О картине Леонардо да Винчи Мона Лиза или Джоконда

Мита Пе
Полное название знаменитой картины  Леонардо да Винчи -  "Портрет госпожи Лизы дель Джокондо Мона Лиза",   но в народе она зовётся короче – "Мона Лиза" или "Джоконда".  Мона (или монна)  – это сокращённый вариант  итальянского  выражения ma donna (моя госпожа).  Джоконда  -   фамилия  мужа Лизы  del Giocondo.
 
Предполагалось, что Леонардо написал портрет  знатной неаполитанки  Лизы Герардини (полное имя Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини),  третьей супруги  тридцатипятилетнего флорентийского торговца шёлком Франческо дель Джокондо. 

Лиза вышла замуж в 16 лет, но её портрет Леонардо начал создавать, когда ей было 25.   Как художник, Леонардо  отказывался от многих заказов, но за портрет Лизы взялся с большим удовольствием.

Об этом свидетельствовал в 1550 году биограф итальянских художников Джорджо Визари (1511—1574), который написал: "Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло".

По утверждению  Визари, Леонардо  многие свои работы оставлял незавершёнными, поэтому точная дата создания шедевра известна приблизительно. Начата картина  в 1503  году, а закончена в 1519, когда художник, уже плохо владеющий правой рукой, нанёс на изображение последний мазок.

Также Визари сообщал, что  в процессе работы над портретом,  Леонардо да Винчи приглашал в студию артистов, которые "играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам".

Необычность "Моны Лизы" в том, что при создании портрета Леонардо использовал придуманный им приём сфумато (sfumato — размытый, затушеванный, буквально — "исчезающий как дым"),  с помощью которого он смягчал очертания   фигур и предметов, что  позволяло  передать  на картинах окутывающий их воздух. 
Именно сфумато придал взгляду Джоконды влажность,  рукам ощущение мягкости прикосновения, а улыбке чарующую лёгкость. 

Об улыбке.
Ранее Джорджо Вазари упоминал об улыбке Джоконды:
"У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной".

Но писатель-романтик Теофиль Готье стал первым, кто обратил внимание общественности на улыбку Моны Лизы.  В 1855 году он увидел картину  и залюбовался ею.  До Готье  никто не обращал внимания  на губы Моны Лизы и не видел в них никакой тайны.  Именно   Теофиль Готье  назвал  губы Лизы загадочной улыбкой и восторженно о них отозвался:

- "Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…"

С тех пор  улыбка Джоконды  считается главным достоинством портрета, а другие атрибуты лица, например, отсутствие бровей и высоко выбритый лоб просто не замечаются.

В 1517 году флорентийский художник Леонардо  да Винчи принял приглашение короля Франциска  I занять пост придворного архитектора и инженера и приехал  во Францию, взяв с собой несколько избранных картин, в их числе  "Мону Лизу".  Нет никаких объяснений, почему  художник не отдал портрет заказчику, а оставил его себе и даже увёз в Париж.   

В 1519 году да Винчи умер и был похоронен в часовне  своего дома в Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз.

Картина по наследству перешла к близкому ученику да Винчи  художнику Салаи (Джан Джакомо Капротти да Орено),  а тот завещал её своим сёстрам в Милане. Но картина не попала  в Милан, потому что  её успели выкупить за приличную сумму (4 000 экю) и поместить в коллекцию Франциска в его замке Фонтенбло.

Там она оставалась до Людовика XIV, который  перевёз её в Версальский дворец. В 1793 году "Мона Лиза" оказалась в коллекции французских монархов в Лувре, но до этого она некоторое время была украшением спальни Наполеона во дворце Тюильри. 

В Лувре "Мона Лиза" поселилась надолго, но было время, когда она картина   покидала своё музейное место,  правда, не по своей воле.

21 августа 1911 года "Мона Лиза" исчезла из Лувра.  Наутро газеты заявили о пропаже жемчужины французской живописной коллекции, как о национальной катастрофе.

Все наперебой стали выдвигать версии одну другой фантастичней, даже кайзера Вильгельма II объявили организатором похищения, а немцы со своей стороны утверждали, что сами французы инициировали кражу, чтобы дать повод к осложнениям международных отношений  между  государствами.

Границы  были закрыты, на дорогах выставлены посты, досматривался багаж пассажиров, проверялись сотни подозреваемых, в том числе пациенты психиатрических больниц,  так как, узнав о пропаже, они тут же объявили себя возлюбленными Джоконды. Подвергались проверке  все, кто так или иначе был причастен к миру искусства, даже молодой художник Пикассо был под подозрением в краже (из-за того, что ранее купил две статуэтки, украденные из Лувра).

