О портрете живописца кисти А. Г. Варнека

Владимир Варнек
О трех портретах, изображающих  известных живописцев и педагогов Императорской академии художеств (ИАХ) – Ивана Акимова (1754-1814), Габриэля Дуайена (1726-1806) и Жана Лорана Монье ( 1743-1808) и приложенных к миниатюре, поговорим ниже при обсуждении того, каким мог бы быть утерянный портрет работы Варнека.

«Портрет живописца», выполненный учеником портретного класса Императорской академии художеств Александром Варнеком в 1802 году, оказался, по существу, судьбоносным в его дальнейшей жизни. Действительно, благодаря этому портрету,  удостоенному первой золотой медали на ежегодном конкурсе работ выпускников Академии, определилась вся последующая жизнь художника. Прежде всего, он стал пенсионером Академии художеств, который был оставлен на полтора года при Академии, а 20 июня 1804 года отправился в Италию с целью совершенствования своего мастерства.

5 октября 1809 года Александр вернулся из Рима в Санкт-Петербург, и вся его последующая жизнь оказалась связана с Академией художеств. Работая почти до конца жизни здесь педагогом, он уже в 1810 году стал академиком, а в последующие годы - заслуженным профессором ИАХ. Воспитал более 30-ти учеников, многие из которых стали академиками и приобрели известность. 

Его послужной список включает более 300 произведений, значительная часть которых находится в собраниях более чем 30 российских и зарубежных музеев, в том числе, в Государственном Эрмитаже (5 портретов), в Государственной Третьяковской галерее (10 портретов), в Государственном Русском музее (29 живописных портретов и картин), в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств (8 портретов), в Государственном историческом музее, музее "Бородинское поле" и др.


Возвращаясь к началу миниатюры, хотел бы обратить внимание на то, что в Списках произведений художника А.Г. Варнека названия большинства выполненных им работ начинаются со слова «Портрет», включая «Портрет живописца», идущий под номером 40 в наиболее полном списке, приложенном к монографии В.С. Турчина, содержащем 304 наименования [1]. Присутствует это произведение также в первом в отечественной художественной литературе списке М.М. Раковой [2], а также в неполном списке ряда ранних работ художника периода 1800-1810-х гг., приведенном в монографии Л.Н. Целищевой, посвященной жизни и творчеству известного художника и педагога ИАХ С.С. Щукина [3].

Замечу, что все три названных автора, приводя в своих списках «Портрет живописца», ссылаются на исходный важнейший документ Академии художеств, из которого название произведения было позаимствовано [4].  Точнее, ссылаются искусствоведы на один из пунктов ежегодного отчета ИАХ за 1802 год, в котором говорится о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учеников. Процитирую начало соответствующего пункта:

«В силу устава Академии  <…> удостоившимся ученикам по программам господин Президент (граф А.С. Строганов – авт.) именем его Императорского Величества раздал золотые медали; первые – Николаю Уткину по эстампу, представляющему Иоанна Крестителя, и Александру Варнику по портрету, представляющему живописца.  Вторые золотые медали по заданной программе представить Юпитера и Меркурия, посещающих в виде странников Филомена и Бавкиду, получили ученики  живописи  исторической: Орест Кипренский, посторонний ученик Петр Угрюмов (и др.- авт.)…».

В этом месте считаю целесообразным проинформировать читателей, что согласно уставу Академии художеств, все ее выпускники должны были перед  выпуском из Академии выполнить так называемые программы, при этом наиболее отличившиеся ученики награждались золотыми и серебряными медалями разного достоинства.  Требования к программам вырабатывались педагогами ИАХ с особой тщательностью и выпускники их должны были учитывать при выполнении своих работ. 

Ниже мною приведены из монографии Л.Н. Целищевой [3] ряд программ щукинского портретного класса, которые были отмечены золотыми медалями, и видно, что в большинстве случаев формулировки их содержат те или иные разъяснения, помогающие понять суть требований к ученику, приступившему к выполнению программы. Читатель может взглянуть на названия типичных 23-х программ  и вернуться обратно к началу приведенного списка. 

Предполагая, что  читатель выполнил мою рекомендацию, хочу высказать теперь свое мнение по программе, которую выполнял в 1802 году  Александр Варнек, фамилия которого на самом деле до 1833 года  писалась «Варник». Не знаю, какое мнение о формулировке выполненной им программы возникло у уважаемого читателя, но у меня к этой формулировке уже давно возникло предубеждение, поскольку очень уж она общая и не содержит ни  одной рекомендации как по личности человека, которого требовалось запечатлеть, ни по аксессуарам, окружающим модель.  А ведь об утерянном портрете хотелось бы хоть что-то знать, поскольку не исключено, что он до сих пор находится в запасниках какого-то музея как работа неизвестного художника. Примером такого произведения является в настоящее время портрет, о котором я рассказывал в предыдущей миниатюре. 

