Как можно писать фантастику-1, 2, 3

Мурзин Сергей Валентинович
     Здесь объединено ранее написанное с заголовками "Как можно писать фантастику", "Как можно писать фантастику-2", "Как можно писать фантастику-3".
                Как можно писать фантастику
     Как можно писать фантастику? В каком-то смысле просто. Вот один из способов «натянуть» объем. Особенно важно при коммерциализированном подходе типа «столько-то страниц за заданный период и чем их больше, тем дороже».
      Берем, к примеру, старый рассказ Говарда Лавкрафта «Зов Ктулху» (1928). Ктулху прибыл из Космоса, следовательно, это – фантастика. Отматываем время вперед и с этого момента начинаем работать как Стивен Кинг в жанре ужасов.
      Ктулху переименовываем, кое-что из его происхождения оставляем в исходном виде, добавляем 10-12 основных персонажей и кучу второстепенных, описываем по ходу
 повествования места событий, жилье, здоровье героев, их одежду, предпочтения и прочее. Подкидываем побольше страхов, непонятного и необъяснимого. Вспоминаем старые истории и байки, напоминаем о существовании разных телеведущих популярных программ, певцов (особенно нажимаем на рокеров) и композиторов. Вот и готовы 1000 страниц. Можно продавать.
      Нечто подобное я в свое время наблюдал в диснеевском мультфильме «Белоснежка и семь гномов». Не смог посмотреть до конца. Надоели гномы.
      Мурзин Сергей Валентинович, 18 июня 2018 года, г. Королёв
P.S.: Навеяно кинговским "Оно". Кстати, чтобы описать самые "чудовищные" свойства личности или группы людей, достаточно применить длинное уничижительное описание, как в произведении "Убить пересмешника". Там семья Юэлов рисуется так, что, вроде, она самая убогая, как минимум в плане чистоплотности. У читателя, конечно, возникает ощущение брезгливости. Очень пространно пишется про недостатки семьи. Но итоговое впечатление как раз-то и портится этим нуднейшим разжевыванием. Создается впечатление, автор отрабатывает чей-то заказ. Предыдущий измышлизм от 1 января 2019 года прошу считать ошибкой.      
      05 января 2019 года
                Как можно писать фантастику-2
   Как-то надо отметить суперлуние. А также прикинуть, сколько подходов для написания фантастических произведений можно быстренько насчитать, не сходя с дивана. Зачем я это делаю? А сейчас по миру шатается ковид-19. Многие засели дома. Может, кому-то нечего делать, так, может, этот кто-то заинтересуется и двинет фантастику дальше. Или (лучше сказать) вперед?
    Лень искать источник, но где-то вычитал, что в свое время Кинг рассказал про рулетку (как в казино), в лунках которой (условно) находились сюжеты/варианты действий героев. Крутишь рулетку. Выпадает то, о чем надо писать. Пишешь, крутишь, что выпадет, про то и пишешь дальше. Работа ладится. Если я правильно понял и запомнил идею Кинга, то вот так оно и было. Думаю, Кинг просто пошутил. Или кто-то пошутил за него. А что будет, если подойти к этому вопросу немного с другой стороны? Вот и подойдем.
   Посмотрим самый доступный ресурс - Википедию. Она определяет фантастику (от др.-греч. /индоевропейского/ ;;;;;;;;;; — искусство воображения, фантазия) как "жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, "элемента необычайного", нарушением границ реальности, принятых условностей". Там же находим, что "современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие".
   Итак, это жанр (и творческий метод), в котором применяется некое фантастическое (необычайное) допущение. Так как упоминается "необычайное допущение", то нарастает вопрос - можно ли к фантастике отнести и сказку? Наверное, можно. Надо будет повозиться, чтобы соединить старинную сказку, например, с современностью. Допустим, снабдить Бабу Ягу реактивной ступой и рассказать о принципах ее (ступы) действия. Или  забросить сказочного героя, например, Ивана-дурака, с помощью петли времени, допустим, в параллельный мир, населенный высокотехнологической не гуманоидной расой, стремящихся к вселенскому господству. И пусть он их технологии побеждает с помощью Василисы Прекрасной. Хотя, откуда она там возьмется? Придется и ее туда как-то забросить. И т.д. и т.п. Можно просто вспомнить Толкиена. Там у него все сказочно, но его произведения относят к фэнтези, а это уже фантастика.