На стекле защитной коробки, окружающей картину, обнаружили отпечаток пальца,  но даже гениальный криминалист Альфонс Бертильон не смог по нему установить  преступника.    Другие методы розыска также не имели успеха. 
Картина официально была признана похищенной.

В 1913 году, через 28 месяцев после исчезновения, к флорентийскому антиквару Альфреду Гери обратился неизвестный и предложил купить у него "Мону Лизу". Когда изумлённый Гери спросил, откуда у того пропавшая во Франции картина, неизвестный ответил, что эту картину похитил сам Наполеон, а он просто хочет вернуть Италии шедевр, написанный итальянским художником. 

О невероятном предложении антиквар сообщил полиции, продавца арестовали.  Им оказался итальянец Винченцо Перруджи, который в 1911 году работал в Париже маляром и был вхож в помещения Лувра.

Неизвестно, когда зародилась в голове Перруджи мысль о похищении и возврате картины на родину, но его план легко осуществился, и картина из Лувра переместилась под кровать маляра в его комнатке на улочке Госпиталя Сен Луи.

В полиции грабитель подробно рассказал, как проник в зал, как снял картину и как вынес её из музея. Лёгкость, с которой Перруджи похитил картину, потрясла полицию и подорвала профессиональный авторитет Бертильона. Оказывается,  когда полиция сбивалась с ног в происках пропажи, в  картотеке криминалиста Бертильона  уже находился отпечаток пальца Перруджи, но криминалист не смог идентифицировать его со следом пальца на музейной витрине. 

Торжественное возвращение "Моны Лизы" в Париж состоялось 4 января 1914 года, но по пути в Лувр она выставлялась в галерее Уффици (Флоренция) и в Риме.

После Второй Мировой войны картина покидала Лувр дважды. В 1963 году она гостила  в США, а в 1974 году побывала в Японии. По пути из Японии во Францию "Мона Лиза"  была выставлена в музее им. А.С. Пушкина в Москве.

В Лувре уникальную картину закрыли от посетителей (и воров) пуленепробиваемым, защитным  стеклом.  Некоторые посетители  по различным причинам  относятся к портрету  негативно и время от времени совершают на него покушения,  например, в 1956 году один из посетителей облил картину кислотой, которая разъела нижнюю часть древесины.  В том же году  боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой в районе руки  Моны Лизы у локтя.

Не смотря на защиту шедевра от злоумышленных посягательств, случаи вандализма всё же происходили. Известны две попытки нанести картине ущерб:  в 1974 году посетитель пытался распылить на изображение краску, а  в 2009 году некая дама, обидевшись за отказ предоставить ей французское гражданство, запулила в Мону Лизу  глиняной чашкой.

Теперь для предотвращения возможных  нападений возле бесценной картины постоянно дежурят два охранника.

Пуленепробиваемое стекло оберегает картину не только от помешанных посетителей, оно ещё служит прозрачным покрытием защитного короба, в который, как в саркофаг, помещена "Мона Лиза". 

За полтысячи лет тополиная доска, на которой написан портрет, стала хрупкой, поэтому в музейном "саркофаге" поддерживается специальный микроклимат, защищающий  шедевр от негативных воздействия окружающей среды.

Хотя Джорджо  Визари называл имя молодой женщины, позирующей  да Винчи, но в связи с тем, что он в своём сочинении допустил некоторые неточности, долгое время  в отношении названного им имени существовали сомнения, эта неопределённость порождала множество разнообразных версий о том, чей именно портрет изобразил художник.   

Лишь в  2005 году была поставлена утверждающая точка.  Учёные из старейшего в Германии Гейдельбергского университета в процессе тщательного изучения фолианта 16 века, принадлежащего   некоему  чиновнику, близкому к кругу  флорентийских художников,  обнаружили на его полях рукописные заметки, в одной из которых сообщалось, что "сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини".

Таким образом,  сведения  Визари, что Мона Лиза действительно звалась Лизой Герардини и была женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо, нашли письменное подтверждение. 

В тех же заметках  учёные нашли информацию о том,  что портрет Лизы был  заказан художнику да Винчи  для интерьера нового дома семьи Лизы и Франческо и в честь рождения их второго сына  Андреа.

С 2005 года шедевр Леонардо да Винчи  находится в 711-м зале Лувра, который называют "Залом Джоконды". 


Иллюстрация к тексту:
Чезаре Маккари. "Мона Лиза, позирующая Леонардо да Винчи", 1863.