В продолжение к миниатюре о Кольке

Ольга Новикова 2
Зашёл тут как-то разговор об инвалидах. Ну, старая песня – вы знаете. О том, называть умственно отсталых умственно отсталыми или «солнечными», называть паралич параличом или «особенностью». И бросилось мне в глаза кое-что, чего я раньше не замечала. Сейчас объясню.

Сама я не склонна употреблять лицемерные эвфемизмы. Не вижу в этом никакой нужды. Если, скажем, у человека нет ног, то я так и скажу , если , конечно, будет нужно говорить именно об этом ,«безногий», а не с «особым устройством двигательного аппарата». Потому что он просто человек, чьи отдельные возможности ограничивает увечье, но другие возможности при нём - может, он гениальный математик. Но он таки-человек, а не инопланетянин какого-то особого устройства. И, кстати, не придёт в голову здоровому на эту самую голову безногому обижаться на то, что ему не дают партию в балете, как бы это ни ущемляло его права.

Вот мечтала я всю жизнь петь в Ла-Скала или играть на органе. Но нет у меня на то ни слуха, ни голоса. И что теперь, мне пойти на демонстрацию и кричать об ущемлении моих прав?

Почему же родители детей-инвалидов, родители детей с хроническими заболеваниями, а потом, подрастая . и сами дети устраивают такие вот «вселенские обидки» на ровном месте? То потому, что пацана с нарушением поведения в силу психического заболевания не пустили на автодром в парке. То потому что отказались в классе обучать необучаемого олигофрена в степени имбецильности. То потому что не разрешили прыгать на батуте с предельным весом пользователя 25 килограммов юному слонёнку с весом сорок пять. Ну, имеется проблема со здоровьем у ребёнка – что в этом такого позорного, что даже упомянуть в уместном случае об этом нельзя? Болезнь, увечье, какой-то дефект – это же не стыдно, в этом никто не виноват. На это просто нужно делать поправку при социализации такого ребёнка – и всё. Так зачем эвфемизмы? Зачем иносказания? Зачем это лицемерие? Никому не придёт в голову гнобить больного ребёнка просто за то, что он болен – разве что ушлёпкам каким. Но ушлёпки – они на то и ушлёпки. От них просто лучше держаться подальше.

И я вдруг поняла, что на самом деле всё чертовски просто: не общество, а сами эти родители, а за ними и сами дети , похоже, в душе считают себя неполноценными, невыгодно отличающимися от всех-всех-всех вокруг, недостойными даже того, что они, в принципе, могут себе позволить. Недостойными, по сути, быть больными, но при этом находиться среди здоровых. Но поскольку считают это они где-то очень глубоко, не признаваясь самим себе, то вот и начинается вместо честной самооценки это жеманничество – «солнечный», «особенный» и т.п. Попытка умолчать о болезни. но выбивание при этом особенного статуса. Не статуса больного - статуса "от всех отличающегося", ненормотипичного. А в какую сторону отличающегося? Во-от... И начинают родители из кожи лезть, чтобы доказать, что белое – это чёрное. Отдают необучаемого ребёнка обучаться, принуждают воспитателей и учителей ребёнку неуклюжему и с плохой координацией давать сольные партии в танцах в детском саду, заикающемуся – читать стихи, страдающего ожирением наряжать «прекрасным принцем». В школе продолжается то же самое, и им плевать, что олигофрен плетёт прекрасные коврики и упоённо моет посуду, неуклюжий решает задачи для восьмого класса, будучи в третьем, заика отлично рисует акварелью, а толстый в костюме колобка заставляет зал заходиться от хохота и рукоплесканий. Они этого не замечают, им это не важно. они стремятся развивать именно то, что развиться в принципе не может. Не используют сильные стороны ребёнка, а упорно доказывают всему миру. что его слабые стороны - не слабые, что это и есть его сильные стороны. Делать поправку на индивидуальность такие родители не согласны и. называя остальных детей презрительным «нормотипичные», по сути из кожи вон лезут, чтобы добыть и своему ребёнку это немного странное название ( странное потому, что человек не должен вообще быть типичным, это – скучно и нездорово, лягушки лабораторные нормотипичны, а уже мыши – индивидуальны) А у людей. не пригруженных такими проблемами, подобная напористость без здравого смысла под ногами, понятно, вызывает недоумение, досаду и отторжение. И вот уже вам изгой - там. где вполне мог быть просто мальчишка , не умеющий танцевать, решать задачки или читать стихи.

