Воспоминания о ледоколе красин глава 2

Лев Ефремов
               
     Проходит Виктор свою медкомиссию,  его принимают на работу в Мурманское Морское Пароходство и направляют  на ледокол «Красин». Вот так Виктор попал на знаменитый ледокол.
      История у ледокола богатая. В начале 20 века Россия, осваивая Арктику, имела несколько небольших ледоколов и только один, по тем временам мощный,
который мог проводить суда по Арктике,  это был ледокол Ермак. И вот в 1916 г.
по заказу  России в Англии был построен ледокол более мощный, чем Ермак, это
был ледокол «Святогор». В начале Первой мировой войны он проводил суда Антанты со снабжением для России в порт Архангельск. Но, когда произошла в России революция, свергли Временное Правительство и Россия стала другой страной, то она вышла из этого договора и страны Антанты стали для России врагами. Они же заключали договор с другой страной, чтобы вместе бороться против Германии, а в России уже другое  правительство и другие цели.  И ледокол «Святогор» уже начал работать в обороне Архангельска от войск Антанты. Летом 1918 г., чтобы закрыть проход кораблям в порт Архангельск, ледокол «Святогор» и еще один небольшой ледокол были затоплены в устье реки «Северная Двина». Недолго пролежал «Святогор» на дне. Через два года, т.е. в 1920г. английские водолазы, спустившись под воду, задраили на ледоколе кингстоны, затем откачали  воду, привели судно в мореходное состояние и отбуксировали его в Англию, причем без всяких запросов и документов от  российского правительства. И, что уже еще интереснее, Россия продолжала осваивать Арктику и уже через четыре месяца, когда  в Карском море был зажат во льдах российский теплоход с пассажирами на борту и для спасения этого судна, Россия была вынуждена обратиться за помощью к англичанам, и взяли в аренду ледокол
«Святогор». Пассажирское судно  было спасено.  Только в 1922 году  нарком Л.Красин  добился  возвращения  ледокола  в состав российского флота, правда, за него пришлось заплатить Англии крупную сумму. В 1927 году ледокол
переименовали в честь Л.Красина, и он стал ледоколом «Красин». 
     Рассказывать про  историю  ледокола «Красин» можно долго. О том, как он в1928 году принимал участие в спасении людей из экспедиции Умберто Нобиле, которые пытались пересечь Северный Полюс  на дирижабле «Италия»,  был снят кинофильм «Красная палатка». Во время Великой Отечественной Войны проводил караваны судов по арктическим морям. Много ярких страниц в биографии этого ледокола. И люди всегда на нем работали неординарные, история ледокола всегда накладывала особенный отпечаток на жизнь членов экипажа, которые удостоились чести работать на этом судне.
       Когда Виктор начал работать на этом ледоколе, то «Красин» уже заканчивал свою работу в Арктике.  На смену пришли новые, более мощные ледоколы, Атомоход «Ленин», построенный в России, и дизель-электроходы, построенные в Финляндии. Работал л/к «Красин» в то время только во время летней Арктической навигации июнь-октябрь, остальное время стоял в Мурманске на рейде. Экипаж составлял почти 100 человек. Одних только матросов 8 человек. Командовал матросами боцман Кузьма Леонтьевич. Это был здоровенный, очень опытный соломбалец. В свои 38 лет был он еще холостым.
       Каждые два часа, стоящие на рейде суда, обслуживал  рейдовый катер. Перевозил людей с берега на суда и обратно. Члены экипажа, свободные от вахт, таким образом, могли отдыхать на берегу. Работы на рейде у матросов на л/к «Красин» особой не было, убрали снег с палубы и в плотницкую - курить. Набьется в плотницкую народу: тут и матросы, мотористы, машинисты, электрики. Накурят – не продохнуть. Делятся своими похождениями на берегу. Рассказывают, как в городе отдохнули.
      Прибыл утром на борт боцман, сидит угрюмый, молчит. А друг его старший моторист, с которым он обычно на берег ходит, веселый и все на боцмана с ухмылкой посматривает. Не выдержал боцман, рассказал, как он вчера с двумя  мотористами в гости к знакомым девушкам ходил. На Зеленом мысу, районе Мурманска, в то время стояли бараки и частные домишки. Из удобств – только электричество. Вода на улице в колонке, туалет – утлая кабинка во дворе. После работы боцман с двумя мотористами приоделись и на рейдовом катере в город. В городе решили навестить девушек. Затарились водкой. На закуску взяли вареной колбасы и яиц. Тут и закуска, и горячая еда. Пришли, затопили печку. Девушки начали на стол накрывать, мотористы им помогают. А у боцмана что-то желудок прихватило, пошел в туалет. Только зашел в туалет,  как гнилые доски под ним провалились и он улетел в выгребную яму. Яма была неглубокая. Когда он встал, ему было только по пояс, но, упав, он нырнул по шею. Выбрался из ямы, жидкое содержимое этой ямы  с него течет, а на дворе апрель – в  Мурманске еще холодно. Подошел к окну избы, на стук вышла его подруга,  охает. Разделся боцман на холоде до трусов. Хозяйка вынесла ему свой старенький халатик. Брюки, пиджак, рубашку стирать надо. А где? Попросил хозяйку. Смотрит, она его одежду под водяную колонку положила, холодную воду из колонки на нее льет и палкой перемешивает. До одежды руками не дотронуться,  вся изгажена. Кое-как простирнула одежду и повесила сушиться над плитой. Боцман замерз, не стал дожидаться горячей закуски. Яичница с колбасой еще стояла на плите, жарилась. Сели за стол, выпили водки, закусили квашеной капустой. Пошел боцман на кухню, посмотреть, как его одежда сушится. Видит, висит его одежда над плитой и вода с нее стекает прямо в семейную сковородку. Девушки всю колбасу и яйца положили жарить в большую сковороду. Отодвинул боцман одежду от сковороды, чтобы больше не накапало. Говорить об этом никому не стал, чтобы аппетит не портить. Бежать за новой закуской в магазин – далеко. Так и съели эту яичницу, только боцман отказался. Услышав этот рассказ, у мотористов веселья поубавилось. Сидят в плотницкой, помалкивают, а остальные моряки смотрят на них, уже как на пострадавших.