Ранние портреты адмирала Крузенштерна - часть 1

Владимир Варнек
1. Портрет молодого И.Ф. Крузенштерна, приписываемый  кисти немецкого художника Иоганна Фридриха Вейча [1],  с чем автор настоящей миниатюры уже в течение семи лет категорически не согласен. Находится в собрании Центральной библиотеки швейцарского города Цюриха.
2. Гравированный портрет И.Ф. Крузенштерна работы И.Ф.Тилькера,  выполненный в 1806 -1810 гг. Находится в собрании  Центральной Военно-морской библиотеки в Санкт-Петербурге.

В апреле 2014 года после выхода в свет  одной моей публикации о творчестве художника А.Г. Варнека мне позвонил из Санкт-Петербурга  неординарный человек  Л.Г. Колотило, которого в то время я знал, прежде всего, как автора монографии о видном российском гидрографе-геодезисте Ф.К. Дриженко.  «А известно ли Вам, – спросил мой собеседник, – что Александр Григорьевич Варнек написал портрет первого российского кругосветного мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна?».

«Крузенштерна?! – удивился я и заметил, что мне известен только портрет Оттона Евстафиевича  Коцебу, его ученика и участника первой российской кругосветной экспедиции (1803 -1806), выполненный  художником А.Г. Варнеком в 1819 году, когда мореплаватель, уже сам ставший руководителем экспедиции, вернулся в Петербург из своего второго кругосветного плавания [2].

Тогда Леонид Григорьевич сообщил мне, что его хорошая знакомая - Ольга Михайловна Федорова, заведующая отделом комплектования Центральной Военно-морской библиотеки, обнаружила в Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ) письмо Юрия Лисянского к Ивану Крузенштерну, из которого следует, что портрет последнего Александр Варнек написал, будучи еще учеником Императорской академии художеств. Меня эта информация крайне заинтересовала, и мой собеседник пообещал познакомить меня с Ольгой Михайловной.

Через несколько дней я получил от О.М. Федоровой копию письма Лисянского Крузенштерну от 21 июля 1802 года, где Юрий Федорович сообщал другу: «Наша Академия искусства открывалась, когда я был в Петербурге, и бывал я там нередко. Это прекрасная коллекция живописи разного типа, по большей части, старой. Представлено несколько мозаик и барельефов. Но из всего выставленного, мне бросился в глаза твой портрет кисти мистера Варника (до 1833 года фамилия художника писалась через «и» - В.В.). Он еще молодой человек, и мы можем ожидать увидеть в нем отличного художника. Каждый восхищается его работами; хотя он еще «ученик пятого класу».

В сопроводительном письме Ольга Михайловна сообщала, что ей известен только один портрет молодого Крузенштерна, находящийся в собрании Красноярского краевого краеведческого музея, где автором его считается В.Л. Боровиковский.  Однако она не исключала, что на самом деле это тот самый портрет, который был написан около 1802 года Александром Варнеком…. 

Так я «погрузился» в новую для себя тему  изысканий (в свободное от работы время), основной целью которых в те годы стало выяснение  авторства двух ранних портретов мореплавателя И.Ф. Крузенштерна. Один из них, это приложенный к настоящей миниатюре портрет из Центральной библиотеки швейцарского города  Цюриха, а другой -  портрет из Красноярского  краеведческого музея,  речь о котором пойдет в, третьей, заключительной миниатюре.

Что касается  предыдущих изысканий, начатых нами с Ольгой Михайловной семь лет назад, то главный формальный итог их состоял в опубликовании двух статей, содержащих  любопытные факты и аргументы в пользу того, что оба портрета были выполнены Александром Варнеком,  причем один из них них (красноярский)  сочли  эскизным, а второй - окончательным  вариантом [3, 4]. Но полученных данных оказалось на тот момент времени недостаточно, чтобы сделать однозначные выводы об авторстве портретов и датах их исполнения. 

В настоящей  и следующей  за ней  миниатюрах хотел бы сообщить  читателям о новых  аргументах относительно авторства «цюриховского» портрета. Зная их, можно будет уже после этого переключиться на такой крепкий «орешек», как «красноярский» портрет Крузенштерна. Замечу, что важной особенностью многочисленных портретов руководителя первой «кругосветки»  является все возрастающее  число наград на груди модели с возрастом адмирала, даты вручения которых являются индикаторами при определении  дат исполнения портретов и оценки возраста портретируемого. 

Начну издалека, с элементов биографии И.Ф. Крузенштерна, поскольку для разговора о портретах и орденах запечатленного на них человека нужно знать кое-что и о нем самом. При этом, учитывая, что рукопись является миниатюрой, а не повестью, представлю элементы биографии мореплавателя в максимально коротком варианте  - в виде хроники его жизни  с указанием всех дат за 20-ти летний период. Некоторые из них  понадобятся нам после для атрибуции портретов.

При рождении, Адам Йоханн фон Крузенштерн (Adam Johann von Krusenstern).

