Перевод пьесы Р. Бхарадвадж Страна в шкафу

Анна Марусик
(В соавторстве с А. Бородачева и В. Плис)

СЦЕНА 1

На сцене полная темнота.

ОНА. Пожалуйста, снимите мне повязку с глаз. Пожалуйста, снимите мне повязку.
ГОЛОС. Не сейчас.
ОНА. Где вы?    /пауза/   Где вы? !
ГОЛОС: Заткнись!
ОНА. Кто вы? Я могу поговорить с главным?
ФИЛОСОФ. Я здесь главный.
ОНА. Где мы?
ФИЛОСОФ. Мы справа от вас... и слева. Он справа, я слева. От вас наоборот: я справа, он слева. И наоборот
ОНА: Снимите с меня повязку, развяжите меня!
ГОЛОС: \удар\ Заткнись!
ФИЛОСОФ. Может быть, я с ней поговорю?
ГОЛОС. Ты поговоришь, я поговорю... Какая разница.
ОНА. Позвоните моему адвокату. Меня вытащили из постели...
ФИЛОСОФ. Не стоит беспокоиться. Мы разберемся. Вы не пробудете здесь дольше, чем необходимо.
ГОЛОС. Я пошёл, меня уже тошнит от этих розовых соплей. /Слышны удаляющиеся шаги/ Bonne noit /смеется/
ОНА. Где вы? \пауза\ Вы что ушли?
ФИЛОСОФ. Я здесь \испуганный вскрик\. Я напугал вас? Прошу прощенья. Минутку. Я включу свет. И давайте снимем с вас повязку.

Включается яркий внезапный свет, сопровождаемый звуковым эффектом с реверберацией.

ОНА. Сколько я здесь? Какой сегодня день?
ФИЛОСОФ. Следующий день. Одна ночь.
ОНА. Меня сюда привели вчера вечером. Вернее, ночью. Я думаю это было прошлой ночью... две ночи как две недели.
ФИЛОСОФ. Нет. Вас привели вчера ночью.
ОНА. Вы здесь главный? Я была в постели, когда они ворвались в мой дом. Один тыкал в меня оружием, другой завязал глаза и засунул кляп в рот. Меня выволокли из дома. По пути сюда ... меня лапали... меня щипали, дёргали за волосы, мне выкручивали руки и ноги. Потом засунули в какую-то тесную комнату... Она была не больше, чем шкаф./пауза/ Мне не показали ордер на арест, мне не дали связаться с адвокатом или кем-либо ещё. Почему я здесь?
ФИЛОСОФ/открывает досье/. Здесь указано, что вы детский писатель. Что-нибудь ещё вы пишете?
ОНА. Что, например?
ФИЛОСОФ. Политические тексты, например.
ОНА. Нет. Я ничего не понимаю в политике.
ФИЛОСОФ. Хорошо. Лучше вообще ничего не знать, чем знать и делать неправильно или вполноги. Так вы не состоите ни в какой подпольной организации?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. И ваши тексты не о политике.
ОНА. Я пишу для 7-8-летних детей.
ФИЛОСОФ. Дети очень легко поддаются влиянию. Знаете, с ними можно делать что угодно, если делать это играючи. Кто это сказал?
ОНА. Бисмарк,/он улыбается, почти сочувствующей улыбкой/ но это смешно!
ФИЛОСОФ. Ну... Может быть, мы допустили ошибку. Это нечасто бывает, но все-таки случается... когда люди выпили лишнего, и свернули не на ту улицу...
ОНА. Не на ту улицу?
ФИЛОСОФ. Я приношу искренние извинения. Вы можете идти.
Может мне следует добиться официальных извинений?
ОНА. Как это?
ФИЛОСОФ. Письмо от нашей организации, в котором говорится, что мы допустили ошибку. Пусть руководство извинится за ошибку.
ОНА. Сколько на это нужно времени?
ФИЛОСОФ. Да нисколько.
ОНА. Вы допрашивали меня как преступницу... прекрасно зная, что будет нужно извиняться?
ФИЛОСОФ. Таковы правила. Никогда нельзя быть полностью уверенным.

Она возвращается на место. Дверь за ней закрывается. Музыка тревожная. Звук холодного ветра.

