соседи и соседки

Нонна Незлобина
    Я  разболелась  непонятной  болезнью:  любая  еда  была  не  в  радость  и  мой  вес  стал  быстро  и  резко  падать.  Что  похудела  я  - это  было  приятно,  но  постоянная  слабость  совсем  не  радовала!  Началось  лето,  тёплый  ветер  шуршал  листвой  молодых  деревьев,  в  кустах  чирикали  и  ссорились  воробьи,  на  детской  площадке  весело  копошились  дети. 
    Мы  жили  на  первом  этаже  и  я  часто  сидела  у  окна,  читая  книги  и,  просто,  наблюдая  за  оживлённой  жизнью  вокруг  дома:  это  отвлекала  меня   от  мыслей  о  странностях  моего  самочувствия.  Из-за  слабости  мне  не  хотелось  уходить  далеко от  дома  и,  даже,  когда  у  меня  появился  серьёзный  скульптурный  заказ,  я  стала  лепить  его  в  нашей  квартире  у  того  же  окна.
В  один  из  дней  муж  весело  мне  сказал:
    - Помнишь  директора  магазина,  который  живёт  этажом  выше  над  нами?
    - Конечно!  Видела  его  много  раз.
    - Только  что  он  подошёл  ко  мне,  мы  познакомились  и  Юрий  Давыдович,  так  зовут  этого  директора,  неожиданно  сказал:
    - Тут  приходили  анонимки  в  ОБХСС,  в  которых  написаны  разные  гадости  обо  мне  с  требованием  отдать  меня  под  суд. Меня  предупредили  об  этих  письмах.  Извините,  я  решил,  что  это  Ваша  жена  пишет,  решил  так  потому ,  что  обедать  всегда  приезжаю  домой  и  почти  ежедневно  вижу  её  у  окна. А  вчера  в  ОБХСС  пришел  человек  со  словами:  - "Мной  послано  Вам несколько  писем  о  директоре  продовольственного  магазина.  Почему  Вы  не  принимаете  меры?"   "Так  это  Ваши  анонимные  письма  мы  получили?"  - спросили  человека .  "Да,  мои!  Анонимные  или  нет,  какая  разница?  Важно,  что  в  них  я  пишу  правду!"  - Юрий  Давыдович засмеялся,  - Так  я  узнал, что  Ваша  жена  никакого  отношения  к  анонимкам  не  имеет  и  хочу  извиниться  за  свои  подозрения.  Говорят,  Вы  художник?
    - Да!  - улыбнулся  муж.
    - Я  бы  хотел  с  Вами  посоветоваться.  Вы  могли  бы  завтра  вечером  прийти  ко  мне?
После  посещения  квартиры  Юрия  Давыдовича  Иван  - мой  муж  изумлённо  вспоминал:
    - Ты  не  представляешь,  какая  у  него  библиотека!  Все  стены  в  книжных  полках!  Книги  в  идеальном  состоянии,  очень  много  антикварных  книг!
    - А  зачем  он  тебя  звал?
    - Юрий  Давыдович  хочет,  чтобы  ему  изготовили  экслибрис  для  его  книг.   Я  порекомендовал  Мишу  В.  Миша  - замечательный  художник  и  живет,  к  тому  же,  в  нашем   доме.
Миша  В.  действительно,  был  уникальным  талантливейшим  графиком,  экслибрисы  которого  украшали  многие  частные  библиотеки  знаменитых  людей.
Юрий  Давыдович  заказал  экслибрис  Мише,  а  нам,  в  знак  благодарности,  предложил  в  любой  день  приходить  в  его  продовольственный  магазин  для  покупки  нужных  нам  продуктов.  Это  было  незадолго  до  перестройки,  в  магазинах  с  продовольствием  стало  не  очень  хорошо  и,  хоть,  художников  выручал  отдел  заказов  в  Союзе  Художников,  но  выбор  продуктов  там  был   весьма  скудный.  Предложение  директора  магазина  нас,  естественно,  очень  заинтересовало.  Время  от  времени  мы  отправлялись  в  его  магазин  и  в  складском  помещении  покупали  то, что  нам  было  необходимо.

    Магазин  Юрия  Давыдовича поражал постоянной  вылизанной  чистотой  и  вежливостью  продавцов.
    - А  бывает, что  Ваши  продавцы  обвешивают  покупателей? - спросил  однажды  доверительно  Иван.
Директор  посерьёзнел:
    - Если  я  узнаю,  что  кто-либо  из  них  обвесил  покупателя, я  уволю  его  в  тот  же  момент.
    - Но  засчет  чего  вы  тогда  выживаете?
Юрий  Давыдович  улыбнулся:
    - Я  беру  на  базах  списанный  товар  - партии  фруктов  и  овощей, которые  при  доставке  были  сильно  повреждены  и  их  должны  были  везти  на  свалку.  Этот  списанный  товар  я  привожу  в  свой  магазин  и  после  окончания  рабочего  дня  мы  всем  коллективом  перебираем  привезённый  испорченный  товар   и  отбираем  то,  что  сохранилось  в  отличном  состоянии.  Отобранное  моем,  сушим,  упаковываем  и  продаём  по цене  высшего  сорта.  Продажа этой  продукции  и  является  нашим  доходом.  Каждый  день  сортируя  товар  мы  уходим  домой  в  10-11  часов  вечера. 