1770 г. Родился будущий адмирал 8 ноября в эстонском городке Хаггуде .
1785 - 1787 гг. Поступил в морской корпус кадетом; окончив его, был произведен в гардемарины.
1788 -1790 гг. Став мичманом, на 74-х пушечном корабле под командованием капитана 1-го ранга Г.И. Муловского, участвовал в Гогландском  и Эландском сражениях на Балтийском море. На том же корабле участвовал в Ревельском и Выборгском сражениях.  За отличие при взятии неприятельского  корабля «София Магдалина»  произведен в лейтенанты.
1791-1792 г. Находился на службе при Кронштадтском порте.
1793 – 1799 гг. Командирован за границу, где поступил волонтером на суда английского военного флота. Ежегодно бывал в плавании у берегов Северной Америки и Ост-Индии, произведен в капитан-лейтенанты. В конце указанного срока возвратился из Англии в Россию.
1800 г. Командуя бригом «Нептун», плавал в Финском заливе.
1801 - 1802 гг. Находился на службе при Петербургском порте.
1802 г. 26 ноября за 18 морских кампаний награжден орденом Св. Георгия 4 степени.
1803 г. 7 августа, командуя шлюпом «Надежда», и имея в отряде шлюп «Нева», отправился из Кронштадта в кругосветное плавание в Российские Северо-Американские колонии «с торговой целью, состоящей в том, чтобы на полученный в колониях меховой товар выменять груз китайских производителей. Кроме этого, экспедиции поручалось сделать съемку некоторых берегов и завязать торговые сношения с Японией, для чего на шлюпе «Надежда» отправлен был чрезвычайный посол камергер Рязанов. Эта экспедиция стала первым  кругосветным русским плаванием».
1805 г. Награжден орденом Св. Анны 2 степени. Крузенштерн получил данный орден, пожалованный ему Александром I, во время плавания в июне месяце, когда «Надежда», покинув Японию, во второй раз пришла в Петропавловск.
1806 г. 7 августа возвратился из кругосветного плавания в Санкт-Петербург. Описание этого плавания было издано и позже переведено на все европейские языки. 2-го августа  произведен в капитаны 2 ранга.   10-го августа награжден орденом Св. Владимира 3 степени.
1807 - 1809 гг. Находился при Петербургском порте. Был принят в 1808 году в почетные члены Адмиралтейского департамента.
1809 г. 1- го марта произведен в капитаны 1 ранга. Командовал 130-ти пушечным кораблем «Благодать» на кронштадтском рейде. 
1810 г. 14-го мая награжден прусским орденом Красного Орла 1 степени.

Обратимся  теперь к двум портретам Крузенштерна, приложенным к настоящей миниатюре.  На первом слева портрете художник изобразил мореплавателя в морском мундире с двумя рядами пуговиц, анфас, по пояс. Лицо у молодого человека доброе с ямочками в уголках губ и легкой улыбкой; глаза мечтательные и немного грустные.
Изображен Крузенштерн  на портрете с тремя орденами, названными выше.

Орден святого Георгия 4 степени оловянного цвета с желтым обрамлением, на орденской ленте, полученный  26 ноября 1802 года,  находится на левой стороне груди чуть ниже воротника.   Орден Св. Анны 2 степени, полученный в 1805 году, прикрепленный  к широкой  шейной ленте красного цвета, находится в области шеи. 

Здесь же, чуть выше, на красной ленте с двумя узкими черными полосами находится и орден Св. Владимира 3 степени, полученный  10 августа 1806 года. Лента данного ордена находится поверх аннинской, и это создает ощущение, что на шее модели находится красный шарф с черными полосами. 

На гравированном портрете работы немецкого живописца и гравера Иоганна-Фридриха Тилькера, выполненном в 1806-1810 гг., Крузенштерн также изображен в морском мундире, но  с поворотом головы на 3/4  влево. Прямо по центру груди, вблизи шеи, находится на широкой орденской ленте орден Св. Анны 2 степени.

В словаре русских гравированных портретов Д.А. Ровинского в аннотации к данному портрету сообщается, что на мундире модели находится три ордена (как и на предыдущем портрете), но мы видим лишь два из них в связи с тем, что лента ордена Св. Георгия 4 степени прикрывает орден Св. Владимира 3 степени.

Теперь сообщу об одном секрете данного портрета, который был мною обнаружен.  Если ориентироваться на количество орденов, то данный гравированный портрет был выполнен  явно после возвращения Крузенштерна из плавания, и это согласуется с его датировкой.

Однако из описания данного портрета в словаре Ровинского Д.А. следует, что гравюра выполнена Тилькером с его же рисунка 1803 года  [5]. А это означает, что данный рисунок был выполнен до ухода Крузенштерна в плавание, за полгода  до того, как ему исполнилось 33 года (скорее всего, незадолго до отплытия шлюпов 12 мая 1803 года).

Думается, что из-за множества проблем, стоящих перед капитаном в связи с загрузкой шлюпов, вид его на гравюре усталый, на щеке появилась глубокая морщина, волосы не причесаны, и выглядит он постарше своих лет.  В  любом случае  можно с полной уверенностью сказать, что на  прилагаемом живописном портрете Крузенштерн  был изображен  раньше по времени, чем на гравированном портрете.   

Поэтому не приходиться сомневаться, что запечатлен  он  на живописном портрете до ухода в плавание.  Поскольку  такой портрет был выполнен  до июля 1802 года на основании письменного свидетельства Лисянского   Александром  Варнеком, то не вызывает сомнений, что портрет, приложенный к миниатюре, и является  именно его работой.   

Единственная проблема, это ордена на портрете. Разрешить ее можно будет, если доказать, что они были дописаны в более позднее время, после завершения кругосветного плавания.  Гипотезу о том, кто и когда дописал эти ордена,  предложу читателям в очередной миниатюре.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сайт «Наполеон и революция». Биография  И.Ф. Крузенштерна (см. его портрет после биографической заметки).
2.Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985. (см. аннотацию к портрету О.Е. Коцебу)
3. В.А. Варнек.  Красноярский портрет Крузенштерна. Журнал Новосибирского художественного музея. Вып. 4, 2014. Поиски и открытия http://www.nsartmuseum.ru/journal/id/123 
4. В.А. Варнек. Два портрета. Сборник материалов научной конференции.  «Крузенштернские чтения. 22-23 октября 2014 года. С. 12 - 18.
5. Ровинский  Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов.  СПб.  1886 - 1889. Том 2. С. 1131.
 
13 мая 2021 г.