ФИЛОСОФ. (отдает пиджак) Нет, я настаиваю. Я уже привык. (наливает из термоса) Я видел вас в последний раз два года назад, кажется. Вы давали автографы в магазине на Третьей улице...
ОНА. Простите, я не хочу с вами разговаривать.  Думаете ваших извинений будет достаточно? Я подам в суд, особенно на него.
ФИЛОСОФ. Что вы сделаете? Против кого?
ОНА. Я сказала, что буду жаловаться на него. Того, другого, который был здесь. Я не видела его, но я знаю его голос.
ФИЛОСОФ. Как он звучал?
ОНА. Как засорённая канализационная труба.
ФИЛОСОФ. Мужчина с глухим... булькающим голосом. А что он делал? Он изнасиловал вас?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. А, только приставал, верно?
ОНА. Да.
ФИЛОСОФ. Странно. Вообще-то, никто из наших арестованных такую жалобу не подавал. У нас работают профессионалы.
ОНА. Я не лгу.
ФИЛОСОФ. Да, но, может быть, вам это показалось?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. После одного дня в тюрьме вы сказали, что провели здесь две недели. Почему писатели хорошо пишут? Воображение.
ОНА. Да какое воображение! На мне синяки остались!
ФИЛОСОФ. Но вы его не видели?
ОНА. Видела ли я его? Я его чувствовала!
ФИЛОСОФ. Хорошо. Не волнуйтесь. Мы разберемся. Это чай с ромом. Ром согревает, правда? /пауза. Он листает бумаги/
ОНА./раздраженно/ Как долго мне ждать письма?
ФИЛОСОФ. Какого письма?
ОНА. Ну... Официальных извинений.
ФИЛОСОФ. А, это.
(достает из ящика письмо и отдает)
ОНА. Так письмо всё время было у вас?
ФИЛОСОФ. Да.
ОНА. В какую игру вы играете?
ФИЛОСОФ. Я не играю ни в какую игру.
ОНА. Но вы заставили меня здесь ждать.
ФИЛОСОФ. Перестаньте выдумывать. Вы решили подождать сами. А я не сказал, что оно у меня?
ОНА. Это безумие. Вы пьяны? Здесь все сумасшедшие?
ФИЛОСОФ. Вы лучше следите, что говорите... У стен есть уши.

Она срывает с себя пиджак и бросается к двери.
 
ОНА. Откройте дверь! У меня есть письмо с извинениями! Откройте!
ФИЛОСОФ. А мёрзнуть зачем?? (бросает в нее пиджаком) Лучше наденьте это. Возможно, вам придется провести здесь ещё немало времени.
ФИЛОСОФ. Почему вы не ушли, когда могли?
(слышно свист)
ОНА. Кто это?
ФИЛОСОФ. Я ничего не слышу. Вам снова что-то кажется.

(Удар об дверь изнутри, дикий вопль)

ОНА. Мне нужно связаться с адвокатом.
ФИЛОСОФ. Вы не можете позвонить адвокату или кому-нибудь ещё. Вы должны доверять нам. Я - лишь маленький винтик большого механизма... как и вы, но вместе мы должны найти истину. Я помогу вам, как смогу... но вся ответственность лежит на вас. Заведомая ложь не будет прощена. Хотя вы так мило врете. Случайные ошибки будут встречаться с твердой добротой... и степень твердости решать мне. Лучше всего сообщить нам правду... и не смотреть на меня как на врага, а на себя как на жертву. Помните, мы оба ищем правду... и я ваш друг, помощник в этом поиске... я ваш философ и ваш проводник.

(она медленно возвращаются за стол)

ФИЛОСОФ. /вертит в руках ее книгу/"Учимся летать"... "Дерево с сокровищами"... "Кот с зелеными крыльями"...
ОНА. Очень политические тексты.
ФИЛОСОФ. Да, вы правы. Это невинные сказки.
ОНА. Я же говорю вы совершаете ошибку.
ФИЛОСОФ. Нет, это невозможно.
ОНА. Вы что, не допускаете ошибок, вы непогрешимы?
ФИЛОСОФ. Не я лично. Возможно это действительно не тот след. Не может быть, чтобы вы попали сюда ни за что.
ОНА. Будете что-то изобретать, чтобы оправдать мой арест?
ФИЛОСОФ. СТРАНА В ШКАФУ (передает рукопись)
ОНА. Я ещё это не публиковала. Откуда оно у вас? Вы обыскали мой дом, да?
ФИЛОСОФ. Расскажите мне про эту книгу.
ОНА. Почему бы вам не прочитать её?
ФИЛОСОФ. Мне интересно, как писатель сам рассказывает о своей работе. Скрытый смысл...
ОНА. Вы знаете, когда пишешь для детей, нужно писать прямо, никаких скрытых смыслов.
ФИЛОСОФ. Дети очень чувствительны.
ОНА. Мои истории радостные, безвредные, просто веселые. В них столько же глубины, сколько в карамельке. /пауза/ Вы всё разнесли у меня дома?
ФИЛОСОФ. Не волнуйтесь, все в порядке. Они даже прибрались, когда уходили. Там была кровь в туалете. У вас что, сейчас менструация?
ОНА. Это не ваше дело.

Хватает ее и проверяет, она от неожиданности не успевает сопротивляться. Убегает в угол.

