Воспоминания о ледоколе красин глава 6

Лев Ефремов
      Навигация заканчивалась, суда уже не шли Северным Морским Путем  на Восток.  Только отдельные возвращались на Запад из Арктики, но их проводили более мощные ледоколы. Ледокол «Красин» лежал в дрейфе в Карском море, нес вахту – вдруг потребуется какая-то помощь. На судне уже начали готовиться к переходу домой в Мурманск.
       Начал готовиться к приходу в родной порт и первый помощник капитана. Работы у него много: необходимо оформить стенгазету, на стенде вывесить новые фотографии рабочих будней ледокола, провести партийные собрания – есть две кандидатуры для принятия в члены партии. Кроме этого  подготовить характеристики – рекомендации нескольким членам экипажа для открытия визы для загранплавания. И самое главное – подготовить донесение о проделанной в рейсе работе. Рейс заканчивается, а никаких серьезных нарушений дисциплине на судне не происходило, застали только во время очередного обхода судна, что плотник в своей каюте с поварихой заперся, и раскрутил помполит это «дело». На всех морских судах СССР в то время была такая должность – помощник капитана по политическй части. Направлялся он на суда парткомом предприятия и его Первым отделом. Работали помполитами люди определенной категории и характера. В рейсе вахту стоять не надо, следи только за экипажем, чтобы глупости в голову не лезли. Ранее Константин Василевский  работал  на «Красине» машинистом. Был членом партии и активным общественником. Общественная работа отнимала много сил и энергии, и на основную работу, за которую он получал зарплату, ни сил, ни знаний уже не оставалось. Работая несколько лет на одном судне машинистом, свою основную работу освоить  так и не смог, даже назначения системных клапанов в своем заведовании,  какой клапан, что перекрывает, не мог запомнить. Но заочно учился и окончил сначала институт марксизма-ленинизма, а затем и исторический факультет  Мурманского пединститута.
        Когда перед парткомом Пароходства встал вопрос о назначении помполита на ледокол «Красин», то лучшей кандидатуры и не смогли найти. Продолжил Константин работу на «Красине» уже в должности первого помощника капитана. Работа не особо обременительная. Организуй политучебу, политинформацию, показ кинофильмов, участвуй в разборе мелких нарушений дисциплины членами экипажа.
        На ледокол приходило на работу много молодежи. Для работы на судах загранплавания необходимо было «заработать» визу. Для этого необходимо было проработать на одном судне не менее одного года и получить характеристику-рекомендацию. Вот молодежь и работала на «Красине», зарабатывала визы для загранплавания. Характеристики подписывал, конечно, капитан, но основная рекомендация была от секретаря парторганизации судна, т.е. от первого помощника.
         Работает ледокол в Арктике. Работа обычная, проводка караванов судов через льды. Эта работа судоводителей, механиков. О своей работе они регулярно докладывают в свои службы. Помполиту тоже надо показать своему начальству, что не зря он зарплату получает, а случаев отличиться, все нет.
        Работает на ледоколе второй год старшим матросом-плотником  Владимир. Парень из российской глубинки, пришел на ледокол после службы в Армии. Работящий, дело свое знает. Скромный, слова лишнего не скажет. Собой видный, не «качок», а весь жилистый. Самый настоящий русский мужик – работяга. Экипаж ледокола около 100 человек. На камбузе три девушки – шеф повар, второй повар и повар-пекарь. И вот сдружились плотник и пекарь. Пекарь – молодая девушка из Украины. Как и многие ее сверстницы приехала в Мурманск за романтикой, заработком и в надежде найти свое счастье. Девушка молодая, красивая. Свою стать подчеркивает короткими юбками и обтягивающими кофточками. Володя «запал». И вот все свободное время они проводят вместе. Экипаж радуется, Володю по хорошему «подкалывают». А для помполита появился повод отличиться.
     После обеда он видит, что ни плотника, ни пекаря на судне не видно. Подходит к каюте плотника и слышит подозрительные вздохи. Собирает свой «актив», открывает ключом-вездеходом каюту, и видят – плотник и пекарь голые лежат в койке. Составили соответствующий акт. Собрали собрание.
     Капитан за голову взялся, работа круглосуточная, отдыхать некогда, а этот еще лишнюю мороку придумал, но против партийного работника не попрешь. Что он потом в своих донесениях  напишет? Владимир боится – характеристика уже была заработана, а сейчас прощай загранфлот. Пекарь плачет – не виноватая я. Сидят моряки и серьезно обсуждают, что с этой парой делать. Простые моряки молчат или смеются, а члены партии обязаны выступить. Капитан Кузнецов, чтобы прекратить этот спектакль, предлагает зарегистрировать брак на судне, он имеет на это право, а затем с приходом в первый же порт, зарегистрировать его в государственных органах. Оба провинившиеся согласны. Володя думает, что легко отделался, а пекарь надеется, что нашла свое счастье. Первый порт захода был порт Диксон. В Диксонском поселковом совете официально зарегистрировали этот брак. Все довольны. Живут молодожены в каюте плотника. Молодая жена видит, что все сложилось, как она и мечтала и расслабилась.
Перестала подкрашивать личико, под мини юбки, а других не было, одевала рейтузы по колено с начесом, а уже на них рейтузы длинные. Рассудила, раз замуж вышла, то нечего теперь выпендриваться. На мужа начала покрикивать, предъявлять какие-то претензии. Закончился рейс, пришли в Мурманск и Володя
подал на развод.      
