Колхоз

Фархад Аскеров Рамизоглы
В былые времена функционировал передовой и богатый колхоз. Коллективное хозяйство объединяло в себе четыре села. До четырехсот членов, ферма крупного рогатого скота, небольшой гараж с машинами, тракторами, комбайнами и другая техника, водяная мельница, библиотека, клуб, детский сад, огромные посевные площади, сады и угодья для овощей – это и было состоянием колхоза, чье управление и отчетно-балансовые операции осуществляли четыре человека: председатель, бухгалтер, учетчица и заведующий гаража. Управление колхоза функционировало в условиях гласности. Два раза в месяц проводились собрания управления колхоза. В собираниях правления колхоза принимали участие несколько активистов, которые в равной степени защищали интересы всех членов коллектива, без всяких признаков различия. Естественно трудодни и долевое участие передовиков отличалось от остальных. Однако в смысле социальной зашиты отношение ко всем было одинаковым – права председателя защищались так же, как и права рядовых колхозников.
В один из дней на очередном собрании правления колхоза во время обсуждения важных вопросов поступило следующее предложение: «колхоз на кульминационной стадии развития, увеличиваются денежные средства, население растет, молодежь обзаводится семьями, возникает нужда в строительстве новых домов. С целью улучшения бытовых условий передовиков-колхозников построим им современное жилье».
Все поддержали данное предложение. Учитывая занятость колхозников, было предложено привлечь на строительные работы строителей промышленных комбинатов, и это предложение было приятно единогласно. Общее собрание постановило: «За счет средств колхоза построить новые дома передовым колхозникам!»
Спустя несколько месяцев работа закипела, и в течении двух лет было заложено прекрасное село. К каждому дому был прикреплен приусадебный участок земли в двенадцать сот.
На фоне приятных стечений обстоятельств, достойно выполненных задач сверху и прочих обязательств, а главное в преддверии сдачи под замок новых домов в колхозе поползли и усилились слухи о постепенном изменение «климата». Шепоты медленно превращались в реальные разговоры. Одним словом, в колхозе, где все занимались делами своими – севом и сбором урожая, наблюдалось временное затишье, чувствовалось наступление какого-то всплеска.
Сельчане прекрасно знают: перед наступлением бури царит относительное спокойствие. Затем проявляются первые признаки бури: словно тихий ветерок ведет некую разведку, следом нежданно-негаданно взрывается буря. Так случилось и в этом колхозе: сначала сняли председателя, что вывел колхоз в передовые. На его место послали человека, работавшего в торговом отделе района, не разбирающегося в земле и в посевном деле, в жизни не выдавшего скот, не разбирающегося в плодоовощном деле. Сверху крепко-накрепко поручили, чтобы на собрании состава все проголосовали за этого человека, с первого же дня беспрекословно исполнялись все его приказы, каждое его распоряжение выполнялось без всяких обсуждений. Кто бы посмел не исполнить точь в точь его указания.
Все получилась согласно приказу сверху. Новый председатель созвал собрание правления колхоза пока заменив двух членов правления и, проведя предварительную разведку, заранее отделил нужных ему людей. Их и ввел он в новый состав правления. А именно свой второй рабочий день председатель начал со своего кабинета: он дал указание доставить дорогую мебель, диван, кресло. Увидевший солидный капитал на балансе колхоза, председатель не смог сдержать своего аппетита. Он выделил кругленькую сумму на покупку твердого и мягкого инвентаря для клуба, детского сада и библиотеки. Сначала не скрывающие по этому поводу свои чувства радости колхозники, не увидев инвентарь, были сильно огорчены. Вероятнее всего, инвентарь, не дойдя до адресата, был списан со счета. 
В колхозе началась настоящая обираловка. Все, что можно было продать, шло с молотка. Новые 50 домов с приусадебным участком в 12 сот были отданы таким людям, что у колхозников волосы дыбом встали от удивления. В списке обладателей новых домов оказались пятнадцать лиц, не имеющих отношение к колхозу, а также новый завгар, водитель председателя из города, люди, живущие на территории колхоза, занимающиеся торговлей в союзных городах. Интересно и то, что ради очковтирательства положенные некоторым колхозником дома уделили не тем, у которых ветхое жилье, а лицам с нормальными домами.