ФИЛОСОФ. Я так и думал, что нет. Видите? Проще отвечать на мои вопросы. Может быть, вы чем-то больны? И хотите мне об этом сообщить? Может быть, вы принимаете лекарства? Отвечайте на вопросы, будьте паинькой... и обещаю, я больше этого не сделаю.
ОНА. Не называйте меня паинькой.
ФИЛОСОФ. Я жду, когда же писатель расскажет о своей работе.
ОНА. "Страна в шкафу" - это история про девочку, которую мать запирает на целый день в шкафу. Девочка представляет, что одежда в шкафу её друзья. И там можно замечательно провести время... с друзьями... и шкаф превращается в солнечный луг... с волшебными цветами и земляникой. Когда мать должна прийти с работы... симпатичный петух, который на самом деле всего лишь нарисован на шарфе... предупреждает её. Он кричит, кукарекает, и тогда одежда возвращается обратно на вешалки... а девочка сидит тихо, как мышка, и ждет, когда мать выпустит её из шкафа.
ФИЛОСОФ. Забавная история. Сильно отличается от "Летающей коровы" и " Кота с зелёными крыльями". Вы были одиноким ребёнком? Нет братьев или сестер?
ОНА.  Нет, только мать и я.
ФИЛОСОФ. Но мать уделяла вам не слишком много внимания.
ОНА. Она не то чтобы не хотела, у неё было много работы... и ещё были литературные чтения каждое воскресенье.
ФИЛОСОФ. Но вы по-прежнему одиноки, верно? Я не верю одиноким людям. Вечные зрители в театре жизни. Наблюдают. Ждут. Вы боялись матери?
ОНА. Нет. Мы были близки.
ФИЛОСОФ. Да. В прошлом году вы были рядом с ней, когда она умирала.
ОНА. Что?
ФИЛОСОФ. И обвинили её в том, что она не обращала на вас внимания. (включает запись на диктофоне) «Я сделала всё, что ты просила. Всё, что я смогла сделать. Но тебя никогда не было рядом, ты никогда не замечала меня.» А потом вы выбежали из больничной палаты. В ту ночь ваша мать умерла?
ОНА. Вы шпионили за мной. С прошлого года, а может и раньше. Почему?
Почему вы записывали мои личные разговоры? Я сказала это по ошибке! Это часть какого-то плана?
ФИЛОСОФ. Все беседы во всех больницах записываются без всяких исключений. Так мы узнаем о чувстве вины, тайне исповеди, обо всем. Почти всегда это сентиментальная ерунда, которая стирается... но разговоры писателей, публичных деятелей... не стираются никогда. Таковы правила.
Итак... скажите мне... чего не замечала ваша мать?  /не отвечает/ Чего не замечала ваша мать? /молчит настойчиво/ Чего не замечала ваша мать?
(хлопок по ушам, гул, эхо)
Не притворяйтесь. Да ладно вам, я еле коснулся. Не притворяйтесь. Некоторым глаза выжигают сигаретами.
ОНА. Вы это собираетесь делать?
ФИЛОСОФ. Я не курю. Пройдет. Локти на колени. Слегка прикройте уши. Лучше? Продолжим?
ОНА. Воды, пожалуйста.
ФИЛОСОФ. Если ответите на мой вопрос. Чего не замечала ваша мать?
ОНА. Матери и дочери всегда спорят. Со временем нельзя вспомнить, о чём они спорят. Не бейте меня.
ФИЛОСОФ. Не волнуйтесь. Вы вспомните. Вспомните со временем. Давайте продолжим о вашем "Мире в шкафу". Ребёнок, запертый в шкафу матерью... Он представляет, что одежда - это её друзья и играет с ней. Симпатичный петух говорит, что мама приходит домой. Одежда возвращается на вешалки, а девочка надеется, что её выпустят. Так?
ОНА. Да.
ФИЛОСОФ. Почему девочку заперли в шкафу?
ОНА. Я не знаю. Никогда не думала об этом.
ФИЛОСОФ. Так подумайте сейчас.
ОНА. Может быть, она съела слишком большой кусок торта... или испачкала любимое платье матери.
ФИЛОСОФ. И за это ребёнка заперли в шкафу. Это не чересчур? Страна в шкафу - это место, куда люди отправляются для тайных встреч. Одежда не оживает, пока девочка не одна. А потом петух, который стоит на стрёме... подает сигнал остальным, что нужно разбегаться. А потом мать возвращается, не видя таким образом ничего, правильно? Девочка мученик, мать тиран. Вы симпатизируете девочке потому что она ненавидит власть. Вам не нравится моё толкование?
ОНА. Нет. Потому что это ваше толкование. Я не знаю, что люди видят в моих книгах... некоторых, возбуждает Библия. "Страна в шкафу" обычная история для детей.
ФИЛОСОФ. Да? Так просто. Я думаю... Скелеты гремят костями в вашем шкафу. Там люди прячут свои интрижки и секреты. Прячут свои инстинкты, как прячут это в подвале или под кроватью ночью.
ОНА. Во всех детских книгах есть элементы ужаса. Злые драконы, коварные ведьмы. Я выбрала обыденный предмет. Шкаф вместо монстра. Вот и вся разница. Обвинять детских писателей в намёках на извращение невозможно, дети не понимают этого, их это не интересует.
ФИЛОСОФ. - Дети гораздо лучше всё понимают, чем вы думаете. Вы виновны в том, что хотели обратить их в свою веру, заставить думать, как вы. Это то, что вы пишете в своих книгах - подмена понятий. Дети очень чувствительны к подтексту, а его много в ваших сказках.
ОНА.  - Это глупо!
ФИЛОСОФ.- Как это глупо? Вы политик.
ОНА. - Нет.
ФИЛОСОФ. Какие цели вы преследуете?
ОНА. Я просто пишу!
ФИЛОСОФ. Вам нравится, когда ребенка запирают в шкафу?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. Что вы от этого испытываете?
ОНА. Ничего.
ФИЛОСОФ.- Вы поддерживаете подпольные группировки?
ОНА. - Нет. Я не разбираюсь в политике.
ФИЛОСОФ.- Вы поддерживаете нас? Поддерживаете то, что мы делаем во имя мира?
ОНА. - Я просто пишу

