Предание о яхте

Сергей Тесаков
Соловьев Д.А. и Тесаков С.Н.

Предание о яхте.

Действующие лица:

Морозов Иван Сергеевич – заместитель губернатора Красноярского края, 52 года.
Бровкин Егор Семёнович – директор яхт-клуба «Енисей», 40 лет.
Кульков Борис Абрамович – директор некой фирмы в Красноярске, 40 лет.
Соловей Дмитрий Алексеевич – российский бизнесмен, владелец яхты «Надежда», 50 лет.
Мирский Илья Ильич - исполнительный директор Московского яхтенного порта и директор новой, дочерней МЯП, структуры, специализирующейся на продаже подержанных лодок «Водный мир», 45 лет.
Карпуха Николай Петрович – сотрудник фирмы «Водный мир», 26 лет.
Ткаченко Артур Васильевич – ведущий сотрудник фирмы «Водный мир», 30 лет.
Сафин Игорь Евгеньевич – загадочная личность, фиктивный покупатель яхты, 35 – 40 лет.
Тимчук Сергей Иванович – следователь водной полиции в Москве, майор, 46 лет.
Сергеев Евгений Федорович – частный детектив, 40 лет.
Розов Андрей Иванович – оперативный сотрудник полиции в городе Красноярске, старший лейтенант, 38 лет.
Филоненко Евгений Ильич – владелец фирмы Fuso Jet Cервис в городе Красноярске, мастерская по ремонту и строительству мелких катеров.
Сергей (по кличке – Иванов Иван), житель города Красноярска, 28 лет.
Владимир – хозяин небольшой площадки (базы) на окраине города Красноярска, 30 лет.



Содержание:

1. Красноярское море.
2. Яхта «Надежда».
3. Бизнес по-бандитски.
4. Московский яхтовый порт и фирма «Водный мир».
5. Ищи – свищи.
6. Страхуйте!
7. Им же хуже.
8. Разгадки частного детектива.


1.  Красноярское море.

В мае месяце 2012-го года, утром, на столе, за которым сидела молодая женщина – секретарша заместителя губернатора Красноярского края – Морозова Ивана Сергеевича – звякнул звоночек. Это Иван Сергеевич вызвал секретаршу Наташу к себе в кабинет.

- Наташенька, найди мне, пожалуйста, и вызови ко мне директора нашего яхт-клуба. Не помню его фамилию и имя, хотя как-то мы с ним встречались. Если сможет – пусть позвонит мне. Ты его соедини тогда со мной.

Через час директор яхт-клуба «Енисей» Бровкин Егор Семёнович позвонил в губернаторскую администрацию. Секретарша сообщила шефу, что звонит Егор Семёнович Бровкин, директор яхт-клуба. И соединила звонящего с Морозовым.

- Приветствую, Егор Семёнович. Хочу заехать к тебе в клуб, посмотреть – как вы там жируете. И поговорить мне с тобой надо.

- Здравствуйте, Иван Сергеевич. Будем рады Вас у нас видеть в любое удобное для Вас время.

- Хорошо, спасибо. Не возражаешь, если прямо сегодня и заеду часам к трём. Никаких застолий не устраивай, не надо.

- Ждём Иван Сергеевич, ждём.

Яхт-клуб «Енисей» располагается на берегу Красноярского моря, созданного благодаря строительству Красноярской гидроэлектростанции, перегородившей могучую сибирскую реку Енисей. Яхт-клуб занимает обширную территорию облагороженной тайги на правобережье Енисея у подножия знаменитых Красноярских столбов. Здесь построены удобные и красивые коттеджи. У самой воды расположены две бани, имеется теннисный корт, в отдельном деревянном доме – банкетный зал с кухонными помещениями. На берегу стоят причалы и эллинги для хранения лодок и яхт. Построены два длинных мола, ограждающих гавань для стоянки яхт. Практически под вывеской яхт-клуба действует санаторий для отдыха высокопоставленных и богатых хозяев жизни этого губернского города.

Директор этого элитного заведения Егор Семёнович Бровкин – несколько пополневший, но ещё стройный, молодцеватый мужчина лет сорока, с густой ухоженной причёской рыжеватых волос, симпатичным лицом, голубоглазый, с правильными чертами загорелого лица – является одновременно одним из акционеров частной фирмы АО «Яхт-клуб Енисей». В число акционеров входят многие красноярские и даже московские бизнесмены.

Как и обещал, к трём часам к въездному шлагбауму на территорию яхт-клуба подъехал на своем личном мерседесе Иван Сергеевич Морозов. Шлагбаум немедленно открыл доступ на территорию яхт-клуба и Егор Семёнович приветливо махнул рукой в сторону ближайшего коттеджа.

Иван Сергеевич приехал без шофёра, сам за рулём. По виду этот высокий и широкий богатырского сложения пятидесятидвухлетний мужик скорее выглядел простоватым грузчиком. Однако одежда – великолепный, явно дорогой, сшитый на заказ костюм тёмносинего цвета в тонкую полоску – свидетельствовал о том, что этот человек совсем не грузчик, а один из руководителей края.