   Здесь наблюдается некоторое несоответствие. Саму фантастику считают жанром и ее, даже не знаю, как назвать, разновидности, виды, подвиды, направления, поджанры тоже могут называть жанрами. О чем нам и говорит Википедия. В сети делят фантастику на такие жанры/поджанры:
1. Научная фантастика
1.1. Твердая научная фантастика
1.2. Космическая фантастика
a) Космическая одиссея
б) Планетарный роман
в) Космическая опера
2. Боевая фантастика
3. Юмористическая фантастика
4. Любовная фантастика
5. Социальная фантастика
6. Фэнтези
7. Мистика и ужасы
    Если долго заморачиваться, то можно вовсе запутаться в названиях. Давайте условимся: фантастика - сама по себе - вид литературы/кино ... И вот уже косячок нарисовался. Вид чего? Так и быть - искусства. Замечу, что тут в большей части речь о литературе. Хотя, как же без кино? А, ладно, и так сойдет. Далее. Фантастика сама по себе - жанр искусства. У фантастики существуют поджанры - восемь штук (см. чуть выше). У поджанра 1 есть направления (1.1 и 1.2, см. там же). А у направления 1.2 есть еще и три (?) разветвления. Итого 11 ... чего? Разновидностей? Ха-ха. Что-то не клеится. Как-то не литературно. Попробуем по-другому. По биологической схеме. Но там вид находится в самом низу иерархии биологической систематики. Его можно поделить только на подвиды. А ведь фантастика в целом - это, как входящая куда-то часть, вид, а как самостоятельная единица - жанр. Стоп машина! Что делать? Ай-ай-ай!
  Пусть будет так: в интересующем нас случае - Ф - это жанр, у него следующий нижестоящий уровень - поджанр, следующий уровень вниз - подподжанр. Тьфу, как коряво выходит. Давайте так: все, что не жанр - то направление. Итак (утрем мысленно мысленный пот) имеем 11 направлений в жанре фантастики. Чёт я заморился. Дело, как видится, не в моей ограниченности. В сети открыто признаются, что "классификация фантастики — это сложный и спорный момент в фантастиковедении. Общепринятая классификация фантастики в настоящее время отсутствует". Если появился интерес, то расшифровку деления (может, вместо направления выбрать название раздел?) фантастики можно легко найти в сети. Да и по всем остальным разбивкам - тоже. Сейчас не об этом. Пойдем дальше.
   Считается, что все истории в мировой литературе сводятся к 12 сюжетам и 36 драматическим ситуациям. С этим можно поспорить. Куда, например, делись не драматические/драматургические  ситуации? Но сейчас, опять же, не об этом. Приходится "рубить концы", чтобы не влипнуть в пространные рассуждения. Не напоминает ли такой подход "бритву Уильяма из Оккама"? Так и есть, напоминает. Не буду множить сущее без необходимости.
   Итак, 12 литературных сюжетов:
1. Золушка
2. Граф Монте-Кристо
3. Одиссея
4. Анна Каренина
5. Гамлет
6. Ромео и Джульетта
7. Отцы и дети
8. Робинзон
9. Троянская тема, война
10. Катастрофа и её последствия
11. Остап Бендер, авантюризм
12. Машина времени/путешествия во времени
     Пишут, что попыток классификации сюжетов и признания их результатов было несколько. Четыре насобирал Борхес. По семь нашли Букер и Джонстон, восемь - Воннегут. Каждый из них работал в свое время и со своим мировоззрением. Остановимся на 12-ти сюжетах.
      Теперь о драматургии. Как сообщает сеть, французский писатель, литературовед и театровед Жорж Польти (1895 - дата публикации исследования "Тридцать шесть драматических ситуаций") отклассифицировал "вариации литературных сюжетов"/"драматических ситуаций" и сообщил миру, что их 36. Товарищ был любознательным, внимательным и дотошным. Есть смысл поверить, хоть приблизительно, в это число. Тем более что серьезно его до сих пор никто не опроверг, а только подтверждал. Как говорится, "дополнения к списку чаще всего совмещали в себе разные пункты и не смогли выйти за пределы оговоренной Ж. Польти классификации". Примем с уважением его труд. Не полнюсь воспроизвести эти сюжеты:1) мольба, 2) спасение, 3) месть, преследующая преступление, 4) месть близкому за близкого, 5) затравленный, 6) внезапное несчастье, 7) жертва кого-нибудь, 8) бунт, 9) отважная попытка, 10) похищение, 11) загадка, 12) достижение, 13) ненависть между близкими, 14) соперничество между близкими, 15) адюльтер, сопровождающийся убийством, 16) безумие, 17) фатальная неосторожность, 18) невольное кровосмешение, 19) невольное убийство близкого, 20) самопожертвование во имя идеала, 21) самопожертвование ради близких, 22) жертвование всем ради страсти, 23) жертва близким во имя долга, 24) соперничество неравных, 25) адюльтер, 26) преступление любви, 27) бесчестие любимого существа, 28) любовь, встречающая препятствия, 29) любовь к врагу, 30) честолюбие, 31) борьба против бога, 32) безосновательная ревность, 33) судебная ошибка, 34) угрызения совести, 35) вновь найденный, 36) потеря близких.