Он медленно достаёт пепельницу и сигарету и закуривает.
ОНА. Вы же говорили, что не курите.
ФИЛОСОФ. Это моя первая сигарета. Кто заказал вам эту книгу? Если это не ваши эротические фантазии, то чьи?  Где эта Страна в шкафу? Что за мужчина из шкафа? Что это за одежда, которая оживает? У нас есть пара подозреваемых - воспитатель и учитель физики. Кто из них симпатичный петух? Как он узнает о возвращении матери? У нас есть свои подозрения. (она выбивает сигарету, обжигая руку) Я надеюсь, вы не активист движения против курения? (ушел не надолго, дает лед) Вот так. В этом не было необходимости. Если я решу сделать вам больно, вы будете об этом знать. Вас сломает не боль, а ожидание боли. Вы изменились. Возьмите. (отдает бутылку, она пьет, там что-то жгучее, выплёвывает)
ФИЛОСОФ. Ещё?
ОНА. Зачем вы это сделали?
ФИЛОСОФ. Никогда не доверяйте незнакомцам. Разве мать вам об этом не говорила?
ОНА. Нет, не говорила. Дайте воды.
ФИЛОСОФ. Подпишите это.
ОНА. "Я признаю, что моя книга "Страна в шкафу"... это аллегория описания извращений, призывающая к неподчинению законам, нарушению порядка. Моя цель была дезинформировать читателя, смоделировать неправильное мышление у детей. Петух - это….". Я не могу это подписать.
ФИЛОСОФ. Почему?
ОНА. Это ложь! Это абсолютная ложь, и даже если я подпишу... откуда я знаю, что на этом всё закончится? Ведь будет продолжение. Другая ложь - не так ли?

ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Девочка в шкафу знала, что можно открыть дверь и выйти. Но она упустила этот шанс... Если она себя плохо вела -  злой человек не давал ей пить. Ей так хочется пить, что она готова пить мочу. И ребёнок в шкафу закрывает глаза... и представляет себе, как она улетает из этого ада. Она знает, что есть проход, ведущий из этого ада... и эльфы там оставили огромный кувшин холодной свежей воды для неё. И я представляю, что пью эту воду, и ад остается далеко позади.

СЦЕНА 2

ЗТМ

МУЖСКОЙ ГОЛОС. По статистике 96,8 % всех женщин, носящих черное нижнее бельё, это шлюхи "из шкафа". По статистике 97,3 % всех женщин, которые любят черное нижнее бельё, это шлюхи "из шкафа". По статистике 99,10 % всех женщин, которые любят черное нижнее бельё, это шлюхи "из шкафа". Знаете ли вы, что по статистике 105,9 % всех женщин, любящих черное нижнее белье, это шлюхи "из шкафа"?

/Она просыпается. Два луча света в форме глаз плавают по комнате. Она пытается спрятаться от них/

Нет, от нас не спрятаться, красотка. Почему ты не сдаешься? Эти двери не открываются. Но разве ты этого не знала? Можно выйти через дверь, можно войти через дверь. Маленькие двери специально для маленькой девочки. Можно выйти через дверь, можно войти через дверь. Маленькие двери специально для маленькой девочки, которая дерзит.
ОНА. Отдайте мне мою одежду!
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Признайся или отдайся! Что тебе больше нравится, красотка? Кстати. Когда у тебя был последний раз? Наши друзья, наблюдатели за соседями... говорят, что это было примерно два года назад... с каким-то парнем.
ОНА. Прекратите, прекратите!
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Даже в пузырьках от шампанского больше жизни, чем в твоём сердце. Ты окаменелое ископаемое. Ты фригидна. Мы это знаем, мы видели это. У тебя ничего не получается. Ты ненормальная. Ты пустая. Ты больная. Ты плохо себя вела. Ты всегда была плохой. С самого начала. Вот почему мать тебя не замечала. Вот почему мужчины не хотят тебя. Кому нужна холодная, ничего не чувствующая шлюха? Им хотелось просто хлопнуть дверью и уйти. Им хотелось просто хлопнуть дверью и уйти.

Пожалуйста, встаньте перед изображением. Пожалуйста, встаньте перед изображением. / включается проектор/ Вы обвиняетесь в заговоре против мира, порядка и спокойствия. Ваша "Псевдо Нарния" - это извращенная пропаганда для того, чтобы отравить сознание детей. Все официальные обращения для вас невозможны. Вы лишены всех прав. Наша минимальная цель - заставить вас подписать признание. Наша максимальная цель будет зависеть от успеха минимальной. У вас нет имени, нет личности. Отныне вам присвоен номер AБ234.

/всё разом погасло, свет включился/

ФИЛОСОФ. Что здесь произошло? Где ваша одежда? Что с вашим лицом? ОНА. Наверное, ваши друзья решили повеселиться.
ФИЛОСОФ. Никого нельзя подвергать унижениям... вне обычной процедуры допроса. Прошу прощенья. Я разберусь. /отдаёт ей пиджак/Хотите чаю?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. Сейчас меня сменит тот другой. /снова связывает руки ей/ Я советую прямо отвечать на его вопросы. Он не очень терпеливый. Но не волнуйтесь. Всё будет хорошо.
ОНА. Нет! Не надо повязку, пожалуйста!
ФИЛОСОФ. Вы что, боитесь темноты?
ОНА. У меня такое ощущение...
ФИЛОСОФ. Какое?
ОНА. Лучше вы меня допросите. Мне не нужен тот, другой.
ФИЛОСОФ. - Мы работаем посменно.
ОНА. - Почему нужно завязывать глаза?
ФИЛОСОФ. Потому что мы не хотим, чтобы его потом опознали. Это его работа.
ОНА. Я ничего не скажу. Я обещаю.
ФИЛОСОФ. Расслабтесь. Я должен это сделать. Я не хочу применять силу.
За мной ведь тоже наблюдают /на ухо ей/.

