Каин всегда живой

Анатолий Апостолов
               


                КАИН ВСЕГДА  ЖИВОЙ
                Антропософское     эссе

                – Каин, почему ты огорчился?
                и отчего поникло лице твое?
                Где Авель, брат твой?
                –  Не знаю; разве я сторож брату моему.
      
                БЫТИЕ, Глава 4,9

               

     Так вышло во всемирной истории, что  миф  об угрюмом завистнике и  братоубийце Каине  затмил своим смертоносным сиянием Легенду о   культурном  Герое,  совершенном и  праведном   Человеке.
      Каин – один  из мрачных героев антропогенных мифов. Он – любимый первенец Евы. Его имя стало таким же нарицательным, как имена  Ирода Великого и Иуды из Кариота. Все трое (каждый в своё время)  были осуждены и прокляты людьми по Закону Воздаяния, но не забыты человечеством. Все трое умудрились через своих адептов и апологетов   перейти из  мифического времени во времена исторические и  превратить  угрюмый миф в   страшную реальность, сделать  сказку былью, стать в любой эпохе  символами  и памятными знаками верховной власти.   Одному из них – Иуде Искариотскому  благодарный большевизм в лице демона революции Льва Троцкого воздвиг под звуки «Интернационала»  даже памятник в  городе Свияжске. 
       Библейский миф о Каине  не только составная часть этиологического сказания о возникновении человеческого  сообщества, ставшая первой  хрестоматией по социально-психологической антропологии, она  ещё и мрачная, поучительная  прелюдия к  трагической утрате  первыми людьми  божественного  совершенства, своей изначальной абсолютной   непогрешимости.   Она есть  печальное    сказание  о зарождении   неравенства  среди  первых адамитов на почве алчности, зависти и гордыни.(1)
        Каин как  культурный герой демонического и отрицательного  склада стараниями церковных писателей, редакторов, толкователей-правщиков Ветхого Завета и Торы, стал вместилищем всех первозданных человеческих пороков, всех мыслимых и немыслимых грехов,  первым преступником, первым нарушителем всех  божественных запретов и всех  будущих  табу. Плод темных, демонических страстей в угаре сладостного  «грехопадения» Евы, Каин стал олицетворением  насилия и зла в кругу семьи и в окружающем мире.  Он сделал  инцест нормой жизни и знаком  избранничества,  акт кровосмешения с матерью, сестрами,  дочерями и внучками он превратил  в  героический сакральный акт, в  одно из непременных  условий для  самоутверждения  (престолонаследия) в лучших царских традициях  новых исторических  времён. (2)   
       Ветхозаветная кенитская (каинитская) «генеалогия» наглядно  отразила это в течение жизни  трёх поколений потомков Каина и Сифа, от Каина до Ламеха и его сыновей (Иавала, Иувала и Тувал-Каина), из которых Иавал стал «отцом» всех скотоводов, а Тувал-Каин – «отцом» всех кузнецов, изготовителем орудий войны. Если Каин убивал брата Авеля каменным ножом эпохи палеолита, то самого Каина  его потомки пытаются убить,   бронзовым ножом или выстрелом  из лука эпохи неолита сыновья Ламеха, седьмого  потомка Адама (Ефрем Сирин). В предании о сыновьях первой человеческой пары оба  брата выступают в роли первопредков – культурных героев, из которых Каин носит явно  демонический характер. На фоне его мрачной, угрюмой фигуры все остальные герои мифического времени выглядят  праведниками и «сыновьями божьими».  Именно Каин – (кузнец и земледелец) вместе с родными сестрами порождает на свет множество красивых дочерей-соблазнительниц, певуний и танцовщиц, чтобы через них покорять «сыновей божиих, сыновей праведного Сифа» (Иероним, Ефрем Сирин). 
    Библейский текст о Каине и Авеле  написанный стилизованной  ритмической прозой очень краток, порой сух как милицейский протокол и всегда был труден для понимания. Этим отчасти вызвано обилие толкований «темных» мест этой сумрачной предыстории  человечества, в основе которой лежит грехопадение, «первородный грех», – мотив искушения  Евы («жизни»)  дьяволом, предание о зачатии Каина от Сатаны, «облачённого в сияние Небесное».   Ева родила Каина («горячего») и сказала: «Приобрела я  человека от Господа».  (Быт. 4, 1)
      Более подробное предание о братоубийце Каине мы находим у отцов церкви  – Епифания, Иренея, Ефрема Сирина, Тертуллиана, Филона. Известно также большое число преданий о том, что Сатана   сожительствовал с Евой на глазах у Адама,  что задолго  до  появления на свет  первенца Каина, Адам и Ева при  активном  участии  Сатаны, произвели на свет  для любовных игрищ специальных    духов,  сожительствовали с ними, порождая блуд и свальный грех. Кроме этих весьма неприглядных уточнений  родословной человечества,  в апокрифах существует много версий о причинах конфликта между братьями, приведшего к убийству.
      Среди них  есть  самая банальная – спор  двух братьев из-за обладания родными сестрами как женами.  У Каина и Авеля по эфиопской «Книге Адама»  были две сестры погодки, а по «Пещере сокровищ»» с Авелем родились две сестры-близнецы, одна красивее другой. Каин и Авель якобы поссорились из-за всех четырёх сестер, ибо «каждая из них была хороша по своему» (Берешит раба,22).
