Лукавый взгляд из гроба

Евгений Иванов 42
18 апреля 2012 г.               
                Сердце будто проснулось пугливо,
                Пережитого стало мне жаль;
                Пусть же кони с распущенной гривой
                С бубенцами умчат меня вдаль.





                ЛУКАВЫЙ  ВЗГЛЯД  ИЗ  ГРОБА


      Удивить об очередных похоронах кого-то сложно, даже если таковым окажется всемирно известная личность (шуму будет только побольше). Умер и умер, что из того, все умирают на том строится Мир. Всевышним, каждому предначертан свой срок пребывания на Земле, будь то травинка, деревце или букашка, птичка, кошечка или человек, кроме насильственной, случайной или трагической кончины. Печальная грусть охватывает людей, когда приходит известие, что кто-то пропал без вести, то есть жил, был человек и вдруг его нет и никогда не будет, даже следа не осталось, одна только память. И как прикажете его хоронить, если ничего нету? Могилу организовать можно, но это будет только пустое место с надписью.
      В Тбилиси в своё время похоронили известного человека в узких преступных кругах, похороны были пышными на похороны съехались люди не совсем популярной профессии со всего СССР, на плите надгробья написали – «Здесь похоронен известный N-ский “Вор в законе” или вон
там …».
      Обычно последнее пристанище человека располагается неподалёку,
где-то на окраине города, в тихом малолюдном месте, по следующему адресу: городское или сельское кладбище, участок могилы № такой-то, в отдельных случаях местный крематорий, ниша для урны № такая-то. Всё перечисленное относится к обычным гражданским кладбищам, за исключением мавзолеев, элитных кладбищ для «заслуженных» чиновников страны, крупных военачальников, коммерсантов и жуликов разного калибра.   
      Усопший за свою, относительно не долгую жизнь, накапливает кучу грехов, за которые кроме него, при жизни, некому ответить. Получается, что же, так всё и повиснет в воздухе без ответа после его ухода? Всевышний и это предусмотрел. Все возникшие угрозы, жалобы, требования, просьбы отправлять по указанному кладбищенскому адресу, до востребования. Если после некоторого (проверочного времени, слишком большой поток) усопший отправляется в пару небезызвестных мест – Рай или Ад, то можете искать адресата у посредника, церковного служителя (священника).

      Особого удивления у окружающих с уходом из жизни обычного не примечательного человека Аркадия Владленовича Збруева, ни у кого не вызвало горького удивления и разочарования, во-первых, возраст около 70, во-вторых, частенько хандрил и болел, в-третьих, устал просто жить и бороться, да надо сказать и характер-то у покойного был не самый лучший, видать был приобретён им, в тяжёлые годы где-то на помойке, то есть «перестройке».    
      Жизненный путь человека весьма короток, также, как и любого существа на Земле, а, если говорить об окончании жизни, то есть смерти, сам факт физического расставания с жизнью во времени медленно растягивается, хотя людям кажется, что это исчисляется одним мигом. Если эту прискорбную процедуру представить себе насыщенную реальным психологическим содержанием, то вы столкнётесь со многими разноцветными картинками человеческой судьбы. Сам процесс естественного ухода из жизни (кроме суицида и несчастных случаев) человека установлен Природой, а точнее Всевышним.   
      Бытует мнение, что человек умирает сразу, ан нет, это ошибочно, всё происходит по спланированной и утверждённой программе, вначале ему становится плохо (самочувствие), сердце начинает невнятно биться (хорошо, если больной успевает вякнуть, что ему плохо, и просит позвать врача, если нет, то нет), затем тихо закрываются глаза и вряд ли теперь откроются (врачи сволочи не поспели вовремя!), тело становится неподвижным, но ещё тёплым, звуковые признаки замирают (орать он не может, нет сил, шептать не хочет), обычный объём кровообращения каждого человека составляет 4-6 литров, с остановкой сердца, замедляется вместе с ним и движение крови по сосудам, однако волосы и ногти продолжают расти, некоторые процессы жизнедеятельности продолжают работать, но правда со значительно замедленной скоростью (в конце концов, это же не паровоз у него нет экстренных тормозов), ничего нового в усопшем организме не происходит, всё как бы катится по одной и той самой плоскости, что-то из клеток продолжает рождаться и тут же погибает (видать командующие органы в организме ещё не всех предупредили, что всё хватит работать), вдох и выдох уже потеряли всякий интерес к продолжению работы, ни пить и ни поссать как-то не хочется, лежим смирно, ждём (Кого? Чего? Не понятно).
       Странный обычай присущий только людям, не успел человек умереть, как его торопятся похоронить (видать хотят избавиться, насолил что ли много кому-то?). Через годик кто-то из родни начинает суетиться, глядишь скостролили незаурядный памятничек или скромное надгробие, сообразно своим доходам, пожеланиям покойного, и конечно ёмкости кошелька (нынче на улице всё дорого). По крайней мере, есть место куда можно прийти и пообщаться с усопшим, помянуть его хорошим или плохим.