Приходит некто в плаще, лица не видно. Свет меняется.

ГОЛОС. Заключённая AБ234.
ОНА. Опять этот голос.
ГОЛОС. Привееет /он бьет ее, снимает шляпу, мы видим того же самого человека/
ГОЛОС. Кто этот симпатичный петух? "Когда часы пробили пять... симпатичный петух проснулся. С работы возвращается мама. Девочка в шкафу играла с пальто и его детьми перчатками. Симпатичный петух встрепенулся и собрался было предупредить, что идет мама. Кто этот петух, заключённая AБ234?
ОНА. Он просто герой моей книги.
ГОЛОС. Говори правду.
ОНА. Я не знаю. Я не знаю.
ГОЛОС. "Я не знаю, я не знаю... Я не хочу того, другого" /помидор и чесок. Садится ей на колени/ Значит он тебе понравился? Надеешься, что он придет и спасет? Я слышал, как ты просила его. "Не уходите". "Допросите вы меня".
/целует/ Я это однажды в кино видел /блюёт/. Итак, ты не знаешь кто этот симпатичный петух? Нет? Заключенный XYZ... ты узнаешь эту женщину? /разыгрывает представление/
ЖЕРТВА. Да, ваше превосходительство.
ГОЛОС. Кто она, заключённый XYZ?
ЖЕРТВА. Она занимается растлением среди детей.
ОНА. Он лжет! Я не знаю, кто ты! /удар/
ГОЛОС. Отвечай ей, заключённый XYZ. Кто ты? Какая у тебя была кличка?
ЖЕРТВА. Меня называли... симпатичный петух, ваше превосходительство.
ОНА. Это ложь.
ГОЛОС. /хватает ее/ Ты слышала, что сказал твой дружок?
ОНА. - Это неправда.
ГОЛОС. - Заткнись! Вы оба виновны.
ОНА. - Я невиновна.
ГОЛОС. Ты признаешь себя виновной, прежде чем я уйду. А я пока ещё не ухожу, заключённая AБ234. До этого пока далеко. Сейчас я засуну раскаленный шампур... в задницу твоему другу петуху. У нас будет жареный петух.
ЖЕРТВА. Нет, не "шашлык", нет. Пожалуйста, не надо! Не надо, пожалуйста!
ГОЛОС. А потом я плоскогубцами вырву тебе ногти. Это сделали ему на ногах неделю назад. Труднее всего ухватиться как следует. Но если уж ухватился и держишь крепко, достаточно просто тянуть. И тянуть. Тянуть и тянуть. Пока не услышишь треск. Значит ноготь сейчас будет очень просто вынуть. А под ним такая розовая плоть, нежная кожа. Розовая, как была у тебя на заднице, заключённая АБ234, пока тебя не покинула невинность.
Пока руки мужчин не оставили отпечаток. /она кричит, крик перерастает в звук свиста/ А, свистит петушок? Ты, наверное, была красивым ребёнком.

ЖЕРТВА. Он ушёл.
ОНА. - С вами всё в порядке?
ЖЕРТВА. - О да. Спасибо, что спросили. Со мной уже столько раз это делали, что кожа загрубела. Первый раз страшнее всего. Кажется, что тебя в аду поджаривают.
ОНА. - Где вы?
ЖЕРТВА. - Я здесь, слева от вас. Нет, справа. Ваше право - это моё лево. Моё лево - ваше право. Всё наоборот.
ОНА. Почему вы солгали про меня?
ЖЕРТВА. А я у них постоянный свидетель. Меня вытаскивают из камеры, когда нужно кого-то опознать. Когда-то я сопротивлялся, но это было давно. - Вам когда-нибудь устраивали "шашлык"?
ОНА. - Нет.
ЖЕРТВА. - А что они с вами делали? "Колыбель для кошки"?
ОНА.  Что это?
ЖЕРТВА. Главное не думайте об этом, это единственный способ. У вас есть что-то приятное, чтобы вспоминать?
ОНА. Кот с зелёными крыльями.
ЖЕРТВА. Хорошо, думайте об этом, без разницы. Главное - не думать о том, что они с тобой делают. Вы когда-нибудь раньше пробовали так?
ОНА. Когда я была совсем маленькой, в шкафу - в том шкафу, откуда вышли все мои истории...
ЖЕРТВА. Сейчас за мной придут. Послушайте. Здесь есть ещё другой. Он тоже допрашивает.
ОНА. Да, он меня уже допрашивал.
ЖЕРТВА. Уже допрашивал? Так что же вы не попросили у него пощады?
Это всё, что ему нужно. Он бы отпустил вас. Он не такой плохой вообще-то.
Он когда-то был профессором в университете, он играет на рояле. Они идут. Послушайте: если он снова придет допрашивать вас, бросайтесь ему в ноги - это ваша единственная надежда.
ОНА. Прощайте.

