.

На этом биография Григория Иродионовича Степанова кончается.
Но к некоторым подробностям его жизнеописания мы ещё не раз вернёмся.

А пока в этой Части нам ещё нужно познакомиться с Покровским Собором, в котором Григоорий Иродионович прослужил настоятелем 6 лет (с 1924 по 1930 год).
А о последнем не долгом (по причине ареста) месте его службы
-  настоятелем Иоанно-Златоустовской церкви мы уже упоминали раньше.


АТРАХАНЬ ПРАВОСЛАВНАЯ     ХРАМЫ     МАНАСТЫРИ

Сайт Русские Церкви
Астраханская область
Сайт - Оф. сайт Астраханско-Енотаевская Епархия.
Покровский Собор
Астрахань город.

Строительство Покровского Собора тесно связано с историей северной окраины города Астрахани. В древности вся северная часть города была незаселена. Первоначально это место именовалось «Болдинский остров», так как находилось в междуречье рек Волги, Болды и Кутума.

Север Болдинского острова оказался очень удобным в фортификационном отношении. Но вскоре выяснилось, что это место благословлено Богом и для трудов духовных. По преданию, после начала в Астрахани «свадебного бунта», митрополит Сампсон был вынужден скрыться из города и несколько месяцев «утаиваться» от мятежников в Болдинской степи. Тогда-то он и приметил место у слияния Волги и Болды, которые ему очень понравились по своему уединенному местоположению, направляющему ум к молитве и духовным размышлениям.

В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего и сама слобода все чаще стала называться «Казанской». Позже здесь стали селиться «своими домами астраханские купцы и прочие горожане».

В 1753 году горожане просили разрешения выстроить свой храм. А в 1769 году освященный храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, из-за почитания образа местными жителями, то ли вследствие старого наименования слободы. Как бы то ни было, но за слободой так и закрепилось название «Казанская», теперь уже в честь церкви. Казанская слобода с южной стороны ограничивалась небольшим ериком. За этим ериком шла другая слобода, называемая слобода за Кутумом. Образовалась она чуть позже Казанской, но церковь здесь появилась в 1738 году, сначала деревянная, а в 1759 году каменная. Церковь была освящена в честь Рождества Христова.

К концу XVIII века обе слободы – Казанская и Рождественская значительно обустроились. Многие астраханцы и купцы были вынуждены переселиться из-за частых пожаров, особенно 1767 году. В начале XIX века здесь стали появляться новые переселенцы из казенных крестьян. Губернская канцелярия отвела им место между Болдой и Кутумом на пустоши вдоль Волжского русла. Центральная часть Болдинского острова была наиболее нежизненной. Здесь почти все пространство занимал огромный мелководный ильмень Бляблин. Со временем он стал пересыхать. К середине XIXвека от него остались лишь топлые места и болотца. Так, эта территория все больше стала похожа на степную пустошь, получив название Болдинской степи.

В 1858 году случилось событие, которое привело к заселению Болдинского острова. 1 августа этого года случился пожар. Загорелись лесные и дровяные пристани, погорели все постройки на берегу Волги. После этого пожара городское управление вынесло решение перенести все горючие материалы - за город. 30 июля 1877 года новый пожар истребил около пятисот дворов в Казанском приходе. Большая часть семейств погорельцев устремилась в незастроенную еще степь между Волгой и Болдой. В это время слобода получила и новое наименование - «Селение». Это произошло от древнего названия закутумной части г. Астрахани – «селения», именуемое Посад, известно еще в середине XVIIIвека, и по словам протоиерея Василия Мартынова, писавшего в 1852 году:
- «Это наименование тому месту и доныне существует».