      Совершенно очевидно, что в повседневной, обыденной жизни человек редко осознаёт, что нам нужно не только само по себе существование, но и мирские утехи, радости и горе, разочарования, обиды, и многое другое, но главное, это понять смысл жизни, для чего мы всё-таки живём. Если, правда, попробовать заполнить жизнь реальными психологическими содержаниями, то перед человеком развернётся широкая палитра разноцветных драматических событий человеческих судеб. По жизни, человека всегда сопровождают два антипода – жизнь и смерть, однако по иронии судьбы человек совершенно не готов к самому важному и неизбежному движению – к смерти. Невзирая на свою повседневную занятость (человек же не просто валяется на травке, глядит на небо, жуёт корку хлеба, пребывает в состоянии нирваны, с таким образом жизни сложно будет ощутить её прелести) по устройству своей жизни человек хочет не просто жить, но видеть, слышать, общаться с друзьями, любить и быть любимым. Если с понятием «жизнь» более или менее всё понятно, и мы её воспринимаем, как приятное событие, то «смерть» это нечто трагичное, не ведомое, чёрное, вызывающее какой-то страх (расставание с белым Светом и переход в вечную темноту). Казалось бы, полярные события, закручивают человека в круговорот его существования на Земле для того, чтобы затем окунуть его в Вечность. Швейцарский психиатр и философ Карл Густав Юнг, соратник Зигмунда Фрейда, в своём произведении «Тибетская книга мертвецов» писал о мистерии смерти – «Степень изученности ими этого вопроса настолько велика, что их знание освещает и прослеживает умирание во всех его стадиях, до полного наступления смерти. Неужели это старое ламаистское учение смогло увидеть все до конца, проникнув взглядом в четвертое измерение и сбросив пелену с самой большой тайны жизни?».
      В прошлом и настоящем, вчера и сегодня человечество пребывает в состоянии первопроходцев желающих заглянуть за черту недозволенного с угрозой навлечь на себя беду и даже, это не останавливает его порывов. 
                Что прошло – никогда не настанет,
                Так зачем же, зачем горевать!   

       Чем хорош покойник – молчалив, строг, не проявляет агрессии, абсолютно лишён чувства юмора, может выслушивать речи в любом объёме, даже произносимые с укором без каких-либо обид, правда, когда ему задают кто-то из его присутствующих должников не скромный и не уместный вопрос – «Аркаша прости мне все грехи и долги тоже? С Богом иди в свой загробный Мир». Деньги портят людей, если бы не это обстоятельство, то народ был бы у нас в основном хороший. Прослушав речь колеги-должника, в этот момент, у покойника на лице появляется едва заметное негодование, словно он желает харкнуть в сторону говорящего. Сволочной нынче пошёл народец, однако ни чести, ни совести, не дают покоя даже добраться до могилы. А, что касается долга – «Так хер тебе! Всё верни сполна жене, сволочь! Я тебя падлу, на том Свете у входа подкараулю, и то, что от тебя останется, на мыло переведу. Может быть удастся, на том Свете договориться, чтобы меня отпустили на несколько часов обратно на Землю, именно на твои похороны. Уж я бы постарался нассать в твой гроб, прежде чем тебя похоронят».