Высказав для начала свою позицию по программе Варнека, сообщу, что сравнительно недавно у меня появились аргументы  поставить вопрос именно в такой плоскости

(Продолжение миниатюры см. ниже приведенного списка).

1.  Александров Иван Петрович (1781–1818). Годы учебы в АХ с 1800 по 1803 гг.  Оставлен пенсионером в АХ. Программа 1803 г.: «Представить двух учеников, занимающихся рассматриванием эстампов и рисунков» (Вторая золотая медаль). Единый художественный рейтинг 4А [5].
2.  Беренц Иван Иванович (1789 – ?). Годы учебы с 1795 по 1808 гг. Программа 1808 г.: «Представить скульптора, упражняющегося в своей работе» (Вторая золотая медаль). 
3.  Варнек Александр Григорьевич (05.02.1782 – 19.03.1843). Годы учебы с 1795 по 1803 гг.  Программа 1802 года: «Представить портрет живописца» (Первая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  2В [5].
4. Васильев Яков Андреевич (1790 – 29.06.1839). Годы учебы в АХ с 1797 по 1809 гг. Программа 1809 года:  «Представить священника, толкующего двум молодым людям заповеди» (Вторая золотая медаль). Программа 1810 года: «Представить цыганку, гадающую по руке молодому человеку» (Первая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  4В [5] .
5. Воинов Иван Александрович (1796 – 1811). Годы учебы в АХ с 1800 по 1811 гг. Программа 1811 года: «Представить старика с мальчиком в каком-либо упражнении». (Вторая золотая медаль). Программа 1812 года: «Представить рекрута, вступающего в ополчение и прощающегося со своим семейством» (Вторая золотая медаль). Программа 1813 года: «Представить священника, когда он, будучи ограблен французами, молит спасителя о спасении...». (Первая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  4В [5].
6. Горшенков Лев Лукич (06.02.1793 – ?). Годы учебы в АХ с 1802 по 1815 гг. Программа «Ворожба на картах» (Вторая золотая медаль). Единый художественный рейтинг 4В [5].
7. Грязнов Василий Иванович (06.04.1805 –после 1862). Годы учебы в АХ с 1813 по 1824 гг. Программа: «Повар, играющий в шашки с дворником» (Вторая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  4В [5].
8.  Григорьев Петр Иванович (1804 –?). Годы учебы в АХ с 1813 по 1824 гг. Программа 1824 г.: «Семейство сельских жителей» (написана на стекле). (Вторая золотая медаль).
9. Карстен Вильгельм Иванович (18.08.1801 – ?). Годы учебы с 1815 по1821. Оставлен пенсионером в АХ. Программа 1821 г.: «Старик, читающий Священное писание при сыне своем и невестке …(Вторая золотая медаль). Единый художественный рейтинг 5В [5].
10. Колташев Павел. Годы учебы в АХ с 1801 по1811. Программа 1811 г. Представить старика с мальчиком в каком-либо упражнении по произволу сочинителя». «Пастух с сыном». (Вторая золотая медаль).
11. Лучанинов Иван Васильевич (1781 – 1824). Годы учебы в  АХ с 1809 по 1812. Программа 1812 г.: «Представить рекрута вступившего в ополчение и прощающегося со своим семейством» (Первая золотая медаль).  Ед. художественный рейтинг  4В [5].
12. Мохначев Василий Павлович (1797–?). Годы учебы в АХ с 1812 по 1818. Программа 1818 г.: «Представить русского крестьянина с мальчиком, вставшего в утреннее время» (Вторая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  4В [5].
13. Пыльнев Дмитрий Сильвестрович (08.10.1785 –?). Годы учебы с 1795 по1806. Программа 1806 г.: Представить двух пейзажных художников, рисующих виды с натуры …» (Вторая золотая медаль).
14. Рейхель Карл Яковлевич (28.09.1788 –?). Годы учебы с 1801 по 1808. Программа 1809 г.: «Представить священника, толкующего двум молодым людям заповеди божьи» (Первая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  4В [5]. 
15. Ремезов Павел Иванович (28.01.1780–02.06.1833). Годы учебы с 1785 по 1810. Программа 1799 г.: «Представить портрет живописца» (Вторая золотая медаль).
16.  Синявский Николай Алексеевич (04.1771 – ?). Годы учебы с  1776 по 1791. Программа 1791 г.: «Представить в российском костюме женщину в упражнении, пристойном ее полу» (Вторая золотая медаль).
17.  Солнцев Федор Григорьевич (14.04.1815 – 03.03.1892). Годы учебы с 1815 по1825. Программа 1827 г.: «Воздадите кесарево кесареви, а божие богови» (Первая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  3В [5].
18. Тропинин Василий Андреевич (18.03.1776 – 04.05.1857). Годы учебы с 1799 по 1804. «Портрет мальчика, тоскующего об умершей своей птичке», 1804. (Вторая золотая медаль). Единый художественный рейтинг 1 [5].
19. Уткин Нил Мануйлович (1780 –1838). Годы учебы в АХ с 1795 по1800. Программа1800 г. «Представить мужской портрет» (Вторая золотая медаль).
20. Теребенев Михаил Иванович (06.09.1795 – 1866). Годы учебы в АХ с 1803 по
1815. Программа 1815 г.: «Представить русскую крестьянскую свадьбу» (Первая золотая медаль). Единый художественный рейтинг  3А [5].
21. Федоров Сергей Иванович (29.09.1783 – ?). Годы учебы с 1788 по 1803. Программа 1803 г. «Представить двух учеников, занимающихся рассматриванием эстампов и рисунков» (Вторая золотая медаль).
22. Чекиев Федор Иванович (17.02.1774 – ?). Годы учебы в АХ с 1779 по 1794. Программа 1794 г.: «Представить свой собственный портрет в виде живописца, списывающий портрет с одной старухи…» (Вторая золотая медаль).
23. Яковлев Иван Еремеевич (30.05.1787 – 11.07.1843). Годы учебы в АХ с 1798 по 1808. Программа 1808 г.: «Представить скульптора, упражняющегося в своей работе» (Вторая золотая медаль).  Единый художественный рейтинг 3В [5].

