Драма творческого начала в океане безумия

Олег Калинка
Спектакль «Академия Смеха».
 По пьесе Коку Митани. Режиссёр-постановщик Олег Сологубов
Действующие лица и исполнители:
Господин цензор – заслуженный артист России Артём Цыпин.
Господин драматург – Булат Шамсутдинов.
ТЕАТР ЛЕГЕНДА Санкт-Петербург.  Премьера - апрель 2021.
В спектакле «Академия Смеха» Олег Сологубов обращается к драматургии Коку Митани, режиссера, актера и автора пьес, получивших всемирное признание. В драматургической сфере творчества Митани сан пьеса «Академия Смеха» сосредотачивает в себе результаты его исследования внутреннего мира человека,  в этом опыте познания этой сферы главным объектом его пристального внимания является творческое начало человека. Этот сложный, многомерный объект познания скрыт в глубинах внутреннего мира человека и в этом исследование Митани постулирует концепцию присутствие творческого начала в каждом из нас. В этом замкнутом пространстве внутреннего мира творческое эго человека зажато пластами рутинного существования, которые не дают ей возможности раскрытия и выхода. История запечатлённая в этом драматургическом произведении Митани представляет каждому из нас возможность изучении концепции автора в сюжетной ситуации, которая создаёт окно возможностей освобождения и раскрытие творческого потенциала человека.
В этой сценической трактовке драматургии Коку Митани наше изучения человеческой индивидуальности и творческого потенциала личности осуществляется в особом пространстве, в котором происходит событие-ситуация имеющие форму эмоционального триггера, разрушающего однородность среды и поверхности человеческого существования. Основной функцией этого сюжетного триггера заключается в то, что он создаёт эффект вторжение в рутинный порядок вещей и выводит персонажей из состояния равновесия, побуждает их к переосмысливанию собственных взглядов и концепций, оказывающих влияние на парадигму их существования. Потенциал влияния этого события-триггера создаёт эффект скальпеля прорезающегося через внешнюю оболочку персонажей и проникающего в глубины их внутреннего мира.
В спектакле плоскость нашего изучения имеет замкнутый характер, который позволяет максимально сфокусировать наше внимание на двух персонажах, их внутренние миры являются главными объектами влияния этого сюжетного триггера. В этом опыте познания наше внимание сосредоточенно на двух образах на безграничном полотне эпохи, их силуэты возникают на нём в результате события, которая создаёт плоскость, объединяющую их на небольшом отрезке их жизни.  В начальной точке этой истории мы видим ситуацию, которая формально объединяет в этой плоскости два мира, чьи жизненные сферы ранее не имели общих точек соприкосновения, а их пространства сильно контрастируют, так как они сформированы диаметрально противоположными системами взглядов и концепциями восприятия окружающего мира.
Подобное пространством в спектакле «Академия Смеха» воплощено в сценической инсталляции, изображающей приёмную государственного учреждения, эта плоскость, заключенная в четырех виртуальных стенах, абсолютно обезличенна и лишена каких-либо признаков творческой активности или интеллектуальной деятельности человека. В этом эмоциональном окрасе и чертах этого пространства Сологубов воплощает отношение самого драматурга к государственной машине, которая поглощена в своих геополитических планах и амбициях, в которых она абсолютно безразлична к судьбам миллионов людей, существующих за пределами стен кабинетов власти. В этом пространстве мы наблюдаем процесс возникновения двух миров, проекция одного из них воплощена в образе Господина цензора (Артём Цыпин). Концепция его образа представлена в чертах характеризующего человеком принадлежащего высшим слоям власти, он чиновник высокого уровня, наделённый всеми атрибутами власти, уверенный в своей абсолютной правоте и компетенции в вынесении решений о том, что является допустимым и приемлемым в мире искусства.
Проекция мира далёкого от вершин власти в спектакле запечатлена в образе Господина драматурга (Булат Шамсутдинов) человека, для которого написание пьес является способом изучения мира, символическим диалоговым окном с людьми и возможностью служения театральному искусству. Он персонаж появления, которого в кабинете цензора с его новой пьесой создаёт сюжетообразующее событие, символическую начальную точку диалога двух миров. Этот диалог соединяет в своём пространстве людей диаметрально-противоположных мировоззрений, их взаимоотношения здесь построены по классической формуле «Представитель власти vs Творческая личность». В этой истории индивидуальная проекция этой формулы выходит за рамки классического сюжета запечатленного в мириаде произведений прошлого. Митани в своём исследовании внутренних миров и творческой индивидуальности выводит её за рамки тривиального сюжета об отказе цензора на постановку пьесы и здесь этот сюжетный шаг выступает в качестве начальной точке. В ней этот отказ становиться катализатором противостояние двух мировоззренческих систем, в котором противостояние этих противоположностей постепенно приобретает форму творческого процесса и задаёт направление вектора нашего познания творческого начала человека.
