Крутой поворот

Татьяна Александровна Алимова
Толик бежал домой со всех ног, в голове у него плескалась единственная мысль: «На море, на море! Теперь мама отвезёт меня на море! Она обещала!»
Он был поздним ребенком у матери-одиночки (так их тогда называли) Раи. Родила она сына в тридцать лет. Да собственно говоря, и женщиной стала тогда же.
До знакомства с отцом Толика мужчин у Раисы никогда не было. Она была художницей. Жила своими картинами, набросками, эскизами. Никуда не ходила и ни с кем не общалась. Имела огромную студию, всю заваленную красками, холстами, багетами.
Когда умерла ее мама, а за ней очень быстро ушёл и отец, она поняла, что осталась одна в целом мире. И решила Рая, что надо ребёнка родить. Ухаживал за ней тогда художник-вдовец Пётр Григорьевич. Виделись в галерее иногда, где Раиса выставляла свои работы.
Замуж за него Рая ни за что не хотела.
А вот как отец ребёнка он подходил по всем показателям. Здоровый, красивый, четверо собственных детей.
Изголодавшееся по мужской ласке женское Раино нутро быстро приняло мужчину и благодатно отозвалось уже через два месяца.
Рая побежала к доктору. Заветная беременность наступила.
Петру Григорьевичу она на всякий случай сообщила. Мужчина имеет право знать, что станет отцом. Но пятый ребёнок тем более в возрасте сорока лет ему не был нужен. Он воспринял новость с ужасом и предложил денег на аборт. Рая возмущённо отказалась.
-Ну тогда пеняй на себя, - парировал художник и был таков.
Раиса ликовала. Ей того и надо было. Зарабатывала она очень хорошо, картины продавались постоянно. Рая писала много на заказ. Да и родители немало добра после себя оставили.
Через девять месяцев Раиса разрешилась прекрасным здоровым мальчиком Толиком.
Никаких финансовых трудностей или проблем в воспитании сынишки у Раи не возникло. Все шло как по маслу. Каждое лето они ездили с сыном к морю, и все время в разные места. В Сочи, в Ялту, в Анапу. Толик обожал море. Мать писала дивные пейзажи, а он купался, загорал, находил друзей и хорошо проводил время с ними.
А вот в пятом классе появились первые трудности. Мать настаивала, чтобы мальчик начинал писать, она считала, что у него были задатки. Но Толик не хотел становиться художником, он был подвижным, спортивным, и стоять перед мольбертом часами было не для него, и он увлёкся футболом, забросил учёбу. Раисе это не понравилось. И она твёрдо ему сказала:
-Закончишь год хоть с одной тройкой, на море не поедем.
А сын очень полюбил море. Он рано научился плавать и подолгу с удовольствием наслаждался водой. На берегу тоже было много занятий. Он был очень общительным и весёлым ребенком, легко находил друзей. Волейбол, футбол, игры на песке, строительство чудесных замков делали отдых незабываемым.
Толик серьезно отнёсся к предупреждению матери и взялся за ум, и вот последняя тройка исправлена. За год выйдут только четвёрки и пятёрки.
Предвкушая замечательный отдых, мама обещала в Гагры, там ещё не были, Толик нёсся домой на всех парусах. Хотел побыстрее обрадовать маму, что Ирина Тихоновна, учительница по математике, поставила ему четверку за год. Он живо представлял себе, как скажет об этом маме: «Мам, у меня нет тро.....»
Машина выросла из ниоткуда, словно из-под земли. Удар был такой мощный, что Толик ничего не успел сообразить, сердце ребёнка остановилось мгновенно...
Машина затормозила, постояла несколько секунд, а потом сорвалась с места и исчезла за поворотом.
В это время на дороге как на грех никого не было. Субботнее утро. Толик лежал в неестественной позе, крови практически не было. Это было очень страшно - пустынная улица и тело маленького мальчика посередине дороги.
Первой его увидела соседка, ведь ужасное происшествие произошло близко к дому. Татьяна Ивановна из третьего подъезда дома, где жила Рая, отправилась к дочери.
Она сразу узнала Толика. Ее ноги вдруг стали ватными, она едва смогла подойти к ребёнку, трясущейся рукой она тронула его за плечо и позвала:
-Толенька, ты чего? Что случилось?
В следующий момент, поняв все, женщина зажала рот рукой, чтобы не закричать. Стало ясно, что мальчик мёртв, его вероятнее всего сбила машина. Пелена слез застилала глаза женщины. Она склонилась над ребёнком и повторяла:
-Как же так? Что же это? Как же Рае-то теперь сказать? За что же? Толенька, миленький. Как же?