ФИЛОСОФ. Здравствуйте.
ОНА. Здравствуйте. /он снимает повязку с нее, она падает вместе со стулом ему в ноги/Помогите мне! Пожалуйста! Я невиновна! Пожалуйста!
Я умоляю вас! Отпустите меня! Пожалуйста.
ФИЛОСОФ. Я не знаю, что вам сказать. Знаете, всё не так просто. Мне это не нравится, я говорю себе: "Это просто работа", но не чувствую этого. У вас есть власть и сила заглянуть за мою маску, которая за столько лет прикипела к этому лицу, и увидеть настоящее лицо моей души. Воистину мою душу. Я знаю, что я должен сделать. Мне плевать, кто наблюдает за мной. Я открою ту дверь и позволю вам уйти в ночь. В чём дело?
ОНА. Ни в чём. Ни в чём.
ФИЛОСОФ. Хорошо. Надо вас освободить. Нож. Где же нож...

(поиски ключей, достает все из карманов, чеснок тоже. она его пинает)

ОНА. Вы не имеете права так шутить со мной!
ФИЛОСОФ. Цель оправдывает все средства.
ОНА. Ваша цель - унизить людей, и нет этому никакого оправдания!
ФИЛОСОФ. Наша цель - сломить негативное сопротивление, наша цель позволяет нам использовать некоторые необычные средства.
ОНА. Ваша цель - оскорбить людей, это ничто не оправдывает!
ФИЛОСОФ. - Наша цель...
ОНА. - Этому нет никаких оправданий!
ФИЛОСОФ. негативное сопротивление…
ОНА. нет никакого оправдания жестокости...
/оба замолчали/
ФИЛОСОФ. Вы себя хорошо чувствуете? Может вы чем-то больны и хотите мне об этом сообщить? Может быть вы принимаете лекарства? /драка/
ФИЛОСОФ. Вы знаете, что только 7,5% женщин, которые любят чёрное нижнее бельё, это шлюхи "из шкафа"? Подумайте о чём-нибудь приятном, чтобы не думать о том, что я с вами делаю. О вашем дружке петухе, например.

Гаснет свет, в темноте ее крик.
Когда свет включается, она не двигается.

РАЗГОВОР ЛАБОРАНТОВ.
РГ. Он просыпается ночью только один раз, а спит как ребёнок вообще.
НБ. Да, они все ангелочки. А потом вырастают и превращаются в головную боль. А вы не думаете о втором, о девочке?
РГ. Я бы хотел, но моя жена говорит, что это было похоже на Ад.
НБ. Они всегда так говорят, дай ей время, пару лет. Моя дочь клянётся, что больше рожать не будет. Но прошло всего 3и месяца…
РГ. А мы своему уже даём компот. Вроде пронесло…
НБ. (смеясь) Эй осторожнее. А то действительно пронесёт. Я вот помню, как моя дочь погрызла свечку…
РГ. Я по нему скучаю, и он по мне, когда я прихожу, он мне улыбается, похож на обезьянку. Мне предлагали работать всю неделю, я отказался.
НБ. Да, я помню, но это пока, а потом он вырастет и будет делать всё, чтобы сбежать издому.

ЗТМ

ДИКТОФОН МУЖСКОЙ. Мы должны сломить твоё тело, чтобы сломить твой разум. Боль даст нам такой рычаг. Сопротивление глупо. Вот почему мы должны сломить твоё тело, чтобы сломить твой разум. Мы должны сломить твоё тело, чтобы сломать твой разум.

СЦЕНА 3

Она лежит на столе, уже умыта, переодета. Под одежду ведут провода.

ОНА. Когда меня привезли сюда?
ФИЛОСОФ. А когда по-вашему?
ОНА. Не знаю, два месяца назад. Два года назад... Две жизни назад...
ФИЛОСОФ. Две жизни назад.
ОНА. Когда?
ФИЛОСОФ. Мы вас сюда привезли две жизни назад. Я шучу. Вы здесь два года.
ОНА. Два года? Два года в этом шкафу...
ФИЛОСОФ. Ваша мать умерла на прошлой неделе. Мы отвезли её в больницу... но её не приняли.
ОНА. Вы лжёте. Мама умерла в прошлом году. Меня привезли сюда вчера ночью.
ФИЛОСОФ. Сейчас мы сыграем в одну игру. Отвечайте первое, что пришло в голову. Вопрос-ответ, вопрос-ответ. Шкаф.
ОНА. Темнота.
ФИЛОСОФ. Истории.
ОНА. Шкаф.
ФИЛОСОФ. Вы писали в шкафу?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. И все-же?
ОНА. Мои истории приходят из шкафа.
ФИЛОСОФ. Мать.
ОНА. Нигде. И она умерла в прошлом году.
ФИЛОСОФ. Пожалуйста, никаких личных замечаний. Секс.
ОНА. Боль.
ФИЛОСОФ. Политика.
ОНА. Политика.
ФИЛОСОФ. Политика
ЛНА. Ничего.
ФИЛОСОФ. Признание /засыпает, разряд/ Признание
ОНА. Насилие
ФИЛОСОФ. Признание
ОНА. Насилие.
ФИЛОСОФ. Признание
ОНА. Сотрудничество, философ, проводник, поиск истины…
/засыпает, просыпается/
ФИЛОСОФ. Спать.
ОНА. Умереть.
ФИЛОСОФ. Нет-нет, вы можете спать.
ОНА. Сон - это смерть.

