Проверку прошли

Наталья Куфина
   Это была суббота. Мы только открыли магазин, а я стояла у главного компьютера и безрезультатно пыталась запустить базу данных поиска книг. Но, вероятно, были какие-то перебои в Сети.

 - Девушка, здравствуйте!- услышала я позади себя мужской голос. - А у вас есть в продаже книги К...?
  Я обернулась. И против обыкновения мой взгляд остановился не на лице покупателя, а на его рубашке.

 - Здравствуйте! - медленно произнесла я не отводя взгляда от рубашки.

 Почему? Да потому что мне очень хорошо был знаком и этот цвет, и фасон! Я ещё раз быстрым взглядом осмотрела рубашку, надеясь увидеть хоть какой-то знак: маленькую машинную вышивку или "бренд", чтобы понять не ошиблась ли я. Но я твёрдо была уверена, что не ошиблась!

 - Вы имеете ввиду книги ...?- я полностью произнесла имя и фамилию автора для уточнения.

 - Да!- ответил мужчина.

 Тогда я внимательно посмотрела ему в глаза и спросила:
 - А разве он уже разрешён к продаже? Насколько мне известно его книги запрещены, причём уже далеко не первый год.

 - Но они же не все запрещены, какие-то, наверное, разрешены, - заметил мужчина.

  И это его знание только укрепило меня в правильности своей догадки. Мой взгляд снова и снова, словно железо магнитом, притягивался к его рубашке. Я вздохнула и в упор глядя в его глаза ответила:

 - Вы правы! Возможно какие-то и разрешены. Но Вы посмотрите сколько у нас книг и сколько авторов. И начинать каждое утро с уточнения, что стало разрешено у какого-то конкретного автора... А смысл? Поэтому, как говорится "от греха подальше", у нас нет ни одной из его книг: ни запрещённой, ни разрешённой!

 - То есть вы даже по базе данных не посмотрите наличие его книг в вашем магазине? - настаивал мужчина.


 - База у меня сегодня не открывается, - со вздохом сожаления ответила ему я. - Да мне и нет в этом никакой надобности. Если бы они были, они бы стояли в моём отделе, а у меня их нет.

 - Ну, хорошо, - ответил мужчина. -Я понял!

  А я на эти его слова просто кивнула головой. Он пошёл к лестнице, и спустившись на три ступеньки обернулся, и увидев меня стоящей на верху и задумчиво глядя ему вслед, внезапно произнёс:

 - А вы молодцы! Проверку прошли!

  Я так же молча кивнула головой, а мужчина пошёл к выходу. Повернувшись в сторону кассы, я увидела, как кассир бежит ко мне на встречу.
 - Что он сказал? Проверку прошли? Какую проверку? - засыпала она меня вопросами.
 
 - Ты слышала наш разговор? - вопросом на вопрос ответила я.

 - Ну, так...краем уха.... Ты же знаешь, сколько у меня с утра отчётов отправить нужно и всё пересчитать, - ответила она. - Единственное, что поняла, так это то, что судя по его тону голоса, он пытался выпытать у тебя если ли у нас К...

 - Да, - улыбнулась я и продолжила. - А так как у нас его действительно нет, то я сказала правду. Да и его рубашка очень сильно его сдала.

 - А что не так в его рубашке?- нахмурившись спросила коллега.

 - Подожди, - изумилась я. - Ты хочешь сказать, что ты не узнала рубашку?!

 - Вообще-то я не разглядывала её так близко как ты! - обидчиво произнесла коллега. - И почему ты вообще считаешь, что я должна была её узнать?

 - Да потому что это - милицейская рубашка! И цвет, и покрой, и отсутствие каких-либо внешних украшений. У моего старшего брата была такая же. Я её ни с какой другой не спутаю! И у твоего папы тоже такая же должна быть, ну, или была! - воскликнула я.

 - То есть ты по рубашке поняла, что это проверка?- изумлённо произнесла коллега. - И поэтому так настойчиво уверяла его что книг нет?

 - Ну, во-первых, этого автора у нас точно нет, потому что если бы он был, он стоял бы в публицистике, а я сразу же, как приняла отделы, хорошенько пересмотрела весь ассортимент. И более того, каждые два дня, протирая полки, я так же просматриваю всю литературу в отделах. А, во-вторых, я не сразу стала уверенной, что здесь что-то не так, хотя рубашку признала сразу. Этого автора, как ни странно, спрашивают. И в каких бы книжных магазинах я не работала, спрос на него лет 6-7 как есть. Но в продаже его нет. Просто обычные покупатели не знают определённых нюансов. А этот мужчина их знал, - ответила я.

 - В любом случае ты - молодец!- заявила коллега и зная одну из моих привычек, уточнила. - Этот мужчина тебе как, понравился?

 - Я не могла оторвать свой взгляд от рубашки!- честно призналась я и мы расхохотались.