Новая слобода обустраивалась и укреплялась. Но жители, приписанные к Казанской церкви, в тайне мечтали о построении новой церкви. Пожар 1858 года просто испепелил Казанскую церковь, от которой остались одни голые стены и обгорелая колокольня. Весь тяжелый труд по восстановлению храма выпал на долю его настоятеля протоиерея Тимофея Парадиева. Много труда он вложил в Казанскую церковь. Все, казалось, было хорошо, благоустроенно. Но одно смущало, что храм был очень маленьким. Стали собираться пожертвования на расширение храма. Дело продвигалось.
Но в 1873 году священник отец Петр Ильинский выдвинул свою идею о постройке нового храма, который служил при Казанской церкви. 4 июля 1875 года о. Петр Ильинский направляет прошение на имя Астраханского Преосвященного Хрисанфа (Ретивцева) «о нужде в новом храме и указывал на возможность немедленно начать и само дело, употребив на то средства, предназначенные на расширение церкви Казанской».
Вскоре Владыка Хрисанф специально приезжал в Казанский храм, осматривал, после этого также советовал вместо его расширения заняться постройкой нового храма. Владыка благословил о. Петра собирать приходское попечительство для строительства нового храма.

7 августа 1875 года прихожане Астраханской Казанской церкви подали прошение епископу Хрисанфу, где говорилось: «что ввиду обширности и многолюдства православного населения в этой местности и тесноты храма, по которой люди должны слушать богослужение вне храма, просить разрешение соорудить в Казанском приходе, на счет пожертвований, новый храм на площади нового рынка (Новые Сады, сейчас Селенские Сады), в расстоянии от Казанской церкви около версты, и образовать при сем отдельный от Казанского приход».

Отец Петр, любящий свой Казанский храм, потом говорил, что именно «казанские» прихожане выстроили Покровскую церковь. Один человек, который стал храмоздателем, на плечи которого легли весь труд и строительство – это астраханский купец и благотворитель Иван Иванович Губин. Он первый сделал значительный взнос тайно, и это подтолкнуло епископа Хрисанфа решить дело в положительную сторону. А когда вопрос зашел о наименовании будущего храма, то, как повествует предание, Иван Иванович ходатайствовал о наименовании в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так как икона Покрова с давних времен почиталась, как покровительница лесопромышленников и уберегала от пожаров. Также и место храма было выбрано по предложению И.И. Губина.

Иван Иванович Губин деятельно занялся и поиском способного архитектора. Это был губернский инженер Павел Знаменский.
П.Знаменский окончил архитектурное отделение Академии художеств и работал в департаменте строительства в Петербурге. Дослужил он до звания титулярного советника. Архитектором П.Знаменским были составлены два проекта будущей церкви. Оба они были составлены в древнерусском стиле.
Второй проект - попроще. Он больше понравился церковно – приходскому попечительству. Здесь гармонично сплетались стены из красного кирпича с белокаменным обрамлением, что подчеркивало изящество и воздушность храма при всей его грациозности. Храмоздатели будто увидели задуманное ими творение посреди Болдинской степи.

В 1878 году в семье Губиных случилась большая трагедия. Умер их единственный ребенок – сын Петр. Мария Александровна, (жена), от горя лишилась рассудка. Жизнь Ивана Ивановича перевернулась. Но только сильная вера в Бога помогала ему выстоять в великих скорбях. Теперь он жил только для Бога и ради Бога. Имея огромное состояние, он жил в скромном деревянном домике, в самой аскетической обстановке, фактически монашеской, подвижнической жизнью. Во всем себе отказывал, но никогда ни в чем не отказывал другим. К нему непрерывным потоком шли просители с просьбой о помощи. Он помогал всем: строил богадельни, больницы, приюты, школы. Им были выстроены Елизаветский сиротский приют, Михаило – Архангельский приют для престарелых женщин, школа глухонемых, дом трудовой помощи и т.д. Губиным сделаны крупные пожертвования на строительство Мариинской женской гимназии, выстроена богадельня на родинеего жены в селе Дубровка. Но особенно жертвовал Иван Иванович на храмы Божии. Строились: Князь – Владимирский и Казанский соборы города Астрахани, Ирининская церковь, общины Красного Креста, церковь мученицы Александры при Мариинской гимназии, Пантелеимоновская церковь в Тинаках, Никольская на Форпосте, восстанавливались: Христорождественская церковь и Входоиерусалимская церковь при мужском духовном училище и многие другие приходы и церкви.
И все-таки, главным любимым детищем Ивана Ивановича была Покровская церковь. В нее он вложил всю свою душу и любовь.

