Воспоминания о ледоколе красин глава 5

Лев Ефремов
          Каждый человек это, естественно, индивидуальность, порой героическая,   а иногда и просто умом не сразу постижимая. Профессии у людей разные и в каждой, конечно же, имеются свои отличия от других. Много  профессий неординарных, связанных с постоянной опасностью, риском. Это летчики, моряки, да всех сразу и не перечислить. На флоте все профессии равны и уважаемы, но все - таки капитан – это капитан, все это знают. Механики, матросы – на них все на судне держится. Но вот у моряков  есть такая должность – боцман.
Боцман морского судна, это еще со времен Петра 1, человек особенный. Боцман, по старому  «дракон»,  всегда на судне был очень уважаемым человеком. Среди  моряков, людей порой грубоватых, заслужить уважение мог только человек действительно сильный духом и  физически крепкий.
      Зимой на ледоколе был выполнен необходимый ремонт, чтобы быть готовым к работе в Арктике. Но во время сложной работы в навигацию, могли произойти различные повреждения механизмов и корпуса. Льдом могли быть сбиты гребные винты, рули  и прочее, находящееся ниже ватерлинии, судовое оборудование. В экипажах ледоколов, для возможного ремонта  оборудования в подводной части судна, имелась легководолазная группа с необходимым оборудованием.  Это три матроса-водолаза во главе со старшиной. Все они проходили специальную учебу и  получали сертификаты водолазов.
      Провели через пролив Карские Ворота архангельский лесовоз на коротком буксире –«на усах». В Карском море буксир отдали, проводим судно через льды. Лесовоз идет в кильватере за л/к «Красин» по проложенному во льдах каналу. Попали в сильное ледовое сжатие. Потеряли ход. Стоим в ожидании изменения направления ветра или подхода более мощного ледокола. Началась подвижка льда. Лесовоз льдом протащило по правому борту ледокола. На л/к «Красин» бортом лесовоза поврежден правый борт: большая деформация корпуса, выбит иллюминатор в каюте плотника, и в этой каюте повреждена обшивка. Лесовоз тоже получил повреждение корпуса, но выше ватерлинии, и на нем решили ремонт произвести в порту выгрузки груза – в Тикси. На ледоколе вмятину в корпусе, конечно же, самостоятельно силами экипажа не выправить, для этого необходимо вырезать всю деформированную обшивку и на ее место ставить новую, т.е. работа заводская. Но разгар навигации, самая работа для ледоколов. Собрали общесудовое собрание:
      - Что делать? Помимо обшивки корпуса выдавлен иллюминатор в каюте
 старшего матроса-плотника, повреждена переборка и  внутренняя обшивка каюты.
         Встает боцман, Кузьма Леонтьевич Леонов:
      - А, мы с плотником начали ремонт каюты, завтра или послезавтра закончим, и будет каюта опять жилая.
        Через пару дней ремонт каюты был закончен. Иллюминатор на месте, видимых повреждений не видно, каюта жилая, в каюте тепло. Ледокол продолжает работать.
        По Правилам технической эксплуатации судов необходимо не мене одного раза в месяц производить спуск спасательных шлюпок на воду.  В Арктике у ледокола возможность спустить шлюпку на воду не всегда имеется, но приспустить шлюпку хотя бы до поверхности льда нужно обязательно.  На ледоколе «Красин» шесть спасательных шлюпок, их все необходимо испытать на спуск. Температура наружного воздуха минусовая, на металлических конструкциях образовывается наледь. Она и подвела. При испытание шлюпок проигрывается  учебная общесудовая «Шлюпочная тревога», при которой члены экипажа, расписанные  по каждой шлюпке, должны занять места в своей шлюпке, и шлюпка или спускается вместе с людьми, или они потом по штормтрапу спускаются в нее. Но капитан зная, что это процедура иногда преподносит неприятные сюрпризы, распорядился спускать шлюпки без людей. Первой начали спуск шлюпки номер 1. Это капитанская шлюпка. Каждая шлюпка крепится на         носовой и кормовой шлюпбалках, во время спуска шлюпки эти шлюпбалки вываливаются за борт и  скатываются по направляющим желобам до шлюпочной палубы, затем шлюпка зависает на шлюпталях и дальнейший спуск происходит уже на тросах шлюпталей.