Подошла ещё одна женщина, стала плакать и повторять, что нужно вызвать скорую помощь. Потом ещё одна. Количество людей росло. Потом подъехала скорая, кто-то все-таки вызвал.
Врач констатировал смерть и стал спрашивать, не знает ли кто ребёнка...
*****
Даже на сороковины Рая ещё совсем не пришла в себя. С ней все время была тётка. Приехала из деревни Семеновка.
Рая почернела вся, из цветущей женщины сорока с небольшим лет, она превратилась в сморщенную сгорбленную старушку. Могла не есть целый день, даже не пить воды, не умывалась, не причёсывалась, и не ложилась спать. Просто сидела целый день и смотрела в одну точку.
Хорошо, что тетя Наташа все время была рядом. Во всем помогала.
Но время бежало быстро, и Наталье нужно было возвращаться домой. Решила она пока Раису с собой в деревню забрать. Свежий воздух, хорошие продукты, лес, река, может хоть немного приведут племянницу в чувства.
«Хотя какие тут чувства», - вздыхала Наталья.
В деревне Рае действительно стало немного получше. Наталья загрузила ее работой. Вставали чуть свет. Огород, корова, козы, куры - дел невпроворот. А ещё ходили за ягодами и грибами. И если в городе Раиса ничего не делала и не хотела делать, то в деревне она стала проявлять интерес к хозяйству. И вдруг неожиданно начала удить рыбу. Да так увлеклась, что немного выпрямилась и даже порозовела. А через неделю попросила Наташу подстричь волосы и покрасить в любой цвет.
В общем спасла деревня женщину от помешательства, и как-то вечером Рая сказала Наталье:
-Спасибо тебе тётушка, что присмотрела за мной, не оставила. Поеду я. Есть у меня дело важное в городе.
-Да какое же? - удивилась Наталья.
-Голова моя остудилась, хочу я найти убийцу своего сына.
-Зачем? - испугалась Наталья, - Господь с тобой, чего удумала? Не пущу. И не помышляй даже.
-Наташа, я вот думаю, а как это можно было сбить маленького мальчика... хрупкое тельце…Толик... мой ребёнок ... и уехать... А может он был жив? А может, если бы он отвёз его в больницу... мой Толенька не умер бы? - И Рая снова зарыдала, завыла горько, больно, задыхаясь. Она стала хватать ртом воздух, села прямо на пол.
Наташа подскочила к ней, прижала к себе, слёзы градом полились из ее глаз. Она стала гладить Раю по голове и утешать ее как ребёнка.
-Раечка, девочка моя, ну будет, будет. Не надо никуда тебе пока. Рано ещё, Раечка. Поживи пока со мной.
Но на следующее утро Рая была абсолютно спокойна, больше не плакала. И изложила Наташе свою идею.
-Хочу найти его. В глаза посмотреть ему. Как же живет-то он? Убийца этот. Как ему дышится? Как он ходит? Как спит? Как ест?
-Да, как же ты найдёшь его, милая моя? И милиция-то не нашла.
-Найду. Им все равно, потому и не нашли,  а я мать. Мне сердце подскажет.
И тут Наталью осенило:
-Слушай, так тебе к Вале нашей надо.
Через пятнадцать минут Рая с Наташей стояли у Валиного дома. Во дворе Володя колол дрова, Валя тут-же помогала ему, складывала аккуратно в сарайчик.
Выслушав женщин, Валя сказала привычную фразу:
-Завтра приходите. Все завтра скажу.
По дороге домой Наташа рассказала Рае несколько историй, которые произошли в деревне. О чудесном спасении детей и возвращении икон в церковь.
Рая равнодушно выслушала все эти россказни, было видно, что женщина не очень-то верила в деревенские сказки.
***
Ночью Валя увидела страшную картину про сбитого насмерть мальчика, и машину увидела, и кто за рулём был, а главное увидела она, как дальше будут развиваться события. И даже не знала, то ли рассказать все бедной женщине от начала до конца или сказать только то, о чем она спрашивает?
Утром Рая поплелась к Вале, хотя не очень-то и хотелось.
-Сбили твоего сына на зелёной машине - марки «Жигули». Живет водитель на улице Дубовая, дом восемнадцать. Номер квартиры сказать не могу. Не знаю. Но думаю найдёшь. Машина с приметой. Дверца красная. Ступай с Богом.
В тот же день Рая уехала домой. С тяжёлым сердцем отпустила ее Наталья. Но удержать не смогла.
Приехав в город, отправилась Рая по адресу. Зелёные Жигули ярким пятном притянули ее к себе как магнитом. Рая подошла к машине, подумав: «Да мало ли зелёных машин в городе», стала обходить машину вкруговую. Сердце трепетало, то, проваливаясь вниз, то, выскакивая через горло.