31 марта 1885 года в торжественной обстановке были освящены и повешены на колокольню колокола. 29 сентября, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) был освящен главный престол храма. Тогда были освящены и боковые приделы: правый – в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, а левый – в честь Великомученика и Целителя Пантелеимона. Левый придел был так назван по прошению попечительства.
В то время со святой горы Афон доносились вести о русской обители, носящей имя Великомученика Пантелеимона.
Добрался до Астраханской окраины и известный афонский иеромонах Арсений, по благословению своего монастырского начальства возивший по святой Руси афонскую святыню, от которой шло неисчислимое множество чудес.

Еще задолго до освящения храма стал вопрос о внутреннем убранстве: устройство иконостаса, приобретение церковной утвари, роспись стен священными изображениями. Все расходы Иван Иванович Губин взял на себя. По заказу астраханскими мастерами был вырезан замечательный пятиярусный иконостас. Большая часть икон иконостаса была написана в Астраханской мастерской Силкова, часть икон закуплена в Петропавловской церкви города Астрахани. Центральные Царские Врата, деревянные, с позолоченной резьбой, также были приобретены в Петропавловской церкви, а для боковых приделов – деревянные резные в Казанской церкви. И всякая другая церковная утварь была приобретена на пожертвования от «неизвестных».
За все эти труды Иван Губин приобрел полное доверие прихожан Покровской церкви. 30 ноября 1885 года по выбору прихожан, и с согласия церковнослужителей, за указом Астраханской Духовной Консистории за № 5050 он был утвержден в должности церковного старосты Покровской церкви. Пробыл он в этой должности бессменно 28 лет до самой смерти.

Главная святыня, которая составляет ценность Покровского собора, является икона – мощевик с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня, Ризы Пресвятой Богородицы - принесенный в дар собору от архиепископа Сергия (Ларина)в 1955 году. Большая икона Преподобного Сергия Радонежского со вставленной в нее частицей мощей святого – дар Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, посетившего город Астрахань в 1949 году. Икона Священномученика Иосифа Митрополита Астраханского с частицей его благодатной власяницы, которая была написана известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой).
По благословению архиепископа Филиппа (Ставицкого) монахиней Агнией были написаны еще несколько икон, одна из них – храмовый образ Покров Божией Матери, перед которым каждую пятницу вечером совершается чтение акафиста. Очень почитают верующие астраханцы могилку архиепископа Филиппа (Ставицкого), находящуюся по спудом храма. За его благочестивую жизнь, исповеднический подвиг, молитвенную помощь он почитается как месточтимый угодник Божий.
Прошло более века со дня основания Покровского кафедрального собора. Красотой и величественностью церковь влечет к себе не только астраханцев, но и паломников со всех концов земли.

Святыни:
Величайшая святыня Астраханской епархии - мощевик, который был принесен в дар собору в 6/19 декабря 1955 году епископом Сергием(Лариным), включает в себя:
Частицу Честного Древа Креста Господня
Частицу Тернового Венца
Частицу Ризы Пресвятой Богородицы
Частицы мощей многих святых

Особо чтимые иконы:
 - Икона священномученика Иосифа со вставленной частицей его власяницы. Написана монахиней Агнией (Стародубцевой) в 50х годах 20 века. По заказу архиепископа Филиппа (Ставицкого.
 - Икона Преподобного Сергия Радонежского. Обновлена, с частицей мощей. Подарена в 1949 году, Святейшем Патриархом Московским и всея Руси Алексием I, посетившим Астрахань.
 - Иверская икона Божией Матери. По углам этой иконы вставлены частицы мощей : святого апостола Андрея Первозванного, святителя Афанасия, Патриарха Александрийского, Священномученика Фоки и преподобного Нила Афонского. Написана на святой горе Афон. Передана в дар храму из Воскресенско-Мироносицкой обители.
Покрова Пресвятой Богородицы. Обновлена.
По преданию, эта древняя икона попала в храм в честь Донской иконы Божией Матери из Покрово-Болдинского монастыря после его закрытия. Летопись монастыря сообщает, что икона Покрова Пресвятой Богородицы является чудотворной. Была передана в собор в 1939 году после разрушения Донской церкви.
 - Храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы возле которой еженедельно читается акафист, Эта икона написана по благословению архиепископа Филиппа, известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой) в начале 50-ых годов.
 - Икона Божией Матери «Взыскание погибших», икона написана по благословению архиепископа Филиппа, известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой) в начале 50-ых годов.
 - Федоровская икона Божией Матери. Особо чтимая икона, покровительница семьи.
 - Икона Матроны Московской с частичкой её мощей.