      По сути, спор между братьями возник из-за неудачной попытки разделить по справедливости  между собой весь мир. Здесь есть некая мистическая связь между попытками совершить нечто подобное в XX веке-людоеде между лидерами ведущих держав.
      Каину досталось всё недвижимое, Авелю – всё движимое, в том числе и  родные сёстры. Каин говорил, что ему принадлежит земля, на которой стоит Авель, пасутся его тучные стада  и всё живое, Авель же – что одежда  на Каине и на родных сёстрах  принадлежит ему и в его  воле оголить их стыд и позор перед всем миром. Так возникла между ними борьба, в которой сначала побеждал более сильный всеядный Авель-животновод и пастырь,   и терпел поражение травоядный Каин-земледелец, а потом, как известно, победила не сила, а хитрость, коварство и подлость: Каин попросил у Авеля пощады, попросил не убивать его, но когда тот, сжалившись, отпустил его, убил камнем Авеля. 
  Такие церковные писатели как Иоанн Златоуст и религиозные мистики как основатель антропософии Рудольф Штейнер (1861-1925) усматривали весьма негативное влияние психологии насилия  братоубийцы Каина на социальное поведение «мирно пасущихся народов», на психику и поведение человека как на изначально травоядное,  разумное существо.  Все дурные черты человеческого характера, всё плохое в первых людях – зависть, ревность, алчность (жадность), властолюбие,  гордыня, гневливая мания и мания величия – всё  стало принадлежать Каину на вечные времена, и сделало имя  Каина нарицательным и бессмертным.(3)
      Ветхозаветное сказание  о Каине, в отличие от Легенды  о совершенном Человеке, стало для всех христианских государей и правителей, тиранов и политических животных  универсальной и пригодной на все случаи жизни «установкой» при любой идеологической погоде. С её помощью  можно оправдать любую войну, в том числе и гражданскую, любые репрессии, государственный террор и геноцид собственного народа. И точно так же с помощью легенды о Каине и каинитах  можно осудить, заклеймить позором и/или возвеличить и романтизировать  любую войну и освободительное движение, революционный террор и партизанскую войну.
     Дальнейшая судьба убийцы Каина – стала великим утешением для всех «земных божеств», диктаторов, тиранов и убийц.  Ещё бы,  ведь Каин, проклятый Богом и изгнанный из Эдем в  страну Нод, благополучно пережил семь бед,  семь наказаний  в течение 700 лет своей жизни, наплодил за это  со своими родными сестрами, множество злобных сыновей и развратных дочерей, которые соблазнили сыновей Сифа.  (Берешит рабба, 23,3) О такой судьбе и  такой долгой жизни сегодня мечтает каждый политик и общественный деятель! Судьба братоубийцы Каина – счастливая судьба в современном понятии, Закон Воздаяния и Возмездия не для таких Сверхчеловеков, славных  детей всемогущего  Сатанаила! Можно на земле совершать всё что угодно, ибо,  что не простит земля, простит Небо. С таким злобным, завистливым и мстительным  существом, как Каин, простым людям лучше не иметь  дела.  Ведь и поныне все те, у кого на лбу   «Каинова печать», кто творит зло, несправедливость,  кто добывает себе средства  насилием и обманом, кто   строит своё благополучие на  страданиях  великого множества  простых, совестливых  людей, тот не боится Закона Воздаяния.  Как правило, такие насильники, грабители и убийцы  ухитряются избежать сурового наказания, понимая, что другие  Каины-братоубийцы и детоубийцы  за него отомстят, скреплённые каиновой порукой. Они, увы,  изначально избавлены самим  Господом даже  от  насильственной смерти. «…Всякому, кто убьёт Каина отмстится всемеро. Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха (праправнука Каина  - А.А.) в семьдесят раз всемеро. (Быт.4, 15-24) Жить на земле и возделывать землю в поте и в трудах своих вполне достаточно для искупления своей вины, ибо, по словам Каина, «наказание моё  больше, нежели снести можно» (Быт. 4, 13)
      Весь парадокс легенды о Каине заключается в том, что здесь убийца вызывает в душах множества людей большее сочувствие, нежели его жертва Авель, ибо  на первом плане у человека  – жизнь, её радости   и наслаждения, а  личная ответственность прячется с  темном чулане, или вообще не принимается в расчёт.    В результате  потомство Каина победило  потомков Сифа, дурная репутация   пошла только на пользу каинитам: ведь  победители всегда правы, непогрешимы  и неподсудны – горе побеждённым!
      Правда имеется несколько апокрифических преданий об убийстве Каина, но это принято  считать измышлениями тех, кто таким путём пытался припугнуть Каинов своего века, деспотов, диктаторов, тиранов и убийц. Кто такие каиниты, потомки Каина,  по Ветхому Завету в свете научной антропологии и философии истории? Это те, кого на научном языке принято  называть неадертальцами, существами разумными, но без души, на лицах которых  видна невооружённым взглядом печать проклятия, «знак Каина».
