О некоторых основах стихосложения. Часть 2

Константин Карасёв
В 4-х частях. Часть 2 (продолжение).

2.3. Метр.
Метр – это упорядоченное чередование ударных и безударных слогов или соединение стоп одного вида в стихотворении.

2.4. Размер.

Размер – это метр плюс заданное и определённое количество стоп (чаще одинаковых, но иногда различных). Обычно, размер и метр, как понятия сходные, в обиходе взаимозаменяемы, хотя фактически это не одно и то же.
Пример. «Евгений Онегин» написан размером, который определяется, как четырёхстопный ямб.

2.5. Стих.

Стих (канонически) – это одна стихотворная строка. Стихотворение – заданный набор стихов. В настоящее время каноническое понятие «стиха» является неким анахронизмом и в просторечии заменяет собой термин «стихотворение».

2.6. Строфа.

Строфа – это группа строк составляющих промежуточное композиционное единство. Строки в строфе связаны определённым расположением рифм (кроме белого и свободного стиха).

В текстах, для удобства чтения, строфы разделяются между-строфными пробелами. В просторечии строфу иногда называют куплетом. Хотя куплет – это уже термин из тексто-музыкального (песенного) произведения.

Строфа может быть четырёхстрочной (катрен), пяти-, шести- и более строчной. Наиболее распространены катрены и пятистрочники.

2.7. Логаэд.

Логаэд – это смешанный стиль упорядочно-чередующегося расположения разных стоп в строке или строфе.

Пример. Не и*щу я* больше зем*ного*клада*.
         Хорей+хорей+дактиль+хорей+хорей.

Или:  По холмам*круглым и*смуглым*,
      Под лучом*сильным и*пыльным…
       Анапест + дактиль + хорей.

У поэтов неопытных это, зачастую, ведёт к нарушению ритмической конструкции стиха. Дабы этого не произошло, необходимо соблюсти данный смешанный размер (логаэд) во всём стихе или, хотя бы, в одной из его частей (строф).

Иногда неумелое использование логаэда ведёт к образованию так называемых «распадающихся» гласных. Поясню: в строке расположено слово, в котором при отдельном (вне стиха)  употреблении есть чётко обозначенная ударность. Но находясь в составе строки, такое слово нарушает ударный стиль строфы.
Поэтому, при фонетическом прочтении данного слова, надо либо правильно его ударять (что ведёт к нарушению ритмики основной части стиха), либо, сохраняя ритмику, неправильно ставить ударность этого слова. Для начинающих поэтов, это очень типичная ошибка.

Пример. Крутится*,вертится*,хочет у*пасть,
         Кавалер*барышню*хочет у*красть.

Здесь слово «кавалер» приходится произносить с ударением на первом слоге, чтобы сохранить ритмику стихотворной конструкции. Либо произносить это слово с правильным ударением, нарушая фонетическую ритмику.

Или: …С печатью муссонов, пассатов
       И подписью южных морей,
       И не было среди пиратов
       Отважней его и храбрей.

Здесь, в слове «среди» для сохранения ритмики необходимо ставить ударность на звуке «е», тогда как, если произносить это слово верно, то надо ставить ударность на звуке «и». В данном случае «е» - это распадающаяся гласная.

2.8. Дольник.

Дольник – это вид тонического стиха, где в строчках совпадает только число ударных слогов, а количество безударных слогов между ними колеблется.

Пример. Девушка пела в церковном хоре     4 ударных + 6 безударных
        О всех усталых в чужом краю.      4 ударных + 5 безударных
        О всех кораблях, ушедших в море,  4 ударных + 6 безударных
        О всех, забывших радость свою.    4 ударных + 5 безударных

Для дольника тоже достаточно велика предрасположенность к образованию распадающихся гласных, хотя, при хорошем поэтическом слухе, этого легко избежать.
Мастера стихосложения такие моменты проходят даже не задумываясь, но для начинающих поэтов лучше выдерживать определённый классический размер – так проще избежать тяжеловесности стиха.