Оговорюсь: существуют некоторые - редкие - ситуации, когда, не смотря на болезнь, человек достигает определённых успехов именно в той области, где меньше всего ожидается - те же танцы ампутантов или параолимпийские игры. но там , вы же понимаете, создаётся особенная ниша для именно людей с такими заболеваниями и увечьями и с такими наклонностями, и они там не называются "особенными", потому что там они никакие не особенные, так что нет никакого резона выпускать ампутанта на поле в обычном матче среди здоровых. Там он не будет конкурентоспособен. там он не будет успешен, как бы мамочкам этого ни хотелось.

«Мой ребёнок имеет инвалидность. Но он не инвалид – он особенный», - говорят такие матери ( чаще всё-таки матери, отцы в таких семьях частенько "слабое звено", хотя тут тоже. конечно, всякое бывает). "Не инвалид? - отвечает общество. - Так с какого ж перепугу у него инвалидность, а? Нет, в самом деле, если он не инвалид, то вы что, пособие ему мошенническим путём оформили? Или он всё-таки инвалид, но вы стыдитесь собственного ребёнка? Стыдитесь его инвалидности? Стыдитесь настолько, что готовы придумывать тысячу иносказаний вместо того, чтобы просто озвучить, когда это нужно сделать, его проблему и постараться её обойти в его повседневной жизни без ущерба для себя и окружающих?"

«Он не болен! Он здоровее вас! Он учится отлично! Он ведёт общественную работу! У него столько друзей! Он успешен!»

А кто вам, мамочка, сказал, что больной ребёнок не может отлично учиться, вести общественную работу, дружить и быть успешным? Почему, если вашему ребёнку не повезло быть в чём-то здоровым, вы готовы отказывать ему в этих общечеловеческих правах? Не общество отказывает в данном случае , заметьте. Общество ставит ему пятёрки и дружит с ним. Отказываете вы, неадекватные мамочки таких детей. Общество говорит вам: ваш ребёнок болен, его возможности ограничены там-то и там-то, учитывайте это, и постарайтесь сделать его счастливым, используя другие возможности. Мы готовы принять его таким, как есть, мы готовы учитывать ограничение его возможностей. Вы говорите: нет, мой ребёнок здоров, это «временные трудности», и я заставлю его делать то, что он не может, или хотя бы пытаться это делать, а вас признать, что он не имеет никаких проблем, что он - совершенство в тех мучительных и болезненных априори безуспешных попытках перепрыгнуть через себя, которые я заставляю его делать.

Честно говоря, такое отношение к своему ребёнку – жестокое отношение. И начинается оно с вот этих самых «солнечный», «особенный» и т.п. А ведь на самом деле каждый ребёнок особенный , и, в то же время, никакая болезнь не делает особенным никого . Все люди болеют. Кто-то тяжелее, кто-то легче, кто-то физически, кто-то психически, кто-то выздоравливает. кто-то вынужден жить с болезнью. Это нормально. это по-человечески, в этом нет ничего "солнечного" и "особенного". Это, я бы даже сказала. очень даже нормотипично для человека, чем-то болеть и делать поправку на эту болезнь в процессе своей жизнедеятельности - будь то временные трудности или постоянные. Есть, кстати, фильм, который так и называется: «Временные трудности». Чертовски вредный фильм, потому что в нём показано, что именно такая тактика – слепота на болезнь и насильственное вымучивание поведения здорового – ведёт к успеху. На самом деле не ведёт. Не верьте фильму. На самом деле такой прессинг ведёт или к смерти, или к тяжёлому психическому срыву. И насколько же нужно стыдиться и не любить своего ребёнка, чтобы не признавать эти его трудности за реальные, а стараться всеми силами впихнуть несчастного в прокрустово ложе дурацкой, вами же придуманной «нормотипичности».