Взятка

Зинаида Попова
Я задала вопрос в интернете: «Что такое «Взятка?». Мне пишут: «Собираетесь дать взятку? Этому учиться надо». Это точно. Это целая наука. Но обо всём по порядку.
Да, действительно, есть на Руси старинная традиция – взятка. Взяточничество, как вид преступной деятельности, было приравнено к убийству и воровству только в 19 веке. Я уверена, что многим из Вас приходилось или благодарить, или «откупаться». Попросту «давать на лапу», как говорят в народе. Но подарок и взятка – разные понятия. Все мы знаем, что дача взятки – преступление. Но ведь как велик соблазн решить все свои дела быстрее и дешевле… Мы иногда благодарим врачей за качественное лечение или учителей за интересные уроки и глубокие знания. Что покупаем? Простой народ чаще всего - коробку конфет, цветы. Ну, а у кого деньги куры не клюют, те « отваливают», не считая, миллионы. В официальных источниках сообщается, что подарок не должен превышать 3000 рублей. Когда же обычный подарок становится взяткой?
Если взятка связана со служебным положением. И в советское время давали и брали взятки. Но в то время всё было гораздо скромнее и человечнее. По-моему, это случалось с чиновниками нечасто. Или, возможно, нам об этом не говорили. В наше же время коррупция процветает махровым цветом. Сегодня взятку относят к категории опасных видов преступления. В «Новостях» и в печати все чаще сообщается о задержании высокопоставленных чиновников за взятки и возбуждении уголовного дела против них. Взятки берут и дают лица, занимающие руководящее положение в органах власти и частных структурах. Страшно подумать, что крадут даже миллиарды. Почему-то иногда бытует мнение, что давать и брать взятку можно, но не деньгами, а «борзыми щенками» - путёвку на курорт, ремонт квартиры, КамАЗ кирпича или щебня… Это тоже преступление. Но уголовная ответственность не пугает чинуш в нашей стране. Почему? Всё потому, что власть и законы у нас слишком гуманные. Домашний арест, лет 5-6, ну самое большее 8 лет тюрьмы. Штраф за вымогательство до одного миллиона рублей или исправительные работы на 1-2 года. Я совсем не понимаю, когда же наши чиновники насытятся краденым? Неплохо было бы потрясти по сусекам у всех чиновников, и тогда, я уверена, наша страна сразу бы вышла из кризиса, нашлись бы деньги и на более достойную пенсию стариков, и на дороги… Хорошо в Китае с этим. За последние двадцать лет они расстреляли только 20 тысяч чиновников. Поэтому, прежде чем протянуть руку в карман государства или дать взятку, они тысячу раз подумают. А стоит ли? Пронесёт или нет? А жить всем хочется.
Но давать и брать взятку может не каждый. Только тот, у кого с совестью – проблемы, точнее, у кого совсем её нет. Надо уметь кому-то заискивающе улыбнуться, а иногда многозначительно посмотреть. И этого иногда бывает достаточно. Мы часто видим подобное в фильмах и возмущаемся: «Почему такие показывают фильмы, где одни убийства, грабёж, секс и взяточничество?» К сожалению, какая жизнь, такие и фильмы. С экранов телевизора мы видим, как чиновник деликатно делает намёк на получение взятки. Или: в ответ на какую -либо просьбу чиновник говорит, что у него нет таких полномочий её решить. В то время, как мимикой или жестами он показывает, что решение данного вопроса возможно. В таком случае сумма не озвучивается, а пишется на бумаге. Это целая наука давать и брать взятку. Главное, что оба остаются довольны.
К сожалению, и я не без греха. За свою долгую жизнь я тоже давала два раза взятку. Один раз – пьяному омоновцу. Это было давно, в 90-е годы, когда в стране не было никакого порядка, не работал никакой закон, и каждый выживал, кто как мог. В то время мы ездили за товаром в Москву. Приезжали и уезжали в один день. Всегда уезжали с Ярославского вокзала. Здесь всё было просто и знакомо. Но очень редко приходилось на обратный путь брать билеты с Курского вокзала. Он огромный и самый многолюдный. Но не это главное. Закупив товар на рынке, мы приехали пораньше. Ведь надо взвесить сумки, уплатить за лишние килограммы. А я оставила денег 30 рублей, на питание. У стены, тут же, стояли весы, омоновцы взвесили мои сумки. Оказался перевес всего шесть килограммов. Это сущие пустяки. Явно, ждали взятку. Они были навеселе. Здесь такое доходное место!
- Идите в кассу, платите деньги, иначе не сядете на поезд,- сурово проговорил солдат.
А это надо заплатить четверть стоимости билета. Что делать? Денег у всей нашей группы в обрез. Только на еду, как обычно. Я пыталась уговорить омоновца. Но он был непреклонен. И когда объявили посадку, я тоже пошла на платформу. «Что будет»,- думала я. Но не тут-то было, и здесь контроль. Стоит омоновец, еле держится на ногах. «Эй, ты, женщина, твой жетон»,- промямлил он на ломаном русском. – «У меня жетона нет»,- «На посадку не пущу! И точка!» Я совсем растерялась. Потом он протянул руку. Я дала ему десятку. Он взревел: « Мало!». – «Но у меня нет больше»,- взмолилась я. - «Ладно, проваливай»,- милостиво поговорил он. Так я дала первую взятку.
А второй раз, когда я отдыхала в санатории. Со мной жила компанейская женщина, очень общительная и пробивная. Она через день посещала бассейн. Мне тоже очень хотелось поплавать, потому что всё лето было дождливое и холодное. Как-то вечером Ирина меня спросила: «А ты врачу коробочку конфет хороших не подарила?» - «Нет»,- отвечаю я в недоумении.- «Эх, ты, надо было сразу ей преподнести, и ты бы получила лечение, какое захотела».- «Но я никогда этого не делала и не знаю, как»,- растерянно проговорила я. – «А я тебя научу, что сказать». На следующий день я поплелась в магазин за конфетами. «Коркунов – хорошие конфеты,- подумала я,- вот только как мне их вручить?» До ужина оставалось часа полтора. Я взяла конфеты и спустилась вниз. Постояла с полчаса у кабинета врача, но зайти не решилась. Начала прогуливаться мимо кабинета. «Вот дура,- думаю,- зачем я согласилась на это?» И когда все больные к ней на приём прошли, мне пришлось зайти. Я напрочь забыла, чему меня учила соседка, что говорить и как. «Это Вам к чаю», - сказала я и вылетела пулей из кабинета. А бассейн она дала только в конце отдыха.. Да я и не просила.
Апрель, 2021г.