Горенью этому и боли через край

Иван Болдырев
            Заметки о стихах Марины Татарской
Все время обдумывал, как лучше начать  свой  рассказ о поэте Марине Татарской. А начинаю о себе. Недаром на Руси с давних пор и по сей день так популярна пословица «Своя рубашка ближе к телу». Как видно, и для меня она руководство к действию.
Я никогда не переоценивал свои творческие возможности. Считал себя газетчиком районного масштаба. Меня изредка похваливали в частных беседах. Но никогда не баловали премиями областного масштаба, Даже в докладах руководящих лиц на различных совещаниях моя фамилия не фигурировала среди особо отмеченных.
Но примерно года два, а может, три или четыре года назад я обратил внимание, что у меня появилась постоянная читательница. Она читала буквально все мной написанное и опубликованное на моей странице в интернете. Все это вызывало удивление. Как-то не верилось, что моя постоянная читательница Марина Татарская стала моим ценителем и почитателем. В то время в моей голове созрело весьма примитивное и сумбурное предположение. Эта читательница, вероятнее всего, учительница в каком-нибудь захудалом хуторке. Ей очень скучно жить и работать в глуши. И она просто ради любопытства «путешествует» по интернету. Меня она, конечно, не читает. А если и пробежит глазами абзац другой, но не более того. Потом от скуки переключится на других, таких же, как и я, средней руки авторов в интернете.
Так продолжалось довольно долго. Были читатели, которые иногда писали о моих публикациях так называемые рецензии. Они снисходительно похваливали. Но не более того. Были и такие, кто давал рекомендации. Марина Татарская только читала мои опусы. Но никак их не оценивала.
Потом у меня появилось желание сказать моей читательнице спасибо за постоянство. Что я и сделал. Она мне ответила. Разумеется, был в том ответе и обратный электронный адрес. По нему я заглянул на страницу Марины Татарской. И обомлел.  Какой же я примитивный неуч. Мог бы и раньше по фамилии и имени покопаться в интернете. Тогда бы не  родилось в моей башке предположение об учительнице в далеком от цивилизации хуторе.
Я почувствовал себя очень неловко. Было ощущение, словно я все это время в чем-то обманывал  поэта и прозаика. Мои опусы стали казаться мне ненужными и жалкими. Я жадно вчитывался в стихи Марины Татарской. Слушал ее песни в исполнении певцов. И наслаждался.
Из меня литературный критик никудышный. Хочу заранее предупредить своих возможных читателей: в этой своей пробе пера излагаю только свои сугубо личные впечатления. Те, кто поэта и писателя Марину  Татарскую оценивает иначе, пусть  не обижаются. Мои оценки – сугубо личное впечатление. Но они рвутся наружу. И я их постараюсь  после долгих колебаний и раздумий все-таки изложить.
Когда читал стихи поэта Татарской, поражался. Они сугубо индивидуальны. Их не спутаешь и не скажешь, что это  похоже на такого-то известнейшего автора. Или: это школа такого-то направления в поэтическом творчестве. Нет. Они настолько индивидуальны, что всякие ссылки на кого-то просто неуместны.
У меня сложилось впечатление, что автор не особенно стремилась поразить читающих изяществом созвучия и оригинальности рифмы. Не это главное у Марины Татарской. Рифма в ее творениях, разумеется, присутствует. Но нередко она оказывается в середине строки. В некоторых творениях автора замечательно рифмуются те строки, в которых сосредоточена основная суть предлагаемого нам текста.  Не всегда в стихе ощущается ритмичность и  напевность, которые мы наблюдаем в классических стихотворениях. Но в строках Татарской есть бездонная глубина смысла, настроения и чувства.
Ну а я не уйду! Буду сердцем горячим биться
В каждой капле дождя, что жадно испьёт земля,
пушинкою тополей не устану виться,
Потому что этой Земле без меня нельзя…
Когда смотришь на снимок поэта на обложке ее страницы, радуешься молодости. Если это так, невольно удивишься: такая молодая – а такие глубокие размышления о жизни индивида на земле. О кратковременности его на ней пребывания. О жизни, как таковой каждого из нас. И начинаешь по подсказке автора понимать, что человек на земле уникальное  явление. Он не для того, чтобы просто жить, а выполнять отведенную для него мирозданием миссию. И она так кратковременна. И очень и очень желанна. Все это в философском стихотворении.  «Этой Земле без меня нельзя...»
Только дело не в возрасте, а в таланте. Им Марина Татарская одарена сполна. В дореволюционное время поэты стремились использовать в своих творениях метафоры для яркости и выразительности своих стихов. В наши дни стихи больше выражают мысли и чувства, но сдержанны в красках. У Татарской метафоры используются сполна. Они ярки и выразительны. Они играют многоцветьем и выразительностью переживаний автора.
                Устал. Угомонился. Изнемог.
                Споткнулся, зацепившись за порог...
                Уснул.
Как вы думаете, о чем это? Это ветер в момент заката солнца за горизонт. В стихах Марины Татарской окружающая нас природа не что-то отдельное от человека. Они просто