Мужчины встретились, пожали друг другу руки и вошли в гостеприимно распахнутую дверь коттеджа. Интерьер этого дома свидетельствовал о приятной простоте, но простоте замечательно респектабельной. Мебель ручной работы из лиственницы и дуба, изящная изразцовая печь, которая может согреваться и газом и, если захочется, дровами, камин из красного кирпича, шелковые и холстинные занавески на окнах, у стен – широкие лавки, но есть и четыре удобных кресла вокруг овального дубового стола.

- Иван Сергеевич, чаю, кофе или чего-нибудь ещё?

- Спасибо, я недавно пообедал, так что потчевать меня не надо. В другой раз попируем. А пока хочу тебя просить об одолжении.

- Чем смогу – с удовольствием всё сделаю.

- Понимаешь – хочу стать членом твоего клуба. А для этого нужно обзавестись собственной яхтой. Поизучал сайты продавцов яхт и у нас и за рубежом. Но уж больно большие бабки просят за приличную посудину. Деньги, конечно, не жалко. Но вот решил к тебе обратиться. Ведь ты, наверняка, имеешь связи и можешь мне помочь купить подходящую для нашего красноярского моря небольшую, футов тридцати – сорока длиной, моторную яхту с парочкой кают. С парусной связываться не хочу, а для моторной яхты ведь не обязательно нанимать команду. И сам могу управиться. Так скажи – можешь помочь?

- Отвечу Вам так: сам я не особенно занимаюсь куплей-продажей. Но профессионалов этого бизнеса кое-каких знаю. Есть у меня одна фирмочка, которая сидит у нас на крючке. Они задолжали около десяти лимонов и мы собирались поставить их на счётчик. Вот я и предложу им расплатиться хорошенькой яхточкой для Вас. Конечно, потребуется какое-то время. Но думаю – дело сделается.

- Вот и чудненько. Заранее благодарен. Только прошу особенно не раззванивать о том, что яхта нужна мне. Я и приобретать её буду не на своё имя, родственники, слава Богу, есть. Держи меня в курсе дела. Когда что-то станет известно – просто позвони и пригласи в гости. Лады?

- Понял, начинаю действовать.

- Я, конечно, в долгу не останусь, ведь мы давно уже дела делаем. А теперь, извини, спешу и прощаюсь.

И довольный состоявшейся беседой, Иван Сергеевич уехал.

2. Яхта «Надежда».

Дмитрий Алексеевич Соловей к своему сорокапятилетию много чего перепробовал в жизни. После окончания Биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и защиты кандидатской диссертации, этот уверенный в себе, чрезвычайно обаятельный, стройный и красивый мужчина обнаружил, что перебиваться с хлеба на квас на нищенскую зарплату научного сотрудника ему как-то не хочется. Человек он способный, энергичный. Нужно искать свое применение в бизнесе.

Без стартового капитала начинать какой-либо бизнес очень трудно. Но можно. У Мити – так его звали друзья, приятели и родственники – нашлись соратники-друзья, с которыми он и начал действовать. Не будем перечислять все сферы бизнеса, за которые компаньоны брались – от торговли запасными частями к автомобилям до оказания юридических услуг по оформлению конкурсной документации при заключении контрактов. Постепенно прибыли от разных видов деятельности прибывали и прибывали. Появились возможности для уже серьёзного бизнеса, возможности приобретать нужные активы, строить причалы и дебаркадеры-рестораны на Москве-реке, приобретать небольшие лодки и яхты, организовать яхт-клуб. Дела шли успешно.

И вот в 2007-ом году Митя купил за семь миллионов рублей моторную яхту «Надежда», тридцати одного фута длиной, с мощным двигателем, очень оригинального дизайна. Поплыли они с близким другом Кириллом на этой яхте на Волгу, к Саратову, на острова волжские. Это уже даёт себя почувствовать серьёзным, не бедным, человеком. Успешный бизнес, потребовавший огромных затрат физических и душевных сил, наконец, дал возможность и насладиться плодами своих трудов.

Но в жизни всё хорошее и плохое случается неожиданно и непредсказуемо. Во-первых, начался мировой финансовый кризис. Но это бы ещё ничего. А вдруг московская мэрия стала наводить свои порядки в долине реки Москвы. Стали убирать с реки дебаркадеры, запрещать развитие яхт-клубов. И в результате так интенсивно развивавшийся бизнес Мити подвергся слому. Нужно было прекращать начатые работы, выплачивать взятые кредиты, лишаться средств и снова искать иную сферу деятельности. И продавать нажитое имущество. Так пришла к 2012-му году необходимость продавать такую замечательную и полюбившуюся яхту «Надежда». И началась детективная история, рассказываемая в этом рассказе.

3. Бизнес по-бандитски.

Егор Семёнович Бровкин действительно приступил к поиску исполнителей заказа Морозова. Позвонил директору фирмы-должника, попросил того приехать в яхт-клуб для серьёзного разговора. Договорились, что Кульков Борис Абрамович на следующий день приедет часам к десяти утра.

Худенький, чернявый, с бегающими карими глазками в глубоко запавших глазницах, Борис Абрамович явился в яхт-клуб в несколько растрёпанных чувствах и в столь же растрёпанной одежде - поношенном джинсовом костюме.

