Бриллиантовая рука

Лена Мюрат
Любимое эстетическое кино.

КОНТРАБАНДНЫЕ БРИЛЛИАНТЫ В КОРОНЕ ПОБЕДИВШЕГО СОЦИАЛИЗМА

Предвижу вопрос, которой может задать читатель: «А что в «Бриллиантовой руке» такого уж эстетического?». Ну не бриллианты же к эстетике относить , вместе с крылатыми конями , и халатиками с перламутровыми пуговицами!
Но с момента ее появления на экранах прошло более 50 лет, и с каждым показом по телевидению можно обнаружить что-то принципиально новое. И вот, что мне привиделось при последнем просмотре. Я убедилась, что помимо всего прочего Леонид Гайдай представил развитой социализм (тогда он еще не был застойным) не только как карикатурную дураковину, но и как ослепительно красивое зрелище. Да, основная часть зрителей давным-давно пришла к выводу, что это –эксцентрическая антисоветская комедия с элементами абсурда, глумящаяся над советской идеологией и ее носителями. Да и сам факт того, что золото-бриллианты, везут не из СССР за границу, а наоборот - в СССР, это уже абсурд изначальный. Откровенным стёбом является сама структура "Руки", которая состоит из двух абсолютно неравнозначных по длительности серий: «Бриллиант почти не виден» (1,5 часа) и «Костяная нога» (5 минут) .Однако такое восприятие изменяется под воздействием новых просмотров, а затем и вовсе уступает совершенно иному взгляду на этот фильм. Он-то как раз чисто советский, а не подрывной. К такому выводу меня подтолкнул эстетический облик социализма по-советски. Прежде всего, он – ослепительно белого цвета, он чист, тщательно вымыт, ухожен, убран, хорошо одет (опять же в белое), восприимчив ко всему новому (показ мод), но самое главное – он очень радостный и доверчивый. Да, чуть не забыла, он – огромный, как белый круизный теплоход «Михаил Светлов». И добродушный, как его капитан. На этом фоне серый и невзрачный город контрастов Стамбул (вряд ли кто-то распознал в его роли Баку , кроме тамошних жителей) выглядел в глазах советских людей чистым недоразумением. Все там было узким, обшарпанным, грязным и диким в сравнении с любым нашим приморьем. Ну, кто у нас может заблудиться в кошмарном уличном лабиринте, кто выбрасывает арбузные корки прямо под ноги прохожим , кто выплескивает помои на улицу , кто занимается проституцией с угрозой физического насилия над потенциальным клиентом? Не говоря уже о контрабанде, о которой у нас только слышали, но никогда не видели. Как и заросших шерстью полуголых работников аптеки. Да нет у нас такого! Как нет и сил "зла", способных вызвать отвращение, как на Западе. Наши же контрабандисты до сих пор вызывают не только смех, но и самую что ни на есть советскую гордость. Один только внешний вид Миронова чего стоит! Не отставала от него и ослепительно красивая уголовница Анна Сергеевна (С. Светличная). Наверно, и ее не случайно нарядили в белое – в цвет лучшей социальной системы в мире. Что же касается совсем даже не белых Шефа и Лелика, то этот ход Гайдай применил, скорее всего, намеренно. Мол, есть еще в нашем белом мире отдельные пестрые недостатки. Но даже высмеянная им управдомша Варвара Сергеевна Плющ (Н.Мордюкова) не воспринимается зрителями как отрицательный персонаж. Посмотрите, она же выглядит просто как оперная дива-статная, ухоженная,и одетая в кремплен , по самой последней моде !Но закончим , наконец , с белым цветом, он уже выполнил свою задачу в первой половине фильма, закрепив образ всего советского. Не менее интересно совсем другое – эстетика деталей социализма. Красиво, просто с иголочки , в картине выглядит практически все , от внешнего вида такси , буквально сегодня сошедших с конвейера, и самих таксистов , вплоть до кричащей шикарности ресторанов и магазинов, торгующих такими роскошествами, как мини-халатики с перламутровыми пуговицами ! Если чего-то и нет, то завтра точно появится. Хотя почему завтра? У нас уже сегодня все есть! Не верите – приходите на показ мод с бенефисом элегантнейшего Геши Козодоева! Отведайте дичь в «Плакучей иве», и заодно послушайте отличную диксиленд-группу, превращающую в суперхит первую же исполненную пьяненьким посетителем песню. Или на худой конец, спуститесь в подземный переход, где вы повстречаете советского рокера образца 1969 года с черепом на шее. Помните его заговорщицкое: "Папаша, огоньку не