Внешний облик человека, его лицо, глаза и мимика отображают его образ жизни, его характер, психологию, мораль, эстетику.  Почти в каждом из насильников-убийц  легко заметить ветхозаветного  Каина. Утрата человеком  благообразного лица – одна  из  трудных тем антропологической мифологии,   философии истории и неомифологической культуры.  Впервые об утрате Каином  своего человеческого лица мы узнаём из молитв  Иоанна Златоуста: «Завистью великой обуян бысть Каин и убияша  брата своего Авеля… и спаде лице его…» (4)   
        Порождённая мифологией народов мира,  история каждого отдельного народа,   через банальное, косное  бытие и нравы  многочисленных богов и земных божеств, демиургов и культурных героев, всего лишь беспристрастно отражает падение бессмертного божественного духа  в  тленную материю и плоть.
      Как правило, в такой истории трагедия  восхождения человека к доблести и благу,  остаётся на втором плане. Потеря человеком-каинитом благообразного лица перестаёт быть трагедией, а наоборот, становится его приобретением в борьбе за мировое господство.   В основе криминальной физиогномики Ломброзо  лежит  сказание о Каине, потерявшим после убийства  брата человеческое лицо.
Весь христианский мир на протяжении нескольких тысяч лет после всечеловеческого потопа всячески избегал   родства с  Каином, придумывались, измышлялись самые невероятные первопредки из когорт демиургов и культурных героев, но ничего из этого не вышло: за каждым из них из-за  левого плеча нам подмигивал угрюмо Каин-братоубийца.  Мало этого, Каин стал архетипом всех тиранов и деспотов-убийц мировой истории, её главным судьбоносным персонажем и объектом изучения таких прикладных  наук о человеке как педагогическая и психологическая антропология, политическая дегнератология и физиогномика, политическая шизофрения. Как не изощряйся в составлении новой хронологии,  «правильных» генетических   таблиц и родословных древ, Каин оставил после себя многочисленное потомство, кровь  Каина проявила себя на деле в крови  «горячего» Хама, сына праведного Ноя. Именно Хам и хамиты, потомки Каина стали создателями государственности в лице Вавилонского царства. Внук Хама владел Вавилонской империей того времени.  Именно тогда  в идею государства  были  внесены хамитические элементы в виде той ревнивой  агрессии прапредка Каина,в виде того зла, которое всегда  является неотъемлемым  элементом государства: насилие, тюрьмы, пытки,  казни и перманентный гнёт.
    В лице  Каина антропогенный миф превратился в историческую антропологию, сказка стала былью, антропогенез во времени сжался от  пятисот тысяч лет до сорока, а позже и до десяти тысяч, легенда о Каине  уместилась в период допотопный и послепотопный, после стремительного таяния (в течение одного года!) вюрмского ледника. Легендарный Каин проявил себя во всей красе и полном безобразии в своих потомках – в горячем  Хаме, сыне праведника Ноя.      
      В  легенде о Каине отражена трагедия человека по пути к человечности, доблести  и совершенству. В ней отражено начало всех начал общечеловеческой трагедии, определены причины конфликтов и междоусобиц между людьми, смут, волнений, революций и гражданских войн. Образ Каина как культурного героя со знаком минус возник вместе с зарождением христианства, но люди христианских стран в зависимости от своего общественного статуса и социального положения  воспринимали Каина в духе своей эпохи и под своим углом зрения.  Кто считал биологическим отцом Каина не  Адама, а Сатану (Сатанаила), тот видел во внебрачном ублюдке  Каине  «корень зла» всего человечества, а кто-то в предании о Каине усматривал первые идеи о свободе человеческой личности, заведомо обездоленной  Богом-Творцом, лишённой радости познания и творчества. Во время кризисов в Европе и Возрождения в XV-XVI   веках  трагический конфликт  между братьями, между Богом и Сатанаилом получил «оптимистическое»  решение» – происки Сатаны и преступление Каина  замечены  – убийца родного брата наказан суровой жизнью и тяжким трудом в стране Нод. Там, на краю суровой  ойкумены,  далеко за пределами Эдема, труд на земле становится для Каина его судьбой, его проклятием. Однако историческая и социальная  справедливость не состоялась.    
