Герой Советского Союза Ворожейкин Арсений Васильев

Владимир Кангин
Вот ведь память, какая штука. Нет-нет, да вынесет из мутного потока времени какое-то событие, о котором ни разу в жизни не вспоминал. Или кусочек какого-то события. Высветит, как прожектором. Вот так было и в этом случае. Было это в городе горьком, году в 1965 – 1966 – м. И было мне лет 13 – 14. Наша 74-я школа и пионерская дружина носили имя Героя Советского Союза летчика - истребителя Ворожейкина Арсения Васильевича. Это был знаменитый летчик – ас Великой Отечественной Войны. По числу побед (46) он находился на 9 – м месте среди лучших советских асов.
Так вот, был сентябрь месяц, а, может, даже это было 1-е сентября. Погожее утро. Иду в школу. Вдруг одноклассник крикнул: - Иди скорее! Там летчик выступает!..
Я метнулся на школьный двор. Там стояла вся наша школа от 1-го класса до последнего 8-го. Прилежные и отъявленные хулиганы, отличники и второгодники. Все слушали стройного мужчину в обычной одежде, но с орденами и медалями на пиджаке. Близко подойти мне не удалось. Я стал жадно вслушиваться в его слова.
Запомнилось только следующее: «…и я подхожу к нему снизу настолько близко, что видны разводы масла на фюзеляже самолета….». Речь, по-видимому, шла о немецком пикирующем бомбардировщике Ю-87. Я тогда бредил авиацией и знал все типы наших и немецких самолетов. Вот и всё, что мне вернула моя память. А дальше – стена.
Вот список наших асов с 1-го по 11-й.
Кожедуб Иван Никитич – 62 победы
Покрышкин Александр Иванович – 59 побед
Речкалов Григорий Андреевич – 58 побед
Гулаев Николай Дмитриевич – 57 побед
Евстигнеев Кирилл Алексеевич – 52 победы
Глинка Дмитрий Борисович – 50 побед
Клубов Александр Федорович – 50 побед
Пилипенко Иван Маркович – 48 побед
Ворожейкин Арсений Васильевич – 46 побед
Правда, 46 побед было еще у двух асов. Это:
Кубарев Василий Николаевич – 46 побед
Скоморохов Николай Михайлович – 46 побед.
У  Глинки Дмитрия Борисовича был брат летчик - ас Глинка Борис Борисович с 30 победами. Особого упоминания заслуживает советская женщина – ас Лидия Литвак, сбившая 12 фашистских самолетов. Её красноармейцы называли Белой Лилией Сталинграда. Погибла в воздушном бою. Вечная память.
 

10. 05. 2021