Невеста

Михаил Шаргородский
Середина пятидесятых годов. Я служил и учился в военном училище в Украине.
После окончания училища, в связи с сокращением Армии, нас всех гонят в запас.
Для большинства это оказалось тяжелой трагедией.
Люди были настроены на одно, а тут полная ломка всех планов и необходимость кардинальной перестройки.
Перед тем, как вернуться домой, я заехал в расположенный неподалеку небольшой городок, даже местечко, откуда родом была моя мать.
Дело в том, что  года за два до этого я туда однажды заезжал. Среди родственников и знакомых, я увидел одну очень симпатичную девочку.
Она училась, по-моему, в 7-м классе и было ей лет 14. Она мне очень понравилась. И я рассчитал, что пока окончу армейские дела, получу звание, она за это время подрастет и будет для меня подходящей невестой.
Местное общество с пониманием отнеслось к этому варианту, хотя с будущей невестой этот вопрос не обговаривался. Там все было "по умолчанию"
Но судьба сложилась по-другому.
Я еду домой, в Тбилиси, не имея ни образования, ни специальности, не представляя себе, чем буду заниматься.
Повидавшись со всей родней, мы, молча, согласились, что старый уговор остается в силе. Хотя, если честно сказать, я тогда плохо представлял себе, как самого себя содержать, тем более семью.
Вернувшись домой, я поступил на работу на завод. Вскоре окончил вечернюю школу и с невероятными  трудностями,  поступил  учиться  на заочный  факультет  политехнического института.
С моей, называемой всеми, невестой, активная связь поддерживалась. Года через два, я решил съездить туда, повидаться.
К этому времени моя избранница успела окончить школу,  какой-то техникум, и даже начала работать. Было ей к этому моменту лет 20-21.
В своей миниатюре "Возраст любви", я уже писал, что после поступления в институт, мы подружились с однокурсниками.
Среди них была одна женщина, и навестив меня, уходя  она  бросила  мне на стол, за которым я сидел, букетик ландыша серебристого, который все время держала в руках. 
Это был довольно многозначительный жест, который, вероятно, следовало понимать так:
"Сам обратить на меня внимание, ты не догадался, так пусть хоть ландыш  тебе подскажет"
Не знаю, именно ли это имелось в виду, но ландыш сработал, как лассо, брошенное искусной рукой. Более 8лет я находился под его слегка пьянящим, слегка одурманивающим ароматом. 
Поехав для встречи  со своей избранницей, я, конечно же, продолжал ощущать неповторимый запах ландыша.
Моя девушка была направлена на работу в другую область. Я поехал туда, чтобы увидеться с ней.
С большим трудом нашел ее. 
Уже вечерело. Весь вечер мы провели в парке за разговорами. Я не видел ее года 3.
Она стала смотреться уже, как взрослая женщина. К тому же она сильно пополнела, что совсем не красило ее.
При этом, я, наверное, впервые, ощутил достаточно выраженный провинциализм. Мы вели разный образ жизни, имели разный круг общения, что конечно ощущалось.
К тому же, помимо моей воли, мой мозг все время проводил сравнения двух женщин, что вносило какую-то подспудную нотку в общение. Должен  честно признать, что хотя эти соображения и не носили доминирующего характера, но слом уже сложившегося
по месту жительства статус-кво, казался мне, абсолютно неприемлемым.
Здесь, наверное, уместно сказать, что, выбирая для себя будущую невесту в провинции, я действовал исключительно умом.
И при встрече с ней я в полной мере прочувствовал, что у меня к ней нет чувств. А такие браки  хоть и совершаются сплошь и рядом, но особо счастливыми их не назовешь.
Короче говоря, я четко и ясно понял, что напрасно столько лет крутил девочке голову. Стало невыносимо стыдно.
Ей надо было возвращаться в общежитие. Мы условились утром встретиться, и я проводил ее.
Оставшись один, я тут же пошел на вокзал. Оттуда отправил ей телеграмму "Молния", чтобы успела получить сегодня же.
Телеграмма была очень короткая: "Срочно выехал. Подробности письмом"
Сел на первый попавшийся поезд, который шел в нужном мне направлении, и уехал, раза три пересаживаясь в пути.
Отправляя телеграмму, я захватил пару пустых бланков, на обороте которых и начал писать ей письмо. В эту ночь я совсем не спал. Писал, исправлял, переписывал, в конце концов, что-то склеил.
Писал я довольно откровенно. О том, что мы разные люди. Что обстоятельства пока не дают мне возможности создать семью.
Что она напрасно потеряет, ожидая меня, годы, не имея никаких гарантий на благополучное  завершение нашей эпопеи.
Я всячески пытался убедить ее, что выйдя за меня, она не обретет счастья. Мы сформировались в слишком разных людей, и т. д.
Мне было ее искренне жаль. Молодая, чистая, как святая, столько лет надежды, и вдруг крах всему.
Как мог, пытался объясниться и повиниться.
Я пытался ей объяснить, и сам в это верю поныне, что если есть сомнения, то такой дом лучше не строить. Гораздо богоугодней, разойтись вначале, чем потом, в особенности, если уже появились дети.
Должен сказать, что при этой встрече, будучи уже взрослым человеком, я стопроцентно понял, что не пара мы, не пара. Причем без всякого влияния ландыша.
Утром, добравшись до нужной мне станции, я отправил ей свое вымученное письмо.