      В  XIX веке  братоубийство Каина, его изгнание из Эдема в «самостоятельную жизнь»  стало пониматься  как поворотный,  критический момент в истории человечества на пути его к эволюции от животного к высшему состоянию. Древний миф о Каине приобрёл историческое звучание,  дополнился социальной антропологией, дарвинизмом и политической экономией, идеей Фридриха Энгельса о том, что именно труд сделал человека  человеком. . («Происхождение семьи, частной собственности  и  государства»,1884)  В конце  XIX  и в начале XX века братоубийство Каина стало рассматриваться историософами и революционными  социал-демократами как богоборческий конфликт между интеллектом (духом) и  страстью (чувством), с тенденцией приоритета чувственного начала (поэма лорда Байрона «Каин»), когда потомки Каина  оказались перед трудным  выбором – трудиться им на этой земле в поте лица своего   или воевать ради славы, создавать и строить или  разрушать, насиловать, отнимать, грабить,  убивать.  В XX веке богоборчество возникло вместе с грёзами о новом Человеке, о совершенном Человеке, о Сверхчеловеке, что в итоге  и сделало XX  «атомный» век веком-людоедом.  «Сверхчеловек Фридриха Ницше исторически и психологически тесно связан с потомством Каина, рабами и телесными  рупорами мятежного  духа Сатанаила, отца обмана, лжи, соблазна  и  насилия. Потом был сделан вывод,  совсем противоположный гипотезе Фридриха Энгельса – не труд сделал человека человеком, а человек придумал  подневольный труд, сделал его уделом человека-раба, сделал труд человека его проклятием.
     На фоне  кровавых  ужасов  и массового истребления  десятков миллионов жизней в течение двух веков образ ветхозаветного Каина несколько  поблек. Он стал одним  из   мифических прототипов  безумных тиранов и убийц  новейшего времени, персонажем антивоенного памфлета и антимилитаристской сатиры.
     В СССР, где шла многолетняя  самая жестокая в мире братоубийственная гражданская война, война «красных Каинов» со своим народом,  в 1963 году по случаю Карибского кризиса вышел  советский художественный фильм-притча «Каин XVIII»  режиссеров Надежды Кошеверовой  и Михаила Шапиро по пьесе  Евгения Шварца «Голый король». Этот  антивоенный фильм-памфлет  о страшном «атомном комаре» - символе ядерного оружия, пришёлся на эпоху генсека  Никиты Хрущёва, известного политического волюнтариста и партийного функционера.
       Библейская легенда о Каине – самая мрачная из всех антропогенных  мифов народов мира,  один из  угрюмых мотивов антропогенеза. Его имя стало нарицательным, его  сатанинское «каиново семя»  породило племя каинитов (кенитов), народ с врождённой  склонностью к насилию и тирании.  Своим братоубийством  Каин бросил зловещую  тень на исконную «богоподобную» натуру человека, в его стремлении к добру и благу, и тем самым  стал носителем бездушного зооморализма и запредельного сатанинского эгоцентризма. Его  весьма токсичный зооморализм  изначально  отверг природный альтруизм и сделал насилие и смерть своим  оружием. Каин превратил  подлое убийство брата  в доблесть САМОУТВЕРЖДЕНИЯ,  охоту на зверей превратил в охоту на людей, где сам охотник становится одновременно  убийцей, добытчиком, кормильцем и защитником.  Убийство Каином своего брата Авеля  имело  роковые последствия для всего человечества и определило его развитие по губительному пути в сторону милитаризации и войны всех против всех.
     Земледелец и кузнец Каин был первым на Земле, кто сделал убийство профессией, подвигом и  воинским долгом. Каин со своим  агрессивным  зооморализмом и лютой мизантропией  внёс существенные коррективы в развитие научно-технического прогресса – на первой плане у человечества стали орудия убийства, а на последнем  месте  – орудия земледелия, облегчающие труд человека-хлебороба и созидателя,   производителя  общественных благ. Щит, копьё, стрелы, лук и меч появились задолго до орала, отвального плуга  с широким металлическим лемехом.  Каиниты не жалели  средств для  орудий ратного труда, ибо он изначально в их глазах казался очень рентабельным  и продуктивным – убил, отнял и съел.   Конфликт между Каином и Авелем из-за  сестёр явился  первой войной между сыновьями Адама,а война между сыновьями Сифа и сыновьями Каина  была первой гражданской, братоубийственной войной  на Земле, которая  почти у всех народов на земле является одной из самых  губительных и разрушительных социальных катастроф, кромешной смутой, страшной бедой,  национальным позором и стыдом любой страны.  В гражданской войне и в революции, по сути, нет, и не может быть героев, ибо все они антигерои,  носители  пещерного  зооморализма, их ордена и медали – это  награды  Каина Рогатого, братоубийцы, отмеченного  «особым знаком».
     И совсем не важно, что кровь праведного Авеля смешалась с дурным семенем Каина (Быт.6,2), что возникла первая  (гражданская) войны между сыновьями Адама, которая вскоре перерастёт в «войну империалистическую и в  мировую  революцию» (В.И.Ленин). Важны итоги  этого кромешного кровосмешения. Они  печальны: Каин, с его всепобеждающим разрушительным зооморализмом,   стал бессмертным!  Каин всегда живой! Он в тебе и во мне. В каждом из нас присутствует его  смертельная токсичная частичка. На черном знамени убийцы Каина отчётливо виднеется кровавый Орден  Красного Знамени, главный орден Гражданской войны. Каин всегда с нами. Его  помыслы, затеи и идеи для многих правильны и всегда живы, его дела  всегда грозны и величавы.
             Тот, кто жив – не  умрёт.
             Жизнь для смертного – миг,
                для бессмертного – эра.
             Равнодушен алтарь
                к нашим  щедрым дарам: 
             Мир уже не спасти –
                в нём одни лицемеры. (5)