      Отдали стопора для спуска шлюпки №1 и шлюпбалки, освобожденные от стопоров, должны начать скатываться по направляющим, но носовая шлюпбалка получила движение, а кормовая застряла. Вес шлюпки приличный, к тому же капитанская шлюпка -  это катер с закрытой рубкой и палубой. И шлюпка своим весом тянет кормовую шлюпбалку, та падает сначала на палубу, а затем вместе со шлюпкой и носовой шлюпбалкой все это летит на лед.
      Шлюпка разбита, шлюпбалки на льду, троса порваны, направляющие
желоба, по которым скатываются шлюпбалки, деформированы. Капитан посмотрел на это, только и смог сказать:
      - Э…х!!!
      Боцман Кузьма успокоил:
      - Да, чего тут расстраиваться, радоваться надо, что вовремя это заметили. А, что если бы в аварийной обстановке, да с людьми это произошло? Шлюпку мы отремонтируем, шлюпбалки на место поставим.
     И шлюпку отремонтировал, и шлюпбалки на место поставил. Остальные
шлюпки спускали уже более внимательно, очистили шлюпбалки ото льда, спускали осторожно, т.е. стопора отдали и на ручном тормозе  - потихоньку.
     Продолжает ледокол «Красин» свою работу в Арктике. Провели караван
речных судов через пролив Вилькицкого и при обратном проходе этого пролива в Карском море появилась сильная вибрация на правом гребном валу.         
     На ледоколе «Красин» три главных двигателя и, соответственно, три гребных винта.  В чем дело? Надо проверять. Нашли полынью свободную от льда. Встали. Ледокол носовой частью вошел в лед. Начали готовиться к водолазному осмотру винторулевой группы. Вынесли водолазные рубахи, шлемы. Подключили шланги и все прочее. Надо лезть под воду, но начали  водолазы сомневаться, не произойдет ли подвижка льда, когда водолаз будет под водой. Стоят, спорят. Лезть под воду - особо желающих нет. Ни капитан, ни старпом, ни старший механик заставить не могут. А, вдруг, что – нибудь произойдет? Отвечать придется. Не выдержал боцман, обложил всех своими крепкими боцманскими словами, боцманы всегда этим славились, и велит водолазам натянуть на него водолазную рубаху. Пытаются его отговорить – бесполезно. Водолазы боятся с боцманом спорить, а капитан и старпом знают, что боцман водолазное дело знает, имеет даже сертификат водолаза. Лезет Кузьма Леонтьевич под воду. Докладывает:
      - На правом валу намотан стальной трос. Намотан крепко, сильно зажат, размотать невозможно,  для снятия необходимо только резать сваркой.
      Пока готовили оборудование для подводной резки, Кузьма вылез, но снимать водолазную рубаху и шлем не стал. Только открыл иллюминатор в шлеме, попросил горячего чая, выпил чашку и опять полез под воду.  Попытался старшина водолазов дать ему помощника для работы, но боцман категорически отказался. Отказался – это мягко сказано, обложил боцман горе- водолазов матом так, что долго они потом ходили перед ним, как говорится – тише воды, ниже травы. Здоровенные мужики, а голоса сразу как-то  тише стали и спесь  с них слетела. Самыми безобидными выражениями, которыми их боцман наградил было:
      - Не водолазы вы, а баболазы. Вы только перед девками выдрючиваться
способны. Тьфу…
      Работу боцман сделал, троса срезал, вал освободил. Ко всем своим рабо-
чим достоинствам имел боцман еще и сертификат электрогазосварщика. В то
время в Пароходстве существовали различные курсы рабочих специальностей, на которых готовили водолазов, электрогазосварщиков, токарей и т.д. Кузьма Леонтьевич за время зимнего отстоя ледокола на всех этих курсах отучился и получил кроме соответствующих сертификатов необходимые в его работе навыки.
      Отработал боцман эту Арктическую навигацию, как и все прошлые. Много
полезного сделал для судна, да иначе работать он и не умел. Всю работу вы-
полнял с полной отдачей, никогда не считался с личным временем. Матросы
после работы  отдыхают, а боцман все чем-то занят, что-то мастерит в плот-
ницкой.