      Темновато как-то в ритуальном зале не всех сразу разглядишь – смешно звучит «не разглядишь» ведь глазки-то закрыты, ан нет, Природа-матушка одарила покойников всевидящим оком и закрытые веки для них не помеха.
«Вот сволочи, какие-то неумехи укладывали меня в гроб, уложили так, что заноза в жопу впилась, хоть бы кто за руку дёрнул, положение бренного тела поменять смог бы. Самих бы этих изготовителей гробов, голыми жопами повозить бы по шершавым доскам, чтобы на себе испытали такую прелесть».
      Разные люди приходят попрощаться с покойным, родные и близкие, чтобы попрощаться, всплакнуть и проводить покойника в долгий и не понятный путь, одни чтобы выразить свою скорбь с уходом из нашей бренной жизни, другие по принуждению руководителя организации (массовка), где работал покойник возложить цветочки, веночки, ленточки, кто-то из любопытства, кто-то по призванию своего сволочного характера, при жизни он не мог в лицо выразить своё негодование, а после смерти, чего не прийти и молчаливо выразить своё пренебрежение к бывшему сослуживцу, а может и «фигу» показать ему в кармане. В этом миг у покойника проскакивает мысль – «Так хочется его сучонка пихнуть ногой в жопу. Совести нет, приперся падла, ведь не сочувствие привело его негодяя сюда, а месть». Здесь же бомжи крутятся, эти крендели по части съестного и спиртного промышляют, может кто плеснёт стаканчик «за упокой души». Ну вот, наконец-то, хоть приятные лица у гроба топчутся, приятным ароматом повеяло, видать иностранная косметика «подгребла», молодые девки с сиськами и жопами, одна из них, плавно подплывает к безмолвному телу, а вот уже и норовит прильнуть к покойнику, мощный бюст слегка ей мешает, тем не менее она профессионально возит им по Аркашиным холодным рукам, так и хочется подсказать ей, чтобы поближе нагнулась, может Аракаша и очнётся (воскресится)? А всё-таки её надо отогнать от покойника, глядишь начнёт чрезмерно волновать его, остатки крови «заиграют» в его непокорных органах и всю цветочную клумбу, лежащую на нём, опрокинет на пол, позору ведь не оберёшься. Опытный глаз присутствующего Аркашиного друга может отличить слега меняющееся лицо покойного, оно обволакивается какой-то грустью, ведь так хочется стервецу цапнуть её за жопу. Остатки мозговой массы продолжают судорожно работать, пока, ещё рождая человеческие желания – «Всё-таки хороша жизнь! Бурлит вокруг тебя, ведь столько остаётся не доделанного, не до целованного, не охваченного глубинным вниманием. Кто знает, может в будущем предстоит вторая, третья жизнь. Тогда ты вернёшься с большим опытом, и то, что не доделано в прошлой жизни вертеть, крутить согласно инструкциям Кама Сутры чувственно, эмоциональной жизни». Многие позы любви, покойный освоил в прошлой жизни, но далеко не все, хотя, впрочем, следуя русской пословице – «Повторенье –мать ученья» не будет большим грехом, повторить старое.   
      В сторонке стоят «добры молодцы», которые по команде поднимут и понесут к могиле или куда-нибудь ещё, им безразлично, оплачено, а там, что происходит и кого, куда нести, да хоть на помойку или к чертям в печку.
       Когда попадаешь в подобную ситуацию, только тогда начинаешь понимать (задумываться), от этого, так и хочется поёрзать покойному в гробу. Однако, всё-таки тесновато в «новом помещении».