найдется?". Да и видели ли вы в этом фильме плохо одетых людей? Даже старичок, ходящий как на привязи за управдомом, очень даже нарядный. Уж не потому ли «Бриллиантовая рука» миновала все препоны, вызванные подозрением в оголтелом антисоветизме? Ведь наверняка ее просматривал не только жизнерадостный хитрован Брежнев, но также вечно хмурый Суслов и разные прочие Фурцевы.
Но только всем вышеперечисленным не исчерпывается эстетическое в этом фильме. Есть в нем и фольклорное, что подсказывает фамилия главного героя Горбунков, и маринисткое – всплываюшее на экране постоянно, и колоритное – в виде контрабандистов и представителей наших правоохранительных органов, добрейших и чутких людей с… уголовной наколкой на кисти. Отдельных слов заслуживает музыкальная составляющая этого фильма. Мало того, что саундтрек «Бриллиантовой руки» был приобретен чуть ли не всеми поклонниками картины, так еще и первые клипы мы, похоже, увидели! Разве многие из нас не смотрели «Руку» повторно только из-за умопомрачительных музыкальных номеров Миронова и Никулина ?
Что же касается главного героя, то 100-процентно советский человек Горбунков постоянно превосходит во всем изрядно испорченного Западом, но пока еще симпатичного персонажа Гешу Козодоева. Переродится в злодея он окончательно только на автомойке, где у него внезапно проснется инстинкт убийцы. Возвращаясь к Горбункову, отмечу, что это не только неуклюжий и обаятельный Конек-Горбунок, влипший в неприятности по чужой вине, а в первую очередь – старший экономист в Гипрорыбе, то есть человек занимающий достаточно высокую должность на крупном предприятии. Он воевал, ему позволили выехать за границу, и был бы наш Семен Семеныч на хорошем счету и дальше , если бы не подцепил "заразу", попав за границу. Но нет худа без добра в обществе белого цвета. Заметив первые признаки болезни, Семен Семеныч предпочел не "морально разлагаться", а незамедлительно обратиться к доброй и отзывчивой власти, которая тут же протянула ему руку, пусть и с пистолетом без патронов.
Какие только рассуждения и исследования открывающие глаза поклонникам картины на что-то доселе ими незамеченное , мне не приходилось читать ! Кто-то усматривает в бриллиантах встроенные в организм советского человека инородные тела, своего рода чипы, заставляющие "наших людей" разлагаться под тлетворным влиянием Запада. Кто-то и вовсе подвергает "Бриллиантовую руку" профессиональному глубокому психологическому анализу по методу дедушки Фрейда. А кто-то особо испорченный даже усматривает в отношениях горе-контрабандистов Геши и Лелика ярко выраженную "нетрадиционность" с садомазохистким уклоном.
Ну разве не высокая наблюдательность обеспечила вывод, что Лелик, каждый раз с диким гоготом демонстрирующий Геше свои кулачищи, подтверждает запретную с ним связь словами "буду бить аккуратно, но сильно ." И бедный Козодоев, у которого сначала подбит глаз, а потом деформировано ухо , не расстается ни на секунду со своим палачом. Потому что они любят друг друга! А как иначе понимать сцену в порту, когда Лелик провожает Гешу за границу. Он целует его взасос, а потом отворачивается и трогательно бросает ему: «Не надо, иди». Видимо, ожидая ответного поцелуя. Со всем этим можно, конечно, не соглашаться, но сегодня мы говорим об эстетике в фильме, не забывайте. И даже надуманное – следствие широкого присутствия эстетики в «Бриллиантовой руке».
Подводя итог вышесказанному, спешу подчеркнуть, что «Бриллиантовая рука» не может восприниматься однозначно. Ни как талантливая антисоветская хохма, ни как интеллектуальный аттракцион. Слишком уж многослойным оказался этот пирог, и слишком много ингредиентов было использовано для его создания. Так что нам его еще кушать и кушать, испытывая все новые и новые вкусы и ощущения.