    Теперь вспомним, что фантастика - почти то же, что и сказка. А зачем это вспоминать? Вот зачем.
    Советский филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп выделил 31 функцию действующих лиц в сказке, которые легко переносятся на любой литературный материал. Вот эти функции: 1) отлучка кого-либо из членов семьи (отъезд, смерть и т.п.), 2) запрет, обращенный к герою (не ходи туда, не открывай то, не трогай это и т.п.), 3) нарушение запрета (пошел, открыл, потрогал), 4) выведывание, 5) выдача, 6) подвох, 7) невольное пособничество, 8) вредительство (или недостача), 9) посредничество, 10) начинающееся противодействие, 11) герой покидает дом, 12) даритель испытывает героя, 13) герой реагирует на действия будущего дарителя, 14) получение волшебного средства, 15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков, 16) герой и антагонист вступают в борьбу, 17) герой ранен, 18) антагонист побежден, 19) беда или недостача ликвидируется, 20) возвращение героя, 21) герой подвергается преследованиям, 22) герой спасается от преследования, 23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну, 24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания, 25) герою предлагается трудная задача, 26) задача решается, 27) героя узнают, 28) ложный герой или антагонист изобличается, 29) герою дается новый облик, 30) враг наказывается, 31) герой вступает в брак (или воцаряется).
     Посчитаем количество возможностей (вариантов) исполнения фантастических произведений, имея в виду обозначенные нюансы.
     Что есть на руках: 11 направлений фантастики, 12 литературных сюжетов, 36 драматургических ситуаций, 31 функция действующих лиц. Есть чудовищно заманчивое желание перемножить все эти числа друг на друга и заявить о результате. Подразумевая при этом, что написать можно по одному из возможных вариантов переплетения мест, времени и др. событий, сюжетных линий, вариантов развития не- и благоприятных ситуаций, поведенческих линий героев, и пр.
Результат = 147 312.
   Как говорится, писать-не-переписать. Перо вам в руки, братья по разуму!
   8 апреля 2020 года
                Как можно писать фантастику-3
   Иногда фантастические сюжеты просто лежат под ногами. Достаточно просто покрутить головой или прислушаться. Сегодняшнее нашествие вируса - вот готовый сюжет. Надо чуть подкинуть фантазии - и все пойдет как по маслу. Например, можно раздраконить теорию заговора. У кого он (вирус) проявился сначала и нанес больше вреда? У Китая и Ирана. А они кто? Враги США. Значит что? США надумали им навредить по-полной. Те, не будь дураками, взяли и ответили. Вот и настоящая третья мировая бактериологическая. Апокалипсис летит в твое окно. А дальше все зависит от фантазии автора. Пошло-поехало.
    Другой вариант с тем же ковидом-19. Вирусы стали разумными, вошли в сговор в планетой, та с удовольствием подкинула им градусов в плюс для активизации размножения и модификации. Далее - долой человечество. Но оно решило сопротивляться. Результат не предсказуем. Дальше все зависит от фантазии автора. Пошло-поехало.
     Порой можно только из обычной новостной программы набраться тем/сюжетов. Иногда ловлю себя на мысли, что вот, отсюда уже можно пойти-поехать. Останавливает то, что это как-то слишком буднично, и если погнать дальше, то требовательного читателя не удовлетворишь, славы не приобретешь. В общем, выйдет халтура. А оно нам надо? Ведь хочется шедевра и сразу.
В общем, как-то так.
     Не смог пройти мимо. Стандартная ситуация согласно вышеприведенному тексту. Пришла новость типа "Трамп приватизирует Луну". ... В кабинет Путина заходит Лунтик и говорит: "Владимир, надо остановить этого беспредельщика. Или вы с китайцами создадите перехватчики, или мне придется переговорить с нашей лунной колонией, либо обратиться за помощью к альдебаранцам... Последнее не особо по-человечески. Они сразу грохнут его и все ихнее НАСА"...
     Мурзин Сергей Валентинович, 8 апреля 2020 года, г. Королёв