- Здорово живёшь, Борис! – встретил Кулькова Бровкин. – Заходи, гостем будешь. Давай, выкладывай ваши затруднения. Долги надо отдавать, а вы что-то не торопитесь. Мы уже подумываем о том, как вас стимулировать.

- Я так и предчувствовал, что ты, Егор, приставишь мне нож к горлу. Времена у меня сейчас, действительно, не сладкие. Может быть, договоримся о рассрочке выплаты долга. Хотя бы на год, а лучше на два – начал разговор Борис Абрамович.

- Так уже больше года ты и так тянешь резину. Ну, да ладно! Есть у меня для тебя предложение. Парни вы разворотистые и ушлые. Появился у меня заказчик на приличную моторную яхту. Знать тебе этого заказчика не нужно, считай, что заказываю я, да и то только в устной форме, без письменных бумаг. По моим сведениям, моторную яхту длиной футов тридцать-сорок, с двумя каютами можно купить лимонов за семь-восемь. Будет яхта – спишем твои долги. Как ты это дело провернёшь – меня не касается. Как тебе такое предложение?

- Что же тут думать – принимаю. Но, ты же понимаешь, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Полгодика времени даёшь?

- Полгода – многовато. К осени постарайся, чтобы на ней еще поплавать можно было в этом году.

На этом беседа приятелей закончилась и Борис Абрамович отправился восвояси.

Связи с шустрыми людьми у Бориса Абрамовича были, а вот с деньгами было туго. Собственные дела по лесозаготовкам притормозились из-за изменений в законодательстве края и усиления деятельности природоохранных структур. Да и рыбные браконьерские делишки стали усыхать. На взятые кредиты приобретённые рыболовные суда и лесозагововительная техника требовали ремонта и вложений средств, а прибыли резко стали сокращаться. Фирма зависла на грани банкротства. Собственных средств на покупку яхты не имелось, даже если попробовать реализовать часть своих активов. Так что выход искать нужно было изобретательный. Борис Абрамович долго размышлял о том – кого же нужно привлечь к делу. И решил дать наводку одному из своих старых приятелей, занимающегося строительством маломерных лодок и катеров, не брезговавшего и кражами плавсредств. И задача была поставлена.

4. Московский яхтовый порт и фирма «Водный мир».

Купить что-нибудь серьёзное – машину, дом или яхту – просто, были бы деньги. А вот продать дорогостоящее имущество – задача более сложная. Требуется найти покупателя. Дмитрий Алексеевич Соловей сначала стал давать рекламные объявления в интернете о продаже своей яхты, дал объявления на известных сайтах, известил компании, торгующие аналогичными судами, сделал тираж рекламных листовок. Но покупатель всё не находился. Тогда Митя заехал к своему старому знакомому Мирскому Илье Ильичу, работающему исполнительным директором Московского яхтенного порта.

- Илюша, привет! Как жизнь в новых реалиях московской мэрии? – приветствовал Митя Илью Ильича.

- Здравствуй Митя. Какими ветрами тебя сюда занесло ко мне? Ты же, вроде, отошел от наших речных забав.

- Я, Илья, зашел к тебе посоветоваться. Ты же видел мою яхту «Надежду». Приходиться от неё избавляться. Ищу покупателя, но пока не получается.

- Ну и правильно делаешь. На ловца и зверь бежит. У меня теперь здесь образовалась фирма, оказывающая услуги по покупке и продаже речных судов, называется – «Водный мир». Находится на территории МЯП и ведет активную рекламу в этой области. Ты пойми, что продажа судов – удел профессионалов. Заключи с этой фирмой агентский договор на продажу твоей яхты. Сотрудничество многократно повысит шансы продать твою посудину. Тебе останется лишь ждать денег, позабыв про все заботы о лодке.

Если кто бывал в МЯП, знает, как строг там пропускной режим. Пройти и проехать на территорию практически невозможно без согласования с руководством. Если ты приехал на площадку посмотреть лодку, а потом, например, решил прогуляться по пирсу, ничего не выйдет. Выведет охрана. Это же относится к перемещению через контрольно-пропускной пункт (КПП) материальных ценностей. Все только по пропускам, по накладной с печатью выдающей структуры. Авторитет МЯП и строгость местных правил усыпили Митину бдительность. Заключил агентский договор на продажу яхты. И он привез яхту. Передал лодку по акту приема-передачи. Лодку осматривали тщательно. В акте отразили даже все мелочи. При этом, правда, пришлось внести еще немного денег. Мите пояснили, что все расходы до продажи несёт он сам. Так что мыть яхту, приводить ее в товарный вид будут за его счет. Агент на это своих денег тратить не должен. Логично. Заплатил.

Выписал, кроме того, нотариальную доверенность на сотрудника «Водного мира», Карпуху Николая Петровича, данные на которого ему дали. Этот молодой человек должен был в случае продажи снять лодку с учета и выполнить все необходимые формальности для переоформления. Доверенность, правда, не предоставляла права получения денег. Однако, агентский договор давал право Водному миру получить, согласовав с Митей, аванс.