Продолжая обсуждать программу А.Г. Варнека, замечу, что Л.Н. Целищева в своей монографии [3] на стр. 157 высказала мнение, что он изобразил на «Портрете живописца», скорее всего, кого-то из товарищей по классу. Но без аргументов с такой точкой зрения можно как согласиться, так и не согласиться. И здесь я должен сказать, что у меня еще в 2020 году появилось основание с этим мнением не согласиться. Но с тех пор приступить к этой миниатюре мешали разные обстоятельства. 

Если говорить коротко, то мнение это возникло после того, как я познакомился с материалами отчетов Императорской  академии  художеств начала 1800-х гг., опубликованных сравнительно недавно [6]. Замечу, что данные отчеты содержат более первичную информацию, чем Сборник материалов для истории СПб Академии художеств за сто лет П.Н. Петрова [4], поэтому формулировки в нем по конкретным пунктам выглядят предпочтительнее. 

Так, вместо слов из [4], что  «господин Президент (граф А.С. Строганов – авт.) именем его Императорского Величества раздал золотые медали; первые – Николаю Уткину по эстампу, представляющему Иоанна Крестителя и Александру Варнику по портрету, представляющему живописца»,

в [6] приведены такие слова: «Большие золотые медали получили Николай Уткин по гравированному им эстапу Иоанна Крестителя с Менгсовой картины и ученик Александр Варник по картине, написанной им с натуры, представляющей Живописца». 

Принципиальные изменения формулировки, касающейся Варнека, состоят в том, что ему, согласно программе, предлагалось выполнить не портрет, а картину и запечатлеть на этой картине не живописца, а Живописца. И эти незначительные, казалось бы, нюансы крайне важны для понимания глубинной сущности программы, предложенной выпускнику. 

Так замена слова «Портрет» на слово  «Картина» означает, что ему  требовалось изобразить не только саму модель в каком угодно виде - по пояс или во весь рост, стоя или сидя, - но и привести на картине такие элементы второго плана, которые дополняют образ самого художника!

В свою очередь, замена написания слова «художник» с маленькой на большую букву означает, что запечатлеть на картине следовало отнюдь не товарища по классу, а опытного профессионального и известного художника! 

А это очень важные уточнения, поскольку ориентируясь на них, можно, рассуждая логически, попытаться «вычислить» имя вероятного живописца, которого выпускник Александр Варнек мог запечатлеть на своем «судьбоносном» портрете.

Вернусь к началу миниатюры, к которой я приложил портреты некоторых художников-педагогов ИАХ с целью поразмышлять об образе того Живописца, которого мог запечатлеть на своей картине Александр Варнек. Кроме того, хотелось продемонстрировать читателям,  как могут выглядеть портреты, являющиеся по своей сути картинами.
 
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
2. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
3. Целищева Л.Н. Степан Семенович Щукин.1762 – 1828. М., Искусство.1979.– 264 с.
4. П.Н. Петров. Сборник материалов для истории Императорской СПб Академии художеств за сто лет, т. I, СПб., 1864, С. 434.
5. Единый художественный рейтинг. Справочник. Выпуск 12. – М.: Алев-В, 2006.
6.  Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с. 

10 мая 2021 г.