Под левым пределом в стене храма находится могила почитаемого верующими архиепископа Филиппа (Ставицкого), в храме храниться гробница, скуфейка и посох блаженного архиепископа Филиппа.

Мы познакомились виртуально с храмами, в которых служил на протяжении долгих лет Григорий Иродионович Степанов.

Но, прежде, чем я закрою последнюю страничку этой Части, мне хочется что-нибудь узнать о доме, в котором жил Григорий Иродионович со своей семьёй.
Адрес известен:- з-я Интернациональная улица, дом 32.

3-я  ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ  УЛИЦА
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Общая информация
Страна Россия
Регион Астраханская область
Город Астрахань
Район Кировский

Исторический район
Большие Исады

Протяжённость 694 м
Прежние названия Армянско-Успенская
Почтовый индекс 414000

3-я Интернациона;льная у;лица — улица в историческом районе Большие Исады в центральной части Астрахани. Начинаеся от улицы Калинина у сквера «Армения» и безымянной площадью с памятником Курмангазы Сагырбайулы и идёт с северо-запада на юго-восток параллельно улице Чалабяна до Красной набережной реки Кутум, пересекая улицы Саратовскую, Победы, Ногина и Свердлова.
Улица застроена малоэтажными зданиями дореволюционного периода, в том числе памятниками архитектуры.

ИСТОРИЯ:

До 1920 года улица называлась Армянско-Успенской, затем получила своё современное название в честь Коммунистического интернационала
Выписка по объекту ул. 3-я Интернациональная , д. 32 , Астраханская обл , г Астрахань - кадастровый номер 30:12:010166:120

Тип: сооружение
Статус: ранее учтенный
 
"Ранее учтенные" – это значит, что право собственности на этот объект возникло до 1 марта 2008 года, и не прекращено по сей день. В случае с земельными участками часто не бывает точных границ межевания, поэтому верить меже не стоит.
Кадастровый номер: 30:12:010166:120
Регион: Астраханская область
Кадастровый район: г. Астрахань кадастровый район
Почтовый индекс: 414000
Адрес полный: ул 3-я Интернациональная , д. 32 , Астраханская обл , г Астрахань
Адрес по документам: Российская Федерация, Астраханская обл.,
г. Астрахань, Кировский район, ул. Интернациональная 3-я, дом №32

Площадь: 707,00 м2 (квадратный метр)
Дата постановки на учёт: 31.01.2014
Дата обновления информации: 16.08.2020

Кадастровая стоимость: 13 517 329 руб.
Дата определения стоимости: 01.01.2019
Дата внесения стоимости в базу: 13.02.2020

Предварительный расчет налога по общей формуле: 13 517 руб.

Дом-то стоит. И стоит не мало. Но тот ли это дом и не построен ли на месте старого?

На карте, помещённой на одном из Астраханских сайтов помечено, что в доме 32 по 3-й Интернациональной улице размещён магазин –
«ПЛАНЕТА  ДЕТСТВА».

Нашла справочку о магазине:
на ул. Интернациональная 3-я, 32 в Астрахани
О компании
Компания работает по графику Пн-Вс 09:00-20:00 расположена на ул. Интернациональная 3-я, 32 в Астрахани. Магазин детских товаров «Планета детства» специализируется на товарах для новорождённых.
 
Пока удалось собрать об этом доме не так уж и много информации
Но начало положено. Осталось только продолжить поиски и найти истину…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ.