Возвращение

Раиса Брайнина
В старости память  играет с нами в прятки. 
Мы, вдруг, забываем чьи-то имена, недавние события…
Но, также вдруг, четко и явственно память возвращает нам события из нашего детства…

Теплое лето 1944 года...
Мне тогда было неполных шесть лет, сестре - семь, маме - неполных двадцать семь...
 
Мы возвращались после эвакуации из Зауралья в украинский город Чистяково.

Состав  из теплушек, пройдя тысячи километров, прибыл в Украину. 

Была ночь. Мы высадились из вагона. Мама поставила нас  между  парами рельсов, и мы стояли, плотно прижавшись друг к другу.
А мама бегала от вагона к вагону стоявшего рядом другого поезда, искала свободное место.
 
Вагоны были забиты людьми.
Наконец, мама прибежала за нами, и мы побежали в каком-то вагону. 
Нас подхватили чьи-то руки и втянули в вагон. 
Мы поехали дальше.
 
Названия станций, где нам нужно было делать пересадки, врезались в мою  детскую память и до сих пор звучат  в ушах, как диковинные и таинственные: Ясиноватая, Дебальцево, Иловайск…
 
На остановках мама выбегала на привокзальный базарчик. Она успевала продать что-то из одежды и купить еду.
 
Помню печенье в пачках...
Маме удалось где-то его раздобыть. Хлеба не было. Мы грызли это печенье. 
С тех пор я не выношу ни такого вкуса, ни такого запаха.
 
На станцию Чистяково мы прибыли ночью.   
Вокруг - кромешная тьма. Электричества не было.
 
Дальше мы шли пешком...
Уставшая, измотанная длинной  и трудной дорогой совсем молодая женщина и две худенькие маленькие девочки - пяти с половиной и семи лет.

Предстояло темной безлунной ночью пройти путь от станции до поселка шахты № 25, перейти по мостику балку и дойти до бабушкиного одинокого домика, стоявшего в  чистом поле.

Мы валились с ног, хотели спать, а мама по очереди брала нас на руки  и продолжала идти…

Была уже глубокая ночь, когда мы, наконец, подошли к двери бабушкиного домика.
 
Мама постучала в дверь.
Момент, когда дверь открылась и мы переступили порог, стал для меня особенным.
Я поняла, что мы пришли домой.
   
В маленькой комнатушке бабушка зажгла промасленный фитиль.
Потом принесла из погреба  тарелку, на которой  лежали  большие соленые помидоры, огурцы и квашенная капуста.
 
Таких вкусностей  мы еще не пробовали.
Они так и остались моими любимыми блюдами на всю жизнь.

Память не отпускает...
Теперь, когда моя жизнь почти прожита, я в полной мере понимаю, откуда у моей тогда ещё совсем молодой мамы брались силы.
Источником этих сил была ее безграничная материнская любовь.

12.05.2021.
Посвящается моей маме.
Рисунок 2005 года - мой.