37 лет на Украине. Часть 7. Тонкости профессии.
Для непосвященных стоит рассказать несколько слов пояснения, что же это такое за хитрые приборы аналитического контроля.
Согласно типового проекта, на таких установках АВТ-6 рядом с насосными помещениями существуют два специальных анализаторных помещения.
Когда я потом ездил в командировку в Кириши на такой же НПЗ по обмену опытом, мне удалось подсмотреть, как построены анализаторные на других заводах. Поскольку проекты были типовые, то и анализаторные были почти такие же, как наши. Однако Киришские прибористы кое-что переделали под