Станция, на которой я оставался, находилась примерно в 20 км. от местечка, где жила вся родня.
Судя по всему, моя невеста по телефону сообщила домой  результаты встречи со мной. Утром рано к нам приехала наиболее активная из родичей.
Она потребовала от меня объяснений.
Мой невнятный лепет ее ни в чем не убедил. Одарив меня несколькими неблагозвучными прилагательными, она удалилась, пообещав вернуться к этой теме, когда ознакомится с моим письмом.
Через несколько дней она еще раз явилась, держа в руке мое злосчастное письмо. Некоторые обороты ей были не понятны.
В этих случаях  она требовала объяснений. В конце концов, убедившись, что я аморальный тип, и, выругав меня, напоследок,  она удалилась.
Вскорости, я получил от нее письмо. Изысканная ругань и  почти полупроклятия составляли его сущность.
Подобных писем я не получал ни до этого, ни после этого. Я долго думал, ответить или нет. И все же ответил. Довольно коротко. Примерно так:
"По Вашему, я подлец и негодяй, потому, что не женился. А если бы женился, был бы хорошим? А ведь я фактически в обоих случаях остаюсь одним и тем же. Во-вторых, я Вашу девочку и пальцем не тронул. И не заставил ее засидеться в старых девах. Она чистая, святая, ей всего 20лет, значит судьба ее мною не изломана"
Конечно, въезд в их городок для меня навсегда стал закрыт, хотя за прошедшие более полувека, у меня ни разу не появлялось желание туда поехать.
Кстати, я внимательно отслеживал судьбу своей несостоявшейся невесты, и был очень рад, что она, вовремя и удачно, вышла замуж.
Прошло лет двадцать, или чуть больше, после описанных мною событий. У меня семья. Двое детей в возрасте  10-12 лет.
Однажды я прихожу после работы, в доме гостья. Жена предлагает мне познакомиться и называет ее имя.
Оказывается, у моей бывшей подруги, сын служил в Армии в Тбилиси. Она приехала его навестить. Через адресное бюро нашла наш адрес, и встретилась с Леной.
Общение было спокойным и доброжелательным. Встретились мы, как старые, добрые знакомые. Она осталась у нас ночевать.
Дети втихомолку хихикали: "у папы две жены".
Наутро я проводил ее на вокзал. Мы обменялись одним единственным вопросом: "Ну как ты живешь? Нормально. А ты? Тоже нормально" У нас не чувствовалась какая либо обида, или даже ее подобие, в адрес друг друга. Был эпизод, через который мы оба прошли. Распрощались мы очень дружески и тепло, не исключая новых встреч..
Спустя столько лет, начав писать эту миниатюру, я, как будто, совершаю археологические раскопки.
По большому счету, я, конечно неправ. Слишком рано закрутил девочке мозги. А последующие шаги, хоть в какой-то мере и были болезненными, но по своей сути правильными.
Лену ни одна другая женщина, которых я знал, заменить не смогла бы.
Видимо делать столь длительные заготовки в жизни нецелесообразно  и неоправданно.
С годами я понял, что моя невеста в человеческом плане оказалась лучше и выше всех
из числа ее близких, с кем мне пришлось тогда столкнуться.
Мне кажется, она лучше всех поняла ситуацию. Она единственная, кто в полной мере  осмыслила, что суть вопроса не в том, женюсь я на ней, или нет.
Суть в том, что как девушка, или женщина, она утратила для меня былую привлекательность.
И это она увидела и поняла, с первой минуты нашего свидания  Влюбленные ведут себя по-иному.
Вообще, насколько до меня доходили сведения, она и в последующем оказалась мудрее всех.
Она даже защищала меня в глазах родни. Более того, она считала сама, и пыталась убедить других, что я все-таки поступил  честно, что намного важнее, чем я заключил бы брак без любви, только для того, чтобы выполнить слово.
Я всегда очень радовался, когда до меня доходили положительные сведения о ней. На всю жизнь у меня в душе сохранилась частица ответственности за ее жизнь. И я очень радовался, когда ее хвалили.
Ей как-то довелось встретиться с моей мамой, которая когда-то дружила с ее мамой.  Я был приятно удивлен, когда узнал от мамы, что она ни одним словом не коснулась этой, в свое время, нашумевшей истории..
Не исключено, что если бы мы жили рядом, то и в гости друг к другу ходили бы.
Как бы не трактовать все, что здесь написано, нельзя не признать, что мне в жизни встретился достойный человек,
И хотя судьба нас не связала, взаимное уважение, как мне кажется, нам удалось сохранить в полной мере.
Я благодарю судьбу за встречу с Мадонной из далеких для меня краев. Храни ее Господь!
Видит Бог, что я  благодарен судьбе  за то, что она в молодости свела меня со  светлым человеком, достойной самой положительной оценки.
Я о многом передумал, многое переоценил, и навсегда научился  гораздо строже  и   четче выстраивать отношения с людьми.
Бог помог мне создать очень достойную семью. Без малого 40 лет я, в любви и согласии, прожил со своей супругой, с которой мы совместно воспитали двух сыновей. Вся семья, включая детей, знали, что у меня в юности была другая невеста, и, слыша мои положительные отзывы, относились к этому весьма по доброму.
Я всегда прошу у Бога благословить всех участников и лиц, сопричастных к описанным мною здесь событиям