Каин, героизированный и Каин отверженный в любой ипостаси всегда живой. Его  алчный, ревнивый, завистливый  и  гневливый  дух присутствовал  во всех восточных и западных владыках, в завоевателях и покорителей мира – в  Ксерксе, Дарии, в Александре Македонском и Цезаре, в Карле Великом и Петре Великом, в Гитлере и Сталине, в Мао и Пол Поте. Перефразируя  стихи Льва Ошанина  о  всегда живом Ленине,  Каин ветхозаветный и доисторический  всегда живой, Каин всегда с тобой, Каин в тебе и во мне в горе, надежде и радости.  И  пока Каин, вместе с Лениным,  Троцким, Сталиным и Ельциным,  продолжают сидеть  в нас и нами помыкать, нам никогда не видать лучшей доли, нам не совершить восхождение к доблести  и совершенству.  Среди  современных учёных-богословов и историософов есть мнение, что  человеческая история, антропогенез,   вполне  вмещается  в 7-10 тысячелетий, что  люди  каменного века жили рядом и одновременно с людьми  бронзового века.  Кстати, археологические и археографические находки  последнего времени доказывают нам, что эти взгляды  близки к истине, что  сложность  изучения  как исторического, так и доисторического периодов бытия  человека прямоходящего, умелого и разумного  усугубляется отсутствием в мировой науке  точной системы   датировок и хронологии. История нашей цивилизации на ленте космического  времени  всего лишь  одна тысячная доля секунды. За этот краткий миг были эпохи процветания и упадка, бурного развития и одичания по климатическому,  географическому  и генетическому признакам. Так, например, одичание и вырождение  каинитов-неандертальцев («каинова семени»)   произошло не в силу их свирепого и хищного характера, а в результате скрещивания  с пещерными человекообразными обезьянами-антропофагами, в результате бытового и «сакрального»  инцеста, отсутствия  строгих родовых  традиций  и уложений. (6).
Именно такой образ жизни породил многие психические болезни мании и послужил для потомства Каина-братоубийцы тем самым «проклятием», которое обрекло его  на деградацию и вымирание. Психология и «философия жизни» Каина сделала нас тленными в духе и плоти, а его вечно живым.