ДИКТОФОН МУЖСКОЙ. Мы должны сломить ваше тело, чтобы сломить ваш разум. Боль даст нам такой рычаг. Сопротивление глупо.
ОНА. Сон - это смерть. Сон - это смерть.
ДИКТОФОН МУЖСКОЙ. Мы должны сломить ваше тело, чтобы сломить ваш разум.
Боль даст нам такой рычаг.
ОНА. Сон - это смерть. Сон - это смерть. /свист/Я слышу. Я не одна!
Мы должны сломить ваше тело, чтобы сломить ваш разум.
Боль даст нам такой рычаг.
ОНА. Свисти.
Сопротивление глупо.
ОНА. Свисти. Свисти. Свисти. Сон - это смерть. Сон - это смерть. Боль лишь укрепит мою волю. Вы можете сломить моё тело, но вам не сломить мой разум. Сопротивление - моё единственное оружие. Вы можете сломать моё тело, но вам не сломить мой разум. Боль лишь укрепит мою волю. Сопротивление - моё единственное оружие. Вы можете сломить моё тело, но вам не сломить мой разум. Боль лишь укрепит мою волю.

ФИЛОСОФ. Мне сказали, что вы упрямитесь. Вам нужно спать. Послушать запись и заснуть.
ОНА. Сон - это смерть.
ФИЛОСОФ. Значит, надо всего лишь подождать. Вы здесь уже два месяца. Рано или поздно вы заснёте.
ОНА. Меня сюда привезли вчера ночью.
ФИЛОСОФ. Вообразите, два месяца без сна. 60 дней. 1440 часов.
ОНА. Вы лжете. Меня привезли сюда вчера ночью.
ФИЛОСОФ. Зачем мне лгать?
ОНА. Смутить. Запутать. Иногда, потому что вам это нравится. /он делает вид, что и сам смертельно устал/
ФИЛОСОФ. Ваши глаза закрываются.

ДИКТОФОН. Расслабьтесь. Не напрягайте плечи и шею. Откиньтесь на спинку стула. Не сопротивляйтесь. Это бесполезно. Слушайте внимательно. И слова как поток, как прибой далёкого моря, должны сломить ваше тело, чтобы усыпить ваш разум.
ОНА. Вы можете сломить моё тело, но вам не сломить мой разум. Вы можете сломить моё тело, но вам не сломить мой разум. Вы можете сломить моё тело, но вам не сломить мой разум.
ФИЛОСОФ. Вы подпишете это?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. Вы заставляете меня...
ОНА. Сделать что?
ФИЛОСОФ. Делать то, что я делать не хочу.
ОНА. Вам нравится смотреть как кто-то страдает? Вас не беспокоит, что перед вами беспомощный человек? Вас не беспокоит эта работа, которую вы выполняете, не задавая никаких вопросов? Люди работают в конторах, на заводах, а вы приходите сюда. Почему вы стали таким? Что это - скрытая болезнь? Какое-то внутреннее разложение?