          Ну, что? Это помполит в своем донесении описал, как положено, но этого мало.   Не будешь же писать в рапорте о технических  происшествиях, в которых он не особенно разбирается, о них другие доложат. Собирает он в очередной раз комиссию и идет осматривать судно. Слышат, в каюте боцмана уж очень громко беседуют. Открывают каюту, так оно и есть -  боцман с машинистами пьянствует. На столе бутылка, закуска.
       - Кузьма Леонтьевич, в чем дело? Почему нарушаете дисциплину?
       - А, вы Константин Алексеевич, как помполит должны бы знать, что у меня сегодня день рождения. Ранее, когда вы еще машинистом работали, вы на мои дни рождения приходили и меня поздравляли, а сейчас забыли? Что я не могу его с друзьями отметить? К тому же обратите внимание, что здесь нет никого моложе сорока лет, и все после рабочего дня отдыхают.  Судно сейчас лежит в дрейфе, работы серьезной нет.
       - Пьянство на судне – это серьезное нарушение дисциплины и вы за это ответите по всей строгости. И мы комиссией сейчас составим на это акт.
       - Составляйте что хотите, а сейчас прошу покинуть мою каюту.
       Акт составили, члены комиссии все на нем расписались, принесли акт
на подпись боцману. Вытолкал боцман помполита из каюты, хорошо, что за того машинисты вступились, не дали боцману кулаки в ход пустить. Вот и появилось у помполита, о чем писать в донесении. Да и работа настоящая, любимая появилась, в которой можно себя проявить, показать, что не зря на судне шесть месяцев находился. Пытался капитан заступиться за боцмана, вызвал его и своего первого помощника в свою каюту. Закончилось тем, что боцман обоим наговорил грубостей и вышел, хлопнув дверью. Все-таки полгода находиться в замкнутом пространстве, среди одних и тех же людей, в постоянной готовности выполнения авральных работ, постоянно слышать скрежет льда об обшивку корпуса и знать, что где-то есть лето, зеленая трава и прочая нормальная человеческая жизнь – все это, конечно же, действует на психику. К тому же весь рейс работал с полной отдачей – и вот она благодарность.
      5-6 ноября в СССР и, конечно же, в Мурманске, начали готовиться к празднику
 Великой Октябрьской Революции. В Мурманске начали подготовку к Военному Параду, расставляли на рейде на якорях военные корабли.  Проход по Кольскому
Заливу только под лоцманской проводкой. Отработал «Красин» в Арктике почти
полгода, перед подходом к Кольскому заливу запрашивает разрешении у службы контроля движения по заливу на заход в порт Мурманск. И в ответ:
     - В связи с расстановкой военных кораблей для Парада, проход в порт Мурманск проводится только с лоцманом, а сейчас свободных лоцманов нет. Вам будет разрешен проход в порт Мурманск только после Праздника, когда закончится Парад и военные корабли снимутся с якорей и освободят акваторию.
      Капитан л/к «Красин» обращается к службе контроля за движением по Кольскому заливу:
      - У меня старший помощник Громов Олег Алексеевич, он до назначения на ледокол работал лоцманом мурманского порта. Разрешите ему провести ледокол
До Мурманского рейда.
      - Нет, в настоящее время проводку судов в Мурманск могут осуществлять только лоцманы, которые являются официальными работниками мурманского порта.
        Пришлось  ледоколу простоять  на рейде перед входом в порт Мурманск
несколько суток. Собирают на ледоколе общесудовое собрание посвященное Празднику Революции и окончанию Арктического рейса. После обязательной торжественной части, подведение итогов выполненного рейса. Многих членов экипажа капитан отметил в своих приказах о поощрении: матросов, водолазов, машинистов, комсостав, обслуживающий персонал. Не отмечен в приказах о поощрении только боцман, зато получил Строгий выговор с предупреждением.
      09 ноября получил ледокол «Красин» «Добро» на проход в порт Мурманск. Лоцмана на судно не прислали. А, зачем? На судне же есть свой очень грамотный
лоцман. Спокойно прошли залив, встали на рейде на якорях.
     Рейс закончился, и  начинают моряки  оформлять в отделе кадров отпуск и отгулы за   работу на судне в выходные дни.  Оформляет отпуск боцман, и начальник отдела кадров ему говорит:
      -Кузьма Леонтьевич, вы сейчас отпуск отгуляете, но назад мы вас на ра-
боту возьмем только, если вы привезете из своего родного Архангельска из   
наркологического отдела справку, что вы вылечились от алкоголизма.
      - Виктор Петрович, побойтесь бога, вы меня  двенадцать лет знаете. Ка-
кой я алкоголик?
      - Ну, этот вопрос вам надо было решать на судне с первым помощником капитана.
      - А, пошли вы все…  Отдайте мне трудовую книжку, хватит, поработал я
у вас.
      Уволился Кузьма Леонтьевич и уехал в свой родной Архангельск. По слухам работал в Северном Морском Пароходстве. Где сейчас и жив ли – неизвестно. Знаю только, что такие люди долго на этом свете не задерживаются.
      Долго живут только премудрые пескари. Зароются в тину и не высовываются. Но, правда, и жизнь у них не особо веселая, как отметил Салтыков-Щедрин.
      Отработал ледокол «Красин» более 50 лет в Арктике, ему на смену пришли уже более мощные ледоколы.  В 1992 году ледокол "Красин" стал музеем и с 1996 года стоит на Неве. Сначала стоял на набережной Лейтенанта Шмидта напротив Горного института, а сейчас стоит около Кировского завода.
      На экскурсию на легендарный ледокол постоянно собирается много людей, желающих увидеть живую легенду и прикоснуться к истории нашей страны.