Во время подписания агентского договора на продажу яхты, Мирский представил Мите ещё одного сотрудника Водного мира, который будет участвовать в продаже яхты – Ткаченко Артура Васильевича, мужичка лет тридцати. Договорились, что Артур будет сообщать Мите всю информацию о ходе дела.

В конце июля Артур Ткаченко сообщил Мите, что покупатель на лодку найден. Покупатель - некий Сафин Игорь Евгеньевич, представительный мужчина лет тридцати пяти – сорока.

3 августа Митя приехал в «Водный мир» для подписания договора купли-продажи. Познакомился с покупателем. Митю слегка удивило то, что покупатель приехал на такси, а не на своем авто. Но особого внимания на это не обратил.

Игорь Евгеньевич выдвинул предложение составить договор с рассрочкой платежа. Лодка ведь дорогая, стоит семь миллионов рублей. Поэтому покупка возможна лишь с рассрочкой платежей на полгода, с авансом в 1 200 000 рублей. Митя с этим предложением согласился, учитывая, тем более, что Водный мир обеспечивает все гарантии по получению денег и безопасности судна. Гарантии выглядят следующим образом. Официально лодка передается покупателю и оформляется только после выплаты всех денег. Перед реальной передачей она страхуется за счет покупателя. Покупатель хранит ее в МЯП, за шлюзы не ходит. Если платежи прекращаются, лодка снова выставляется на продажу. Все эти условия, как казалось, обеспечивали безопасность сделки. И Митя подписал договор купли-продажи с рассрочкой платежа на вышеназванных условиях. Покупатель попросил при этом передачу лодки отложить до момента, когда он убедится в ее полной технической исправности. Поэтому Акт приема-передачи подписан не был. Авансовый платёж (1 200 000 рублей) поступил в «Водный мир». Предполагалось, что агент будет гарантом выполнения сторонами всех обязательств. Агент – Карпуха Николай Петрович - попросил увеличения своего вознаграждения до 5% за дополнительные работы в связи с рассрочкой. На том и расстались.

Через несколько дней Мите Артур по телефону объявил, что с двигателем яхты есть проблемы, что фирма «Юнисейл», раньше занимавшаяся обслуживанием яхты, не компетентна, не нравится покупателю, и поэтому покупатель требует провести дополнительную диагностику у некоего другого специалиста. Митя, естественно, не возражал против любой диагностики. Тем более, что деньги, из которых можно было страховать судно, производить диагностику и готовить судно к эксплуатации уже были у Агента.

Дней через десять Митя позвонил и поинтересовался, чем закончилась эта диагностика. Артур предложил Мите приехать в Водный мир, сказав, что возникли некоторые «трудности». Вот, со слов Артура, как развивались события после 3 августа. 6 августа они выписали пропуск на вывоз лодки из яхт-клуба для выполнения дополнительной диагностики двигателя яхты. Николай Карпуха выписал покупателю рукописную доверенность на распоряжение судном. Лодка легально выехала из клуба. 8 августа Артур заключил от имени Мити договор ее страхования. Действие договора почему-то начиналось с 13 августа. 13-го же и были внесены деньги за страховку. 10 августа покупатель приехал в Водный мир и попросил вернуть ему 400 000 рублей из задатка на диагностику. Они ему были выданы без какого-либо согласования с Митей.

Агенты по продаже яхты на следующий день после отправки яхты на дополнительную диагностику попытались выяснить реальное местоположение лодки. Начали искать покупателя.

И тут выяснилось, что паспорт покупателя и прописка – липовые. А лодка исчезла в неизвестном направлении.

19 августа Мите, наконец, об этом рассказали, отдали деньги, которых к тому моменту осталось 690 000 рублей. Куда и на каком основании были потрачены остальные деньги внятно объяснить не смогли. Почему лодка была вывезена из клуба без акта приема-передачи, тоже. Так же неясно было, почему до сих пор не извещена полиция.

И теперь началось самое печальное. Со слов директора «Водного мира» Ильи Мирского, они не несут никакой ответственности за все произошедшее. Поскольку они, как Агенты, только помогают продать судно. Да, они приняли его у Мити по Акту, но где написано, что они теперь обязаны его хранить? Да, Николай Карпуха получил доверенность, но получил ее как частное лицо. Он же, как частное лицо, выпустил ее из МЯП, принял деньги от покупателя, тратил их по собственному усмотрению и подписал пропуск на вывоз лодки. Артур Ткаченко не является сотрудником «Водного мира» и работать там даже и не мог, так как не является гражданином РФ. Он просто «помогал» в продаже на общественных началах. И, наконец, «Водный мир» является частной компанией с одним учредителем – физическим лицом, с уставным капиталом в 10 000 рублей и никакого отношения к группе МЯР и прочим авторитетным организациям не имеет. Вот тут-то Митя и осознал - какой он лох и лопух. И обратился за помощью в полицию.