Временами Рае казалось, что у неё и вовсе нет сердца, оно как будто останавливалось или так замедляло свой ритм, что женщина готова была вот-вот умереть около этой машины.
Рая закрыла глаза. А когда открыла, то увидела, что стоит около задней правой двери автомобиля. Она была... красного цвета.
Рая села тут же, на асфальт, привалившись к машине.
К ней подбежал один из пацанят, игравших в футбол на площадке.
-Тетенька, вам плохо?
-Скажи, мальчик, - Рая была безумна, - чья эта машина?
Мальчик испуганно, осторожно высвободил руку и ответил:
-Тети Лены с третьего этажа.
Рая посмотрела на ребёнка мутным взором:
-Ты не ошибся, ты точно знаешь? - запинаясь, переспросила Рая.
-Тети Лены, точно, -повторил мальчишка и убежал.
«Женщина, моего сына убила женщина», - пронизало мозг Раи.
И в это самое мгновение из подъезда вышел мужчина и направился к машине. Очень быстро Рая узнала в нем своего одноклассника Костю. С ним у неё была горячая любовь в десятом классе. Их называли жених и невеста, и все думали, что после школы они поженятся, но как-то не сложилось. Костю забрали в Армию, Рая провалилась в свои картины.
Когда солдат вернулся, Раю ничего не интересовало, кроме пейзажей и натюрмортов.
Последний раз, совсем недавно она видела его на выставке своих картин. Он тогда даже приобрёл ее полотно за хорошую цену.
Костя сообщил, что наконец-то женился. Жена намного моложе него, и что они ждут ребёнка. Все это мгновенно пронеслось в голове Раи, а ещё она вспомнила, что Костя упоминал имя жены - Лена!
Когда одноклассник подошёл к машине и заметил Раю, она была почти без чувств.
-Убийца, - прошептала Рая, - твоя жена - убийца.
-Раечка, что с тобой? Ты как здесь? Что случилось? О чем ты говоришь? - Костя был очень удивлён.
Раису было трудно узнать, она сильно постарела, похудела, глубокие морщины под глазами мгновенно сказали Косте о том, что женщина много плакала, но он узнал ее. Сразу же. Он узнал бы ее из тысячи таких же несчастных, рано постаревших женщин, ибо до сих пор любил ее.
-Кто водит машину? - шёпотом спросила Рая.
-Лена, - машинально ответил Костя, - да что случилось, что с тобой? - он попытался поднять женщину. Но она оттолкнула его.
-Ты говорил, она беременна. Кто у вас родился?
-Лена на девятом месяце. Мы ждём со дня на день. Рая, Бога ради, как ты меня нашла? Почему ты здесь?
Рая тяжело поднялась, и, ни слова не говоря, побрела к скамейке, которая стояла чуть поодаль.
Костя пошёл вслед за ней.
-Спроси у своей жены, что она натворила двадцатого мая, - медленно проговорила Рая, тяжело опустилась на скамейку и добавила, - уходи. Пожалуйста уходи.
Прошло два месяца.
Рая была дома. В тот день, когда она поняла, что ее сына убила беременная женщина, которая была женой ее одноклассника, она поехала в Семеновку и сразу пошла к Вале.
С порога она спросила:
-Валя, ты знала?
Валя кивнула.
-Почему не сказала?
-Потому что это ещё не конец. Ты не поверила бы мне. Ты и сейчас ещё не поверишь.
-Говори, Валя, что ещё ожидает меня.
-Рая, ты будешь очень счастлива. Когда это время наступит, не стыдись своего счастья - прими его.
-О чем ты говоришь? - надрывно крикнула Рая и зарыдала, - посмотри на меня! Кто перед тобой? Тень. Не человек. Какое счастье? Я потеряла сына, его убила беременная жена очень дорогого мне человека. О каком счастье ты говоришь?
Валя усадила Раю на диван, обняла, прижала к себе и начала петь песню. Эту песню когда-то пела ей мать, когда очень сильно болела голова. Слова немудреные, но какие-то волшебные, успокаивали и Валя забывалась сном. А когда просыпалась, то голова была ясная и чистая.

Котя, коток, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать...

*****
Вдруг раздался звонок в дверь. Рая отошла от мольберта. В тот день, приехав от Вали, она впервые взяла кисть в руки. И с тех пор писала много, почти не выходя из квартиры.
На пороге стоял Костя, в руках у него был свёрток. На улице было уже холодно. Костя выглядел уставшим и очень постаревшим.
-Ты позволишь? - спросил он.
Рая молча отступила вглубь квартиры, давая понять, что путь свободен.
Костя вошёл:
-Куда можно положить Вику? - спросил он.
Рая вздрогнула, что-то больно и приятно кольнуло ее в сердце. Вот уже много ночей ей снился один и тот же сон.
Она бежала по берегу моря за руку с маленькой золотоволосой девочкой. Во сне Рая громко смеялась и кричала:
-Вика, доченька моя любимая!

Эпилог
Лена умерла в родах.
Придя к Рае в тот день, Костя больше никогда не расставался с ней. Они прожили очень долгую и счастливую жизнь вместе.
Вику Рая вырастила как свою дочь.