О некоторых основах стихосложения. Часть 3

Константин Карасёв
В 4-х частях. Часть 3 (продолжение).

3. Основные способы рифмовки.

3.1. Способ сплошной (попарный) в катрене.

Сплошной способ рифмовки – это приём, где рифмуются первая и вторая строка, а потом рифмуются третья и четвёртая строки (АА+ББ). Заглавными буквами обозначены выбранные автором рифмы.

Пример. Восторгался тобой всё нескладно я   «А»
           Красота ты моя, ненаглядная.         «А»
           Привела к тебе тропка узкая,         «Б»
           Красота чудная, нерусская.           «Б»

3.2. Способ перекрёстный в катрене.

Перекрёстный способ рифмовки – это приём, где рифмуются первая и третья строка, а потом рифмуются вторая и четвёртая строки (АБ+АБ).
Пример.  Белеет пару одинокий,               «А»
          В тумане моря голубом!                «Б»
          Что ищет он в стране далёкой?      «А»
          Что кинул он в краю родном?        «Б»

3.3. Способ «опояска» (кольцевой) в катрене.

Способ опояска – это приём, где рифмуются первая и четвёртая строка, а потом рифмуются вторая и третья строки (АБ+БА).
Пример. Как весел грохот летних бурь,   «А»
            Когда, взметая прах летучий,   «Б»
            Гроза, нахлынувшая тучей,      «Б»
            Смутит небесную лазурь…        «А»

3.4. Способы рифмовки в многострочных  строфах.

Для пятистрочных строф наиболее характерны способы рифмовки, где рифмуются между собой первая, третья и четвёртые строки,  а вторая строка рифмуется с пятой (А+Б+А+А+Б).
Пример. Со взглядом этих чудных глаз         «А»
         Я засыпал и просыпался.                «Б»
         Они воспитывали нас,                «А»
         Спасали в самый трудный час         «А»
         Нас всех, но я один остался.          «Б»

Встречаются и иные рифмовки пятистрочника, вроде  английского лимерика - А+А+Б+Б+А. 
           Однажды увидел чудак
             Во сне, что он ест свой башмак.
             Он вмиг пробудился
             И убедился,
             Что это действительно так.
Разумеется, могут быть образованы и другие комбинации рифмовок пятистрочника.

Для строф объёмом в 6 или 7 строк перекрёстных вариантов рифмовки существует, соответственно, ещё больше. Важно только помнить о необходимости соблюдения выбранного размера для рифмующихся строк. Пример семистрочника (А+А+Б+В+В+В+Б).

Как пойдет – никто не знает,     «А»
Где найдёт, где потеряет.        «А»
Что дано – тому и быть.          «Б»
Но одно я точно знаю –           «В»
Надо жить, не отступая           «В»
От пути, где Русь родная,        «В»
Помнить, верить и любить.        «Б»

Здесь использован логаэд. Проведём небольшой разбор по строкам.
1-я строка. Анапест + ямб + ямб.
2-я строка. Анапест + анапест + хорей.
3-я строка. Анапест + ямб + ямб.
4-я строка. Анапест + ямб + ямб.
5-я строка. Анапест + ямб + ямб.
6-я строка. Анапест + ямб + ямб.
7-я строка. Хорей + хорей + анапест.

4. Рифмованный и нерифмованный стих.

4.1. Рифмованный стих.
В данном случае особых пояснений не нужно. Для примера можно взять почти любой стих А.С.Пушкина из школьной программы.
 
4.2. Белый стих.

Белый стих – это форма нерифмованного стиха в силлабо-тоническом варианте стихосложения (обладает размером).
Пример.

Как по морю, да по океану,
По волне голубой, да зелёной,
Шёл Кораблик, трудяга старенький,
В порт приписки из капремонта.

Или.  В каком году - рассчитывай,
       В какой земле – угадывай,
       На столбовой дороженьке
       Сошлись семь мужиков…

4.3. Свободный стих (верлибр).

Свободный стих – это форма нерифмованного стиха, где полностью отсутствует размер, но имеется наличие поэтических строчек.

Пример - известное произведение А.Блока.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.

Другим примером верлибра можно считать «Песнь о буревестнике» М.Горького.