Дальше общение шло уже в кабинетах дознавателей. С их слов, ситуация уникальная. Яхт такой стоимости и размеров в московском регионе еще не крали. Сделать это было можно только при наличии разгильдяйства или преступного сговора. Отследить перемещение судна размером 10 метров на платформе по горячим следам не представляет труда. Однако, спустя более трех недель, оно может быть на другом конце России и за ее пределами. Кроме того, яхта «Надежда» довольно редкая, дорогая, с характерным силуэтом. Официально, по сведениям компании «Гранд Марин», дистрибутора этой марки, в таком синем корпусе официально таких лодок ввезено 3 штуки. Яхта не автомобиль. Ее перекраска, перебивка номеров, маскируют судно не сильно. Появление подобного судна – яркое событие для региона. Разобрать пластиковое судно на запчасти так же проблематично. Конечно, яхту будут искать.

Митя предположил, что, может быть, яхту и удастся найти. Если об этом событии станет известно максимальному количеству людей, особенно из «яхтенной тусовки», возможно кто-то заметит ее и сообщит о её местонахождении. Поэтому он разместил в интернете сообщение о пропаже яхты, в том числе и на itBoat, и о вознаграждении за информацию о ней.

5. Ищи – свищи.

Что может человек сделать в такой ситуации? Митя звонил следователю - Тимчуку Сергею Ивановичу, майору полиции, приезжал к нему, предлагал свою помощь, в том числе финансовую, предлагал нанять детектива. Следователь все его инициативы отверг. Сказал, что они работают, шлют запросы. Разослали информацию по таможням, в ГИМСы регионов, прочие инстанции. Про детектива он сказал, что считает это пустой тратой денег. Дескать, они и так делают все, что надо. Еще сказал, что для водной полиции это очень значимое дело. С учетом стоимости пропажи. В этом сезоне – это третье по значимости преступление после двух со смертельным исходом. Так что мотивация у них есть и без Митиных потуг.

Через пару месяцев Мите позвонили из полиции и сообщили, что лодка нашлась. Якобы в Красноярске. Митя звонил следователю, просил срочно выезжать в Красноярск, предлагал помощь, личное участие и т.п. Но столкнулся с весьма вялой реакцией следователя, который заявил, что, дескать, мы все и так делаем. Сейчас пошлем еще пару запросиков, закажем у начальства командировку. Потом и поедем.  Потом, еще дней через 10, Мите сообщили, что лодка с предполагаемого места исчезла, но они продолжают искать.

Кто был первоначальным источником информации о местонахождении яхты, Мите не сообщали. Позднее показали фото лодки, стоящей в каком-то дворе. Названия и регистрационных номеров на ней уже не было. Но то, что это его яхта, сомнений не было, поскольку она по-прежнему стояла на трейлере, специально для нее сделанном в Саратове по заказу Мити. Второго такого трейлера нет.

Еще через пару недель Митю позвал следователь и сделал неожиданное предложение. Он предложил нанять детектива. Сказал, что теперь для него есть работа и следователь готов сформулировать ему задание. Он не предложил конкретного детектива, но после еще недели Митиных поисков подобного специалиста, предложил кандидатуру своего знакомого. Этот человек, Сергеев Евгений Федорович – частный детектив, симпатичный мужчина лет сорока, интеллигентного вида Мите сразу понравился. Вопреки Митиным ожиданиям, денег Евгений Фёдорович не попросил. Сказал, что будет работать на результат. Еще через неделю, сказал, что деньги все-таки потребуются и что он готов ехать в Красноярск. Получив аванс, он вылетел туда. Чуть позднее Евгений прислал фотографии того же места (правда уже без лодки на нем), а также фото отдельных деталей и предметов с яхты, которые Митя без труда опознал. Среди этих деталей были такие, как рулевая колонка, винты, крышка двигателя, антикрыло. Словом - все говорило о том, что лодка подверглась серьезному ремонту или разборке и, скорее всего, находится где-то неподалеку.

Для детектива – работа весьма продуктивная. Казалось, теперь есть все основания лететь туда уже и следователю. Прошла еще неделя и Мите сообщили, что время командировки настало, следственная бригада сформирована, деньги на командировку выделены и разрешение на нее от начальства, наконец, получено. Митя может лететь с ними. С момента похищения прошло более четырех месяцев и около двух месяцев после получения фото лодки.

21 декабря следователь, дознаватель, Митя и еще один сотрудник полиции прилетели в Красноярск. Там их встретил местный оперативник - Розов Андрей Иванович – оперативный сотрудник полиции в городе Красноярске, старший лейтенант. Поехали на место. Это промзона в черте города. Примыкает к реке Енисею. Раньше была большим сплавным участком, перевалочным местом в местных лесозаготовках. Теперь в упадке. Раздроблена и приватизирована в виде множества мелких предприятий, гаражиков, баз и прочих сараюшек непонятного назначения. В одном из таких сараев расположена мастерская по ремонту и строительству мелких катеров. Называется Fuso Jet Cервис. Владелец ее, некий Евгений Ильич Филоненко, широко известен в узких кругах ремонтеров водометных лодок.

Надо сказать, что специфика сибирских условий в том, что там много мелких маловодных речушек с каменистым дном. Поэтому здесь пользуются спросом легкие алюминиевые лодки с водометами. Так вот местные Кулибины клепают подобные лодки, ставят на них импортные водометы и этим живут.