ДИКТОФОН. Сопротивление бесполезно...
Мы должны сломить ваше тело, чтобы сломить ваш разум.
ОНА. Вы можете сломить моё тело, но вам не сломить мой разум!
Вы можете сломить мое тело...
ФИЛОСОФ. Vale! Vale! Ну ладно! Хорошо. Вам мало? Да подпишите вы это, ради бога, а? Облегчите мне жизнь!
ОНА. - Нет.
ФИЛОСОФ. Что?
ОНА. Нет.
ФИЛОСОФ. Я так и думал. Мне так и послышалось. Ну почему вы отказываетесь? Это такая мелочь. Всего лишь подпись. Считайте это автографом тайному поклоннику.
ОНА. Нет. Спасибо.
ФИЛОСОФ. Ну ладно. Вам нужно преподать хороший урок.
(кусачки, ногти)
ОНА. О Господи! Страна в шкафу, летающая корова, кот с зелёными крыльями... Они ждут меня, чтобы унести. Свисти! Нет ответа... Страна в шкафу. Когда болит голова и очень страшно, и нужно улететь отсюда... Нет! Нет! Летающая корова, кот с зелёными крыльями - они унесут меня. Свисти, пожалуйста! Я улетела... улетела с котом... у которого зелёные крылья... Я улетела... я улетела... Это Страна в шкафу...
ФИЛОСОФ. Где ваша Страна в шкафу?
ОНА. У меня в мыслях. Вы можете сломить мое тело, но не разум. Пока я могу сбежать туда, у вас останутся только мои кости.
ФИЛОСОФ. Кто живет там?
ОНА. Друзья. Летающая корова, симпатичный петух, кот с зелёными крыльями... Я их знаю с детства. Я закрываю глаза и улетаю с ними. Они приходят ко мне. Летят за мной.
ФИЛОСОФ. Почему вас запирали в шкафу в детстве?
ОНА. Мужчина. Мамин друг. Он завтракал у нас по воскресеньям. А я вешала в шкаф шарфы, пальто. И один раз, когда я вешала... Когда я была в шкафу - вешала его пальто, это случилось первый раз. Он потом улыбнулся мне, как будто это наш общий секрет. Мне было 5 лет.
ФИЛОСОФ. Ваша мать не знала?
ОНА. О нет. Нет, она никогда не замечала. Бедная мама, доверчивая дура мама... Кроме того... Мне было слишком страшно сказать кому-нибудь. Я боялась, что мне отрежут за такое язык, оторвут голову. Он приходил по воскресеньям, я шла в шкаф и ждала его... Закрывала глаза крепко-крепко, били церковные колокола... и ко мне прилетали мои друзья - летающая корова, кот с зелёными крыльями... Я так и не смогла забыть его руки на моём теле.
ФИЛОСОФ. Прекрасно. Интересно, знаете ли вы сами силу своего разума? Большинство людей ломаются через несколько часов. А вы сбежали, улетев на летающей корове, на коте с крыльями... Вы странная. Вы - вообще уникальный случай, заключённая АБ234. Мы должны отправиться в страну, которая находится в шкафу.
/завязывает глаза, уводит ее в угол/
Вы снова в шкафу матери, АБ234. Вы снова в шкафу матери, АБ234, здесь темно. Ничего не видно, здесь темно. Но вам не нужно видеть, вы слышите его шаги. Вы всё равно закрыли глаза, потому что вы слышите его шаги. Вы снова в шкафу матери, АБ234. Я знаю, ты ждёшь меня, такая паинька. Тебе всего 5 лет, а ты уже шлюха. Какой милый, верный ребёнок. И я знаю, тебе это нравится. Тебе всего 5 лет, а ты уже шлюха. Какой милый, верный ребёнок.
/поёт/
Свечи погасли в кроватку бегом...
Палач с топором разнесет весь твой дом...
ОНА. Это вы. /он ее хватает/
ФИЛОСОФ. Кричи. Кричи. Ты не будешь кричать, ты никогда не кричала, даже сейчас. Такой всезнающий взгляд в этих юных глазах. Что сделало тебя такой? Какая-то скрытая болезнь? Внутреннее разложение? У тебя тогда совсем не было бёдер... Маленькие рёбрышки, как у воробья. Их можно было сломать одним движением. Сердце так билось в своей клетке... Всё такое маленькое... Ты ведь лишила невинности и меня. Когда ты выросла, когда у тебя появились другие любовники, когда они трогали тебя... Ты всё равно ведь думала обо мне. Потому что у меня есть сила и власть заглянуть под маску, которая за годы прикипела к твоему лицу. Воистину увидеть её.
Воистину увидеть душу.
ОНА. Почему? Зачем вы меня сюда притащили? Закончить то, что вы начали, когда я была маленькой?
ФИЛОСОФ. Ты здесь, потому что ты из тех, кто позволяет себе слишком много думать. Ты пишешь про летающих свиней...
ОНА. Коров.
ФИЛОСОФ. Коров. Про летающих коров, про летающих котов. Ты думаешь, что в безопасности, но мы нашли Страну в шкафу.
ОНА. Итак, мы снова вернулись к тому, с чего начали, да? Сначала была Страна в шкафу, и я была ребенком, которого практически насиловали.
Теперь, после стольких лет я здесь, и меня практически насилуют потому, что я была в шкафу. Так может продолжаться вечность, да? По ночам приходили вы и начинались бессмысленные обвинения. и мы все это выносили, терпели... Я не знала или не замечала, не хотела замечать. Я закрывала глаза, как я закрывала их тогда в шкафу...
Женщина, что жила на нашей улице... Пару месяцев назад она исчезла. А мы от этого дистанцировались, никому не было дела... Я помню, ходила на обед со своим издателем, я проходила мимо ее дома. На улице, как ненужный мусор, сидела ее 80-летняя мать, выжившая из ума старуха. Она посмотрела мне в глаза, и я посмотрела ей в глаза. Но я не увидела её, никто из нас её не увидел. Мы не замечали. Как моя мать. Это то же самое, да?
Ребёнок в шкафу закрыл глаза, чтобы не увидеть никого. Его напугали, чтобы он молчал. А потом взрослые тоже закрывают глаза. И не кричат. Нет, я никогда не кричала в шкафу, правда?
Я не кричала потом, когда была взрослой. Люди не кричат, люди ходят молча. И они становятся как дети. Они боятся этих плохих людей, которые могут отрезать за это им язык и оторвать голову. Вот это и есть самое страшное. Потому что дети так беспомощны, так бессильны. Они такие легкие жертвы. Такие легкие жертвы.
ФИЛОСОФ. Ему вырвали язык, но он свистел. И когда об этом узнали - сделали так, чтобы он больше не смог свистеть для вас. Один укол и все, он никто. Никто, слышите? Посмотрите на его глаза - пустые, пустые глаза. Вот! У вас все-равно будут такие же глаза. Так что подпишите, какая вам разница! Это все-равно всего лишь ложь!
ОНА. /молча качает головой/
ФИЛОСОФ. А что, если я скажу вам, что сейчас - это ваш последний шанс?
Что всё поставлено на карту. Всё. Тогда вы подпишите?
ОНА. Попробуйте.


Пьеса поставлена в г. Донецк (ДНР) в 2020 году Театральной лабораторией "Актер Холл", режиссер А. Марусик.