неразделимы. Когда мы учились в школе, нам внушали представление об одушевленной и неодушевленной природе. У меня сложилось впечатление, что в стихах Татарской это не так. И человек, и окружающий нас мир – все одинаково одушевленно. Все это наш мир. Все живет и одинаково с нами страдает.
Автор пробует себя во всех многиобразиях стихотворных форм. У нее есть творения с глубокими философскими размышлениями.Они больше похожи на прозу. Хотя в них  присутствует ритмичность стихотворения. Есть песенная лирика, легкая, нажная и очень душевная. На ее странице «Стихи. Ру» в полной мере представлена гражданская, любовная, пейзажная лирика и акростихи. И все они в полней мере соответствуют своим рубрикам. Все отражают признаки избранного жанра.
                Слово нарастает во мне...
                Круша душу и разбиваясь о землю в прах,
                Испытываю силу его и принимаю размах.
                Удар его - лезвие острое, как клинок ножа,-
                Пронзая сердце, выходит наружу,  дрожа.
                Неистово слово кричит, и сны жадно пьёт,
                Пророчит оно, сокровение в мыслях зовёт,
                Царицей правит судьбу в чертогах зеркал,
                Орлицей парит над высокими пиками скал.
Это серьезная философская лирика. Тут надо много и серьезно размышлять над каждым словом стиха. Только тогда можно постичь, какие серьезные жизненные проблемы занимали мысли автора в момент написания стихотворения.
Я не люблю порочное сомненье, что точит ночью Душу, словно моль,
Мне эта моль мешает жизни верить и разъедает сердце, словно соль.
Я Душу рву… и не устану биться со зла натоптышем, похожим на мозоль,
В кровь разобьюсь в желании добиться всей Правды… Ты её не канифоль.             
Не подменяй цвет истины фальшивым, играет роль лишь чистой Правды цвет,
Я с ней пройду весь Мир босым и сильным, сметая ложь и право на запрет.
А это посвящение человеку- эпохе, как выразилась Марина Татарская, Владимиру Высоцкому. Не правда ли, по размеру самые настоящие прозаические строки. А в сущности все-таки стихи. И стихи хорошие

Зато любовная лирика такая легкая, мелодичная, нежная и грустная. Она ложится на душу чудесной музыкой.
  Перебираю
Пальцами время,…
Когда ты слышал,
Когда ты верил,
Когда был рядом,
Когда мне снился,
Когда венчался.И обручился.

С кольцом носила. В ромашках платье
И точно знала,
Тебя, как звать, я.
Как в небо выдох,
Ушла Планета –
И ты растаял
В ночь – без ответа…
               
По стихам можно судить, что Марина Татарская выразила в своих стихах то, что сама в  жизни пережила, что видела и что всем своим сердцем прочувствовала. Да и само ее творчество это не только радость удачи и радость творческих побед. Это еще тяжелейший труд и творческие муки:
                О, миг, дарующий волшебный рай,
                Наполненный болезненной услады,
                Где быть пределу, каковы награды
                Горенью этому и боли через край?!..
Не думаю, что мне удалось отразить всю степень  представленного в компьютерной программе «Стихи. Ру» творческих достоинств и достижений поэта Татарской. Это надо читать. Над этим надо хорошо и основательно думать. Только тогда можно по достоинству оценить степень ее таланта.










ее таланта.