    Восхищаясь  трудолюбием   директора  магазина  и  порядком  в  его  магазине  я   рассказала  своей  приятельнице  скрипачке  Люсе,  живущей  на  четвертом  этаже , о  посещении  магазина  Юрия  Давыдовича.  Люся  развеселилась:
    - Ты  знаешь  Свету,  которая  живёт  на  пятом  этаже?
    - Конечно!  - конечно,  я  знала  эту  хорошенькую  пухленькую  всегда  красиво  одетую  молодую  женщину.
    - Света - лучшая  подруга  Вики  - жены  директора  магазина.  Они  очень  дружны,  они  постоянно  вместе,  но,  когда  я  встречаюсь  со  Светкой  наедине,  она  всегда  свирепеет,  вспоминая  богатую  жизнь  жены  директора  магазина.  Тут  ещё  Вика  купила  новую  шубу!  Светин  муж  Виктор  - начальник небольшого  отдела  в  каком-то  институте.  Зарплата  у  него  так  себе,  а  Света  хочет  жить  не  хуже  Вики!  Да и  не  верит  Светка  ни  в  какое  особое  трудолюбие  Викиного  мужа.  Я  как-то  сказала  ей,  что,  ведь,  Юрий Давыдович  работает  каждый  день  с  восьми  утра  до  десяти  вечера  и  магазин  у  него  в  идеальном  состоянии, но  Света  так  раскричалась,  так  сердилась  и  заявила, что я ничего не знаю  и  не  понимаю.
 
    Через  некоторое  время  Люся,  зайдя  к  нам  в  гости,  заговорщицки  улыбаясь, понизив  голос  почти  до  шепота,  сказала  мне:
    - Только  ты  никому  не  проговорись!  У  Светки  друг  появился -  замминистра!  Он  влюблён  в  неё  без  ума!  Познакомились  они  на  юбилейном  вечере  института,  где  работает  Виктор.  Я  недавно  случайно  налетела  на  этого  замминистра, когда  тот  по  лестнице  чёрного  хода  поднимался  к  Свете  - лифтом  он  не хочет у нас пользоваться,  чтобы  не  встречаться  с  жителями  дома.  Очень  приятный  мужчина.  Света  весело  сказала  мне  вчера: -  "Ну  теперь  посмотрим,  у  кого  шуба  будет  лучше!"
Зная  Люсино  умение  фантазировать  я ,  конечно,  не  поверила  в  эту  историю.  Но  вскоре  в  институте,  где  работал  муж Светы - Виктор  директора  отправили  на  пенсию,  а  новым  директором  неожиданно  для  всех  назначили  Светиного   мужа!  Счастливая  Света  говорила  Люсе:
    - Вот  видишь!  теперь  посмотрим...!

Опять  я  зашла  к  моей  приятельнице - скрипачке,  опять  наслаждалась  её  игрой,  её  исполнением  небольших  лирических  этюдов.  Люся  преподавала  в  музыкальной  школе  и  мне  нравилось  всё,  что  она  предлагала  послушать.  Потом,  мы  пили  чай  и  болтали   обо  всём  подряд.
    - Какое  себе  платье  купила  Светка  в  Берёзке!  - восхищалась  Люся, - Что  значит  жена  директора  института!  А  ещё  она  купила  необыкновенный  крем  для  лица  - кожа  сразу  стала  нежной  - нежной  и  как  будто  крошечные  звёздочки  поблёскивают  на  лице!      

    Но  семья  директора  магазина  попрежнему  жила  роскошнее  Светиной  семьи.
    - Безобразие!  - возмущалась  Света,  встретившись  с  Люсей.  - Виктор  - директор  института!  А  какой-то  директор  магазина  имеет  денег  больше,  чем  мой  муж!  ОБХСС  должно  разобраться,  откуда  такие  деньги  у  директора магазина!
Вскоре  я  с  мужем  огорчённо  узнали,  что  Юрия  Давыдовича  будут  судить.  Потом был  суд, но  суд  ничего  крамольного  не  нашел  в  поведении  директора  магазина  и  Юрий  Давыдович  продолжал  работать. Света  была  в  неописуемой  ярости:
    - Я  этого  так  не  оставлю!... Только  ты  никому  не  проболтайся  о  нашем  разговоре!  Вике  этого  не  надо  знать!   Конечно,  она  - моя  подруга!  Но  её  муж  слишком  хорошо  зарабатывает  для  честного  человека!
Опять  был  суд, опять  Юрия  Давыдовича  оправдали.
    - Я  добьюсь  своего!  - свирепела  Света, -  Судью, наверняка, подкупили!
 Снова  суд  и  снова... Где-то  через  год  Юрий  Давыдович  получил  семь  лет  с  конфискацией  имущества.  Роскошную  библиотеку  бывшего  директора  магазина  отвоевала  себе  центральная  библиотека  города.
 Жена  бывшего  директора  магазина  со  своим  двенадцатилетним  сыном  куда-то  уехали  из  нашего  дома. Но  Света,  как  и  раньше,  оставалась  лучшей   подругой  Вики.

    Началась  перестройка  и  жизнь  стремительно  стала  меняться.  Появились  частные  магазины  и  рестораны,  бабушки  у  вокзалов  продавали  горячие  пирожки, в  частных  маленьких  кафе  кормили  потрясающей  совершенно  домашней  едой.
Опять  зашла  к  Люсе  нарядная  Света.  Но  у  неё  было  отвратительное  настроение.  Она  растерянно  рассказала  Люсе,  как  вчера  праздновали шестнадцатилетие  сына  Вики, праздновали  в  дорогом  ресторане  и  рядом  с  Викой   и  её  сыном  Света  увидала  Юрия  Давыдовича  в  красивом  импортном костюме.



ОБХСС - отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляции . Существовал до 1992 года