Колхозники не могли и пикнуть, хотя в кулуарах бойко обсуждали истинную ситуацию. Ведь было поручено сверху, чтобы никто не пререкался с новым председателем. Каждый протестующий, выступающий против обновления, мешающий работе колхоза человек будет приговорен.
Плодородные и причудливые, расположенные на побережье реки привлекательные земли колхоза от «щедрости» нового председателя стали легкой добычей пришельцев из района и других мест, которые за определенную плату, овладев ими, стали обустраиваться, воздвигая новые дома. Дело дошло до того, что территория колхоза сузилась до неузнаваемости. Недовольство среди колхозников стало возрастать.
Новоявленный председатель прошелся и по кадрам. Начал он с бухгалтера Алиша.
Вызвав его к себе, он сказал, что больше не сможет работать с ним. Потому что тот, ослушавшись, не выполнил его приказа. Вот как это было. На пятый день своего прихода, с целью посетить пастбища и отары овец, председатель взял с собой Алиша. Когда они достигли отар, то Алиш услышал от председателя уму непостижимое распоряжение – стереть с баланса ровно половину количества овец. Алиш посчитал это злой шуткой председателя и расхохотался. Сильно озлобленный на его хохот председатель свирепо швырнул свою белую кепку в сторону овец, щипающих травку. Вздрогнувшие от внезапного попадания в них белой кепки, овцы разделились на две половины. Указав на значительную часть отары, председатель приказал ему в спешном порядке стереть их с баланса, пояснив при этом, что на них есть клиенты, которые вот-вот будут здесь. Не привыкший к такому беззаконию бухгалтер категорически отказался выполнять такое распоряжение. Озлобленный на то, что выстроенный им план потерпел фиаско, председатель без промедления возвратился в колхоз и уволил Алиша с должности бухгалтера. А Алиш, как безработный, остался сидеть дома. Председатель же был в поисках нового бухгалтера. Такого бухгалтера, который не колеблясь мог бы взять на себе все беззакония, ответственность за преступления, беспрекословно выполняя его приказы, беря вину на себя. Такого именно он и нашел…
Для достижения своих целей председателю нужны будут покорные люди. А именно им назначенный заведующий гаражом был как раз таким человеком. Он не смыслил не в гараже, ни в бухгалтерии. Каждое поручение председателя он тут же выполнял беспрекословно. Он продавал запчасти без всякой документации, кому угодно. Если кому-нибудь с соседнего колхоза нужны были покрышки и прочие запчасти, то они смело приходили сюда. Гараж воистину превратился в магазин запасных частей. А машины и прочая техника работала на личных хозяйствах за счет их владельцев.
Чистоплотно работающий заведующий фермой был освобожден тоже. Пришедшего на его место не знал никто. Откуда явился, что за специалист, знает ли животноводство? На вопросы эти лишь председатель мог дать ответ. Однако в колхозе не нашлось человека, который мог бы ему задать эти вопросы. Ведь нынешний председатель был неприкосновенной персоной.
Во времена колхоза существовал закон: не только какое-либо назначение, даже проживание кого-либо на его территории утверждалась на собрании правления. Новоявленный председатель же принимал решения единолично. Заведующий фермой тоже был назначен единоличным решением председателя. Когда же уменьшилось поголовье скота всем стала известна причина замены прежнего заведующего фермой.
Положение ухудшилось. Колхозники стали проявлять свое не довольствия в полный голос. За кратчайшее время председатель стал «известной фигурой». Слухи о нем, перевалив за пределы района, стали достоянием всей республики.
Однажды появились слухи, что работники правоохранительных органов наводнили район. Будет проверена деятельность колхоза. Самонадеянный председатель хотя и говорил, что все в порядке, однако комиссия начала проверять все области до мельчайших деталей. Заметив то, что его покровители в районе отвернулись от него, председатель возможно впервые в жизни почувствовал горечь страха… Увы, было поздно. В кратчайшее время были выявлены кражи колхозного имущества: материалов, оборудования, крупно – рогатого скота, овец, технических средств. У посторонних лиц были изъяты дома и возвращены колхозникам, истинным хозяевам собственности.
В итоге члены комиссии, приехавшие на проверку, увезли с собой и председателя колхоза.