На одной из  вселенских окраин,
Где в материи гаснут Огни.
У  камина отверженный Каин
Греет дряблые руки свои. (7)

      Каин всегда живой. Он до конца нашего века с нами. Это необходимо нам всем как-то осознать, осмыслить, подвергнуть логическому анализу, с этим нашим  внутренним, завистливым, гневливым и токсичным Каином  надо что-то делать, его  необходимо каким-то  эффективным способом (может, с помощью генной инженерии?)  вырвать  из своих душ. А иначе нам  никогда не одолеть, не победить Каина внешнего, жестокого и беспощадного, лишенного души и человеческого облика.  А иначе нам и  всему роду человеческому не быть на этом свете.

Авторские примечания,  источники и литература:
1. Винников И.Н. Социальная  сущность  сказания о первом братоубийстве.// Палестинский сборник, вып. 25 (88) – Л., 1974.
2. Dietrich W. Wo ist dein Bruder Abel? («Где твой брат Авель?») // Beitrege zur Altestameltlichen Teologie, Gott., 1977;
3. Штейнер Рудольф. Педагогика, основанная  на познании человека, рус.пер. М., 1996. С именами Каина и Авеля связаны  названия гностических сект каинитов и авелитов, их образы венчают многие смежные науки о человеке, в том числе  уголовную физиогномику, криминальную психологию и социальную антропологию. На сюжете легенды о Каине и Авеле  построена  философско-символическая  драма Дж.  Г.Байрона «Каин», (в центре которой Каин – герой-бунтарь, усомнившийся во всеблагости Бога), а также в поэтических(богоборческих) произведениях Шарля Бодлера в переводе Валерия Брюсова. Братоубийца Каин как богоборец весьма устраивал большевиков-богоборцев и «красных мистиков», а предатель Иуда как гражданственный герой и борец с инакомыслием.
4. .Иоанн Златоуст. Четыре огласительные гомилии (серия Пападопуло-Керамевса). / Перевод И. В. Пролыгиной. // ВДИ. — 2005.
5. Фридман М.Ф. Апология Аристокла или о благе как таковом.М., Перо, 2020, СС. 24-25.
6. Ляшевский Стефан, протоиерей. Библия и наука. Издательство «Лествица».1998. Он же. От Каина до Рюрика. // История, научно-популярный литературно-художественный журнал, №1, 1997,  СС.11-62
            В этих трудах представлен опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований. Опыт богословского анализа Библейского сказания о сотворении мира и человека. В области геологических, археологических знаний есть положения известные, являющиеся абсолютной истиной, и есть положения спорные, по которым существует несколько суждений и теорий. О степени убедительности этого исследования могут судить все, кто хочет взглянуть на мир и человека с точки зрения богооткровенных знаний, о которых повествуют первые страницы книги Бытия...
7. Анатолий Апостолов. За Храмовой стеной. Книга Памяти. М., 2013, с. 75.,- У камина времён.


11.05.2021