Этот Кулибин-Филоненко был несколько удивлен приездом оперативников, однако быстро взял себя в руки и рассказал, что, по его словам, здесь произошло. В середине августа некие неизвестные ему люди привезли яхту и попросили привести ее в порядок. За что он и взялся. Он обследовал яхту и вынес им диагноз, что ремонт будет стоить около миллиона рублей. Они сказали, что это дорого, но обещали подумать. Думали месяца два. Все это время лодка стояла там же, на территории мастерской Филоненко. Потом, в воскресенье, приехали и увезли ее в неизвестном направлении. Все. На вопросы типа: «Что это вы взялись чинить двигатель Volvo Penta, который никогда раньше не видели?», «Как они оставили такую лодку без оформления каких-то документов?», «Почему забрали, бросив часть деталей?», ничего вразумительного он ответить не смог. Когда его спросили, зачем он при диагностике двигателя снял колонку — ответил, что сначала не разобрался и подумал, что доступ к двигателю с той стороны. Было очевидно, что Евгений Ильич явно лукавит. Но, это явное вранье и несуразица в его ответах почему-то заставила следственную бригаду опустить руки. Опросив его, сотрудников и охрану, они ретировались, передав найденные вещдоки тому же Филоненко на ответственное хранение. Второй день был потрачен на «сбор оперативной информации». Оперативники объехали вокзал, сотовых операторов и другие подобные организации в расчете получить какую-либо информацию о путях доставки яхты, передвижении этого Филоненко, его переговорах и прочих важных сведений. Сведений получено не было и за ужином Мите было объявлено, что данный вояж себя исчерпал и завтра утром они возвращаются в Москву. Все Митины уговоры остаться и покопать еще были бесполезны. Митя так и не понял, на что они рассчитывали, выезжая из Москвы, и почему так быстро и бесславно ретировались обратно. Явно же лодка была где-то рядом. Явно способы ее поиска не были исчерпаны. Митя ответил им, что так улететь не готов и остаётся продолжить поиски.

Ёще накануне вылета из Москвы, Мите на электронную почту от некого Ивана Иванова пришло письмо следующего содержания:

Доброго времени суток. Возможности интернета порой бывают безграничны и полезны. Ваша яхта пересекла пол России и сейчас находится на безграничных сибирских просторах. К сожалению, человеческая алчность тоже присутствует и она мне не позволяет как законопослушному гражданину пойти и сообщить об ее местонахождении в соответствующие органы. Да и к тому же я не знаю новых обладателей этой яхты и мне не хочется, чтоб они меня знали. И так о каком вознаграждении идет речь? Стоит ли мне вообще с этим связываться.

К письму была приложена фотка лодки на том же месте на территории мастерской Филоненко. Еще более древняя, чем прежняя. Номер и название на борту еще присутствовали, фоном зеленели кусты.

Митя написал «Иванову», что лодку ищет, заинтересован и будет ему счастье, коли скажет, где она. Попутно спросил, почему фото такое старое и что он молчал все это время.

После фиаско с полицейскими поисками, Митя написал «Иванову» второе письмо. В нем сказал, что находится в Красноярске, что на старом месте лодки нет, но готов платить за реальную информацию о ее нынешнем местонахождении.

Следующий день Митя посвятил переговорам с хозяином мастерской Женей Филоненко. Митины аргументы этому Кулибину были незатейливы. Лодка засветилась в Красноярске. Важные детали с нее сняты и описаны. Починить ее здесь будет непросто. Стоимость ее в таком виде сильно упала. Мне же она нужна и в таком виде. Продайте! Женя обещал подумать. Рассказал, при этом, байку про знакомого, у которого украли машину, а потом за деньги предложили вернуть. Знакомый приехал с операми вместо денег. Сам забрал машину, а горе-похитителей оставил операм в качестве приза. Стало ясно, что беседа потребует продолжения.

Буквально через 10 минут после этой беседы с Филоненко раздался телефонный звонок. Звонил этот «Иванов Иван». Предложил встретиться. Встретились. Приятный парень Сергей (по кличке – Иванов Иван), житель города Красноярска, лет около тридцати, сказал, что о местонахождении лодки знает его приятель. А его приятелю рассказал сотрудник Филоненко. И что, если сойдемся в цене, счастье знать – где же лодка - будет Мите хоть сегодня. При этом Сергей заявил, что сам он к похищению никакого отношения не имеет, поэтому шифроваться не будет и готов даже к лодке придти с полицией.

Часа полтора Мите потребовалась, чтобы собрать с карточек необходимую сумму, договориться о полицейской поддержке, а Сергей в это время уточнял у приятеля местонахождение лодки. Ну, или делал вид. В результате Митя с оперативником Розовым Андреем Ивановичем приехали практически на то же место. Сергей показал на участок, соседний с территорией мастерской Филоненко. По его словам, лодка стоит в дальнем углу, заколоченная заборчиком из горбыля.

Охранник вышел из будки только когда Митя в сопровождении красноярского опера перелез через забор. Пока охранник изучал корочку полицейского, Митя в сопровождении тявкающих шавок, метнулся к этому загончику и с радостью увидел свою «Надежду». Дальше все банально. Сергей пересчитал бабки. На просьбу Мити чуток скостить, ответил: «Понимаешь, не могу. Моих здесь только 10%».