В спектакле «Академия Смеха» этот процесс инициируется и развивается в пространстве диалога представителей двух миров, в котором он получает расширение в процессе его развития и это предоставляет нам возможность наблюдения возникновения на его поверхности точек соприкосновения двух мировоззренческих систем. В этих условных точках на его поверхности происходят их столкновения, в результате которых возникают две индивидуальные проекции влияния этого события. Эти проекции различны в своих проявлениях, так как каждый из участников этого диалога опирается на свою концепцию мироздания и систему жизненных ценностей.  Одновременно в этой плоскости нашего изучения ясно прослеживаются аспекты, объединяющие эти противоположности, стимулирующие расширения диапазона познания и формирующие импульсы, подталкивающие их к переосмыслению собственных взглядов.
В начальной точке этого диалога мы видим, что первичная ситуация с отказом цензора на постановку пьесы в театре создаёт нам картину биполярного мира, в котором есть ясно начертанная граница между автократичной системой и миром искусства. В этой точке мы видим четко выраженную границу между этими системами взглядов и эта история иметь классический финал, в котором автор пьесы мог ограничиться этим отказом. В этом драматургическом опыте изучения мира людей Митани выводит сюжет этой истории за рамки устоявшихся шаблонов и создаёт ситуацию интеллектуального взаимопроникновения персонажей диаметрально-противоположных парадигм существования. В этой истории он постепенно нивелирует контрастность в изображении этих мировоззренческих систем и фокусирует наше внимание на проекциях человеческой индивидуальности его персонажей и скрытых в них творческих потенциалов. В этом случае отказ цензора на постановку пьесы не создаёт драматическую развязку и не ставит финальную точку во взаимоотношениях драматурга с органами власти. Диалог цензора и драматурга, главным объектом которого является предложенная для цензуирования пьеса, фокусирует внимание его участников на сюжете произведения. В этой фокусировке взгляда происходит превращение этого произведения в плоскость творческой колоборации, в рамках которой мы видим процесс раскрытия творческого начала и формирование иной системы взглядов и жизненных ценностей сопутствующий процессу их выхода за рамки концептуальные границ восприятия людей иных взглядов и жизненных ценностей.
В нашем наблюдении этого диалога векторы познания его участников разнонаправлены в исходной точке, но в процессе его развития и следования по обозначенному этим вектором направлению, каждый участник этого диалога постепенно корректирует его направление и таким образом открывает в себе и в мире искусства точки раскрытия своего собственного творческого начала. Персонажи этой истории в своём критическом анализе собственных взглядов и мировоззрений открывают в себе новые возможности собственного творческого начала, их путь познания этой сферы человеческого существования превращает это обезличенное пространство в творческую мастерскую, объединяющую в своих стенах двух интеллектуалов ищущих пути реализации своей творческой натуры.
В этой истории диалог персонажей трансформирует этот небольшой фрагмент государственной машины управления культуры в творческую лабораторию, маленький островок обитания их творческого начала в громадном обезумевшем от цинизма и алчности мире. Сологубов на сценическом полотне озаглавленном «Академия Смеха» создаёт яркую картину обезумившего мира на гране войны, на этих мрачных просторах мы видим двух людей творящих искусство, спрятавшихся от всего мира на маленьком островке творчества. В спектакле эта атмосфера нагнетания военной истерии создаётся с помощью грома барабанов водайко, чьи звуки нарастают и полностью заполняют пространство. Эти звуки поглощают всё и создают картину мира поглощенного кровавой войной, этот фон на котором тонко прорисованы образы двух интеллектуалов определяет их судьбы. В мире охваченном истерией войны их судьбы предопределены, так как они на своём крохотном островке не могут противостоять амбициям большой политики направленной на изменение миропорядка. На холсте изображающей картину драмы творческого начала в большом циничном мире мы видим тонкий лучик надежды и веры в искусство, которое сможет выжить в этих катаклизмах и тектонических сдвигах и сможет дать свои живительные всходы на просторах человеческой жизни на которых каждый из нас сможет раскрыть своё творческое начало.