      Родные и близкие приоделись во всё черное и со скорбными лицами расположились по обе стороны гроба, очевидно с нетерпением ждут окончания прощальной процедуры. Потерпите мои дорогие и незабвенные родственники скоро, приглашённые (за деньги) хлопцы понесут на место постоянного пребывания. Кто-то прокашлялся значит скоро начинается говорильная процедура погребения, насколько же она не совершенна. Люди начнут произносить настолько изжёванные слова, что сразу после первых произнесённых слов, почему-то становится грустно и хочется почему-то побыстрее смыться. Под сводами ритуального зала вдруг заскрипел знакомый голос, так это же мой собутыльник и такой же бабник – «Дорогой Аркаша ты опять увы просочился вне очереди, ты же ведь моложе меня, конечно, я понимаю, наглость, это второе счастье, но совесть ведь должна присутствовать. О плохом говорить не буду, ты только посмотри какие девчонки топчутся около тебя, они пришли к тебе проститься не по принуждению, а по доброй воле, им памятны те дни наших добрых «посиделок» (так и хочется сказать полежалок), пожалуй, эту нашу тайну забери с собой, может там она и понадобится, только сильно этим обстоятельством не бравируй, а то выгонят от туда к чёртовой матери. Прости меня грешного».
      Неожиданно для всех из толпы отделилась старушка, соседка Аркаши по лестничной клетке, видать в молодости он её родненькую добросовестно, а может даже с пристрастием так окучивал, что у бабки всё так ярко всплыло в памяти, вначале она тихонько причитала о чём-то приватном и в последний момент попыталась забраться к нему в гроб, еле дуру оттащили. Правду люди говорят, что любовь бессмертна.
      Чего только не насмотришься на похоронах. Словно предчувствуя окончание траурной процедуры в ритуальном зале появилась лохматая небольших размеров дворняжка по имени Тузик. Несколько лет тому назад Аркадий привёл домой щенка толи кем-то брошенного, то ли родившегося на улице, одним словом, пёсик, предназначенный для беспризорной уличной жизни. Доброе деяние, совершённое Аркадием, само по себе не было свойственным для него, видимо остатки доброты в этот миг проснулись в нём, родные были явно не в восторге от его поступка, но сильно перечить и сопротивляться не стали. Тузик оказался на редкость смышлёным псом, понимавшим даже голосовую интонацию людей, уличная родословная говорила о том, что быть привередливым и капризным можно только с хорошей родословной в богатом доме. Аркадий особо не задумывался на пребывания животного в доме, не уделял чрезмерной ласки щенку, кормил его тоже не деликатесами, баловства и навязчивых игрищ не позволял, поссать и погадить выводил не регулярно, в такую работу включались остальные члены семьи. Несмотря на первый взгляд, казалось бы, полное безразличие, неожиданно, вначале возникла дружба, которая со временем переросла в любовь, хотя подобное явление достаточно редкое. Между ними отсутствовало всякое «сюсюканье», даже у людей в дружбе не принято тошнотворное ласкание, сопливая нежность (на тебе конфетку за то, что хвостиком мотаешь). Подобное романтическое увлечение (нетрадиционной ориентации), как-то не прижилось у животных, в отличие от людей.
 
     Удивительно, но факт, собака пришла попрощаться со своим хозяином-другом, пытаясь приподняться на задние лапки, словно желая в последний раз заглянуть в лицо своего друга, каким-то внутренним чувством она поняла, что это наступил конец их дружбы, завыть у гроба как-то неудобно, поплакать не получается, впрочем и память скоро навек сотрёт добрый образ друга, оставив где-то неподалёку только свою печаль. По жизни, Тузик никогда не спешил выбирать себе друзей, но и менять их тем более. В отличие от людей, собаки никогда не притворяются: друзей они любят, а врагов кусают. Отойдя в сторонку, Тузик тихо свернулся в клубочек наблюдая за этой печальной процедурой. Он понимал, что он теряет своего друга навсегда.
 
                Я не скажу тебе, что значит дружба,
                Мне кажется, слова излишни тут.
                Ты лишь спроси меня о том, что тебе нужно,
                И я приду, когда другие не придут.


3 мая 2021