О некоторых основах стихосложения. Часть 4

Константин Карасёв
В 4-х частях. Часть 4 (окончание).

5. Сонеты и поэмы.

5.1. Поэмы.

Поэма – это  крупное стихотворное произведение с развёрнутым сюжетом, с образом главного героя (или нескольких главных героев) и разделённое на несколько частей (глав).

В качестве примеров можно привести поэму Пушкина «Руслан и Людмила», поэму Лермонтова «Мцыри», поэму Есенина «Анна Снегина» или его же «Черный человек», а так же многие другие известные произведения русской литературы.

5.2. Сонеты.

Сонет – твёрдая форма стиха, объёмом в 14 строк. Существует множество типов и разнообразных подвидов сонетов. Здесь можно рассмотреть несколько наиболее часто встречающихся видов сонета.

5.2.1. Сонет классический.

Содержит два катрена и два терцета (трехстрочная строфа). Способы рифмовки в катренах и терцетах могут быть самыми разнообразными. Наиболее известны варианты французского сонета (характеризуется попарной рифмой в терцетах) и итальянского (характеризуется отсутствием попарной рифмы в терцетах).
 
Например, формула французского сонета выглядит так:
АББА + АББА + ВВГ + ДДГ.

Для итальянского сонета характернее формула
АБАБ + АБАБ + ВГВ + ГВГ.

Разумеется, в основных обоих вариантах возможны некие иные комбинации. Примеров для данного типа сонетов можно в большом количестве найти у поэтов «серебряного века».

5.2.2. Сонет терцетный.

Содержит 4 терцета и 2 строки (ключ).
 
Пример.
Солнце тихо спускалось по облаку вниз,
С моря дул осторожный и ласковый бриз,
Обещала природа приятный сюрприз.

Обещала весенний прорыв по зиме,
Солнца луч апельсином на талой земле,
Песню счастья тебе, песню радости мне.

Но изменчиво море, природа хитра.
Снова холодом веет, снежинки с утра.
Песня кончилась, нас разлучают ветра.

Если плод не созрел, то весну не зови.
Кто из нас виноват в нерождённой любви?
Ожиданий дурман, вместо бури в крови.

Если холод рассудка вторгается вновь,
Значит, песня пропала, а с ней и любовь.

5.2.3. Сонет шекспировский.

В наше время, пожалуй, наиболее распространённый. Содержит 3  катрена и 2 строки (ключ).
 
Пример.
Летней ночью спокойно и крепко усни,
Зори вечером томно растают.
В ночь властитель-Морфей крутит осью земли,
Ночью ангелы с неба слетают.

Ангел тихо слетел и проник в соловья,
Сладкой трелью тебя он коснётся.
Будут звёзды сиять для тебя, как друзья,
И рассвет лишь с тобою проснётся.

Ты откроешь глаза и на мир поглядишь -
Мир тебе улыбнётся навстречу.
Гомон птиц и грозу, и закатную тишь
Он подарит тебе в тот же вечер.

Для тебя попрошу, уходя в облака,
Что смогу в эту ночь. Ты не знаешь пока.

5.2.4. Онегинская (или пушкинская) строфа.

Отдельного упоминания заслуживает уникальное литературное произведение «Евгений Онегин». Пушкин написал даже не поэму, а роман в стихах. И всё это произведение написано онегинской строфой, а именно особым стилем сонета. Других известных произведений такого уровня нет. Разберем особенность онегинской строфы.

«Мой дядя самых честных правил,      «А»
Когда не в шутку занемог,              «Б»
Он уважать себя заставил               «А»
И лучше выдумать не мог.               «Б»

Его пример другим наука;               «В»
Но, боже мой, какая скука              «В»
С больным сидеть и день и ночь,      «Г»
Не отходя ни шагу прочь!               «Г»

Какое низкое коварство                «Д»
Полуживого забавлять,                «Е»
Ему подушки поправлять,                «Е»
Печально подносить лекарство,          «Д»

Вздыхать и думать про себя:            «Ж»
Когда же черт возьмет тебя!»           «Ж»

И так, до самого конца романа, весь текст написан шекспировским сонетом, где первая строфа зарифмована перекрёстно, вторая - попарно, а третья – опояской (и плюс ключ). Не зря это произведение известно во всём мире и по праву прославляет нашу литературу и наш язык, великий и могучий.

6. Заключение.

Автор надеется, что читатель заинтересуется основами и проблемами русской поэзии, благодаря (и в том числе) данной статье.

Ввиду противоречия краткости предложенного формата и обширности затронутой темы, пришлось рассмотреть только основные, отдельно взятые, понятия этой темы.

Буду рад любым конструктивным пожеланиям и поправкам к предложенному тексту.
Возможно, при определённом читательском интересе, придётся вернуться к данной статье и сделать переработанный вариант, с необходимыми дополнениями.

Конечно, невозможно постоянно сверяться со всеми правилами стихосложения во время творческого  процесса. Но сверять, хотя бы постфактум, свои сочинения с каноническими правилами русской поэзии очень полезно, как для самого создаваемого произведения, так и для общего развития.

Желаю успехов начинающим поэтам.