Мне было стыдно - ред

Симона Тешлер
               
               
    При поступлении на учебу, племянник Саша прошел               
отборочный конкурс в одну из лучших школ. Наблюдая за               
ним, на всякий случай, моя однокурсница Люба сообщила,               
что на стимулы для первого класса дал собственные,               
но тоже правильные ответы.
    Через два года для углубленного изучения языков               
родители перевели его в новую еврейскую школу1, где я               
тогда работала психологом.
    Пока его папа и мама занимались научными изысканиями,               
предоставленный себе Саша искал свое и вскоре, увлекшись               
древними традициями, стал приобщать к ним и родных.               
    Обычно он входил в мой кабинет на первой перемене.
За ним тихо держался его друг А.,что был почти на голову
выше. После трагической потери родителей, он жил с любящей,         
но уставшей от тягот бабушкой и никак не мог прийти в себя.
Мало общался cо сверстниками, взрослым и вовсе не отвечал на
вопросы.
И я была рада, что посещая с Сашей мой кабинет, уже и сам
перекидывался со мной парой фраз.
    Поглядев по сторонам, Сашка начинает выпрашивать. 
   
   -  Дашь на булочку пятнадцать копеек?               
(На то, что давали дома, у него были свои планы).
   -  Дам!   

И,подойдя ближе,уже шепотом мне на ухо.               
   -  А сироте?          
   -  Обоим!               
   
   Получив требуемое, ребята заметно веселели и убегали.
Саша дожидался меня после занятий, и мы с удовольствием               
шли пешком, дружно щелкая семечки и что-то увлеченно
обсуждая.               
  Он первым неожиданно делился тем, что заинтересовало,
 и я,на удивление, этим тоже заражалась. У каждого               
   появлялось               
свое мнение.               
   Может, за это качество - задаваться вопросами и страстно               
увлекать ими других - к нему и тянулись ребята?               
Притом, к лидерству c шумным выяснениям отношений               
пятиклассников особо не тяготел.               
     Поэтому не знала, что и думать, когда дежурная по
двору учительница прибежала ко мне с криком: “Скорее!               
Ваш  племянник устроил драку во дворе, не остановить!               
Еще и полкласса с ним напали на одного! “
  Не веря, бегу во двор, а там и, правда, куча мала на
одном охающем ученике.
Оттаскиваю, не разбираясь!
   
   - Что делаете?! Как не стыдно всем на одного!
А к Саше пришлось применить и несколько шлепков, чего
никогда не разрешала ни учителям, ни воспитателям. Они               
и смотрят с любопытством, собравшись вокруг.               
И тут слышу, как оба "врага" плачут. Пострадавший весь               
в синяках. Успокоив его, попросила кого-то из учителей
отвести парня в медпункт.
Сашу, темного от размазанных слез, нельзя было успокоить! 

- Ты несправедливая! Не хочу мыться! Не хочу зеленку!
Он издевался над сиротой! Дразнился: “Сдохли твои               
папа и мама! И ты тоже сдохнешь!” А А А
   
Возмущались и другие мальчики, что тот ни с того, ни с
сего сорвался подначивать А.”грязными словами”, а он               
молчал в ответ.               
Сам А. сидел отвернувшись на пеньке в конце двора. Он               
не плакал и не жаловался.
      В этот день Саша не хотел идти со мной домой, как               
ни извинялась, объясняя, что не могла поступить иначе
перед глазами учителей. Какие лакомства охочему до них
пацану ни обещала. Всю дорогу он держался на квартал               
позади, никак не реагируя. Мне было стыдно.
____________
1 Школа не была
религиозной, но давала культурные знания по иудаизму).