Приехали дознаватели. Объявился - Владимир – хозяин небольшой площадки (базы) на окраине города Красноярска. Его рассказ был весьма похож на рассказ Евгения Филоненко. Незнакомцы попросили поставить на зиму лодку. Дали денег. Договора не спросили. Документов не показали. Знает только имена и телефоны, которые почему-то теперь выключены. Да, он видел, что яхта пару месяцев стояла у соседа за забором. Видел даже, как ее привезли туда. Но с соседом практически не знаком. Да и лодку ставил не он. А досками забили ее, чтобы случайно не задеть, дорогая ведь. Как вы догадываетесь, и его рассказ у полиции особого оживления не вызвал. Все это происходило в пятницу вечером. На выходные прервались. В понедельник продолжили осмотр и опрос. Совершенно формально. Записали, что сказали, сняли отпечатки, пофоткали. Поздравили с чудесной находкой. Ничего особо и не попросили за помощь.

6. Страхуйте!

По поводу кражи яхты полицией было возбуждено уголовное дело. Почему-то уголовное дело о мошенничестве. Но, поскольку яхта была обнаружена и вернулась, хоть и почти раскуроченная, к владельцу, уголовное дело как-то потихоньку прикрыли. Но сам факт преступления – кражи яхты – был оформлен. Это давало владельцу яхты основания для обращения в Росгосстрах за возмещением потерь. Тем более, что договор страхования был заключён, правда – почему-то с числа на неделю позже, чем яхта исчезла. Лодка легально выехала из клуба 6 августа. А 8 августа Артур заключил от имени владельца лодки договор ее страхования. Действие договора почему-то начиналось с 13 августа. 13-го же и были внесены деньги за страховку.

По замыслу похитителей, яхта перед кражей должна была быть застрахована. В этом случае у всех участников процесса – сплошные плюсы. Включая продавца. Для этого, как выяснилось впоследствии, псевдо-покупатель передал агенту, Водному миру, в лице все того же Ткаченко, 50 000 рублей.

В Красноярске тоже есть отделение Росгосстраха. Туда Митя и обратился. Там приняли его заявление. Прислали на яхту парня с фотоаппаратом. Он все зафиксировал. Дальше предложили все вопросы решать в Москве.

Когда Митя вернулся из Красноярска в Москву, в Московском офисе Росгосстраха обещали озвучить свою позицию в первую неделю после новогодних праздников. Намекнули при этом, что хищение все-таки было бы страховым случаем.

Из Росгосстраха пришел отказ. Росгосстрах вообще отказался признавать это страховым случаем. Потому что от угона не страхуем. Да и сам факт страхования сомнителен. Лодка застрахована после похищения.

К весне стало ясно, что без еще одной поездки в Красноярск и повторного осмотра яхты, уже в теплое время, не обойтись. Митя поехал  Красноярск в мае 2013-го года с представителем страховщика. Залезли в лодку и открыли, наконец, моторный отсек. И увидели, что там пусто. Нет и мотора, и генератора, и много еще чего… И опять полиция развела руками. Не наше дело. Но для Мити это дело стало теперь еще важней. Украденное тянуло на половину стоимости посудины. А может и более. Ну что же… Составили список украденного и Митя обратился в суд.

Ключевой вопрос, интересовавший судью, оказался следующий. Являлось ли похищение (в данном случае двигателя и прочего) страховым случаем или нет. В договоре страхования прямо не было прописано, что хищение является страховым случаем. Но в правилах страхования маломерных судов, размещенных на сайте Росгосстраха, такой пункт был. Нужно было понять, как использовать информацию с сайта в качестве доказательства. Есть оказывается и такая процедура. И делается она с помощью нотариуса. Нотариус прописывает всю процедуру получения такой информации. С указанием номера и модели используемых для этого роутера, ноутбука, всех переходов на нужную страницу. Затем нотариус выясняет владельца исследуемого сайта, в данном случае это был сайт Росгосстраха. Всю полученную информацию нотариус распечатывает в виде скриншотов и заверяет. В таком виде суд принял без вопросов решение о страховом случае. Это и решило дело.

Интересно, что Росгосстрах подал апелляцию. И вот вторая судебная инстанция УВЕЛИЧИЛА сумму, которая была Мите присуждена. Оказывается - есть правило, что в случае необоснованного отказа в страховом возмещении, сумма увеличивается в 1,5 раза. Митя победил! Росгосстрах выплатил ему страховое возмещение в пять с половиной миллионов рублей.

7. Им же хуже.

Теперь у Мити возник и новый вопрос. Что делать с практически пустым корпусом найденной лодки? Очевидный неликвид. Доукомплектовать бэ-ушную лодку стоило б денег явно больших, чем те, за которые ее можно потом продать. Снова нужно было искать покупателя. Интересно, что, тем не менее, на нее нашлось сразу два покупателя. Догадываетесь? Точно! Первый – тот самый «сторож» Владимир, владелец места, где Митя лодку и обнаружил. Он предложил обменять ее на подержанный автомобиль Landcruiser 200. Митя не нуждался в таком автомобиле и на это предложение ответил отказом. Через некоторое время позвонил еще один покупатель. Как он узнал о продающейся лодке – загадка. Но предложил уже живые деньги. Похоже, оба имели доступ к исчезнувшему двигателю и прочим снятым деталям. Митя понял, что лучшего предложения не будет и поехал в Сибирь в третий раз. Боялся, что вернётся и без лодки и без денег, но продажа прошла гладко, в банке, куда Митя сразу и сдал полученную сумму - 2,3 миллиона рублей. И еще у Мити осталась часть задатка, оставленная лже-покупателем (это около 0,5 миллиона). То есть в сумме практически те же деньги, даже чуть больше, чем было заплачено за яхту при покупке.

8. Разгадки частного детектива.

Полтора года траты нервов, времени и денег не уняли у Мити желания понять все мотивы и поступки многочисленных действующих лиц этой детективной истории. Приглашенный к делу частный детектив Сергеев Евгений Федорович продолжал по просьбе Мити расследование, полицией почему-то не проводившееся.

Уж какими способами Евгений Федорович добывал факты, он Мите рассказывать не стал. А, завершая расследование, нарисовал Мите такую картину.

Оказывается, что первоначальный разговор заместителя губернатора Морозова с директором яхт-клуба «Енисей», был последним записан на диктофон на всякий случай. Как к Евгению Федоровичу попала эта диктофонная запись – он не пояснил. Но именно эта запись и дала ему направление для поиска преступников.

Стало ясно, что директор яхт-клуба принял заказ на приобретение яхты. Записал Егор Семёнович и свой разговор с Кульковым Борисом Абрамовичем. А дальше заказ перешел к владельцу мастерской по строительству и ремонту катеров Филоненко Евгению Ильичу. Совместно с владельцем соседнего с его мастерской участка – Владимиром, Филоненко разработал план кражи приглянувшейся яхты «Надежда» из Московского яхтенного порта. Надо отдать должное этим лихим ребятам: по плану владелец яхты не должен был существенно пострадать. Для этого яхту следовало перед кражей застраховать. Тогда и волки будут сыты, и овца не останется без еды.

Миллион двести тысяч рублей, необходимые для внесения аванса при покупке яхты в фирме по продаже яхт – Водном мире – предоставил Кульков. Для выполнения задуманного нужен был ловкий исполнитель. Эту роль поручили дальнему родственнику Филоненко. Следов этого персонажа частный детектив так и не смог найти. Как в воду канул. Лжепокупателя яхты снабдили поддельными документами на имя Сафина Игоря Евгеньевича. Изготовление документов не составило труда, имелись связи с бывшими бандитами, ныне спокойно работающими в органах МВД Красноярского края. Эту линию детектив разрабатывать не стал, себе дороже.

С агентами по продаже яхт фирмы Водный мир Карпухой и Ткаченко псевдоСафин общий язык нашел легко. Он объяснил им, что при реализации плана похищения яхты никто не пострадает, а они заработают приличные деньги. На основе выданной Карпухой рукописной доверенности на владение яхтой при её якобы диагностическом обследовании и пропуска на легальный вывод яхты из порта дело у лжеСафина пошло как по маслу. Заранее был нанят водитель огромной фуры, способной перевозить крупногабаритные грузы. Яхту погрузили на грузовик, укрыли тентом и перевезли в Красноярск вместе с трейлером, приспособленном для транспортировки яхты на прицепе даже легковым автомобилем. Так яхта очутилась на территории мастерской Филоненко. Единственным проколом, осложнившим дальнейшие шаги, стала поздняя дата страхования яхты, на неделю позже её исчезновения их московского порта. Эта ошибка Артура Ткаченко чуть было не загубила всё дело.

В принципе для полиции не составило бы труда при расследовании кражи яхты быстро выявить похитителей. Но когда заместителю губернатора Морозову сообщили о хищении яхты, он по своим каналам запретил следователю и дознавателям в полиции по настоящему работать. Они только делали вид, что ищут яхту и воров. На самом деле местонахождение яхты в полиции было известно, информацию об этом сообщили сами похитители, прикрытые властью.

Но теперь у Филоненко образовались проблемы. Морозов категорически отказался от краденой яхты. Её каким-то образом нужно было снова сделать легальной. И изворотливый ум Филоненко придумал хотя и очень сложный, да и затратный, но всё же выполнимый план дальнейших действий. С яхты якобы украли неизвестные воры почти всё оборудование – двигатель, генератор, рулевую колонку, винты, холодильники, навигационное оборудование. Остался только пустой корпус. Конечно, Филоненко с сотоварищи сам снял с яхты и припрятал всю начинку. И бывшему владельцу яхты Соловью Дмитрию Алексеевичу предоставили возможность продать корпус яхты за скромные деньги. Что он и сделал.

Дальнейшие шаги по восстановлению яхты легко представить. В мастерской по строительству катеров есть всё необходимое для возвращения на яхту припрятанных узлов. А теперь яхта официально и легально приобретена родственником Филоненко. Навести на яхте марафет и можно смело продавать её Морозову за хорошую цену. Так что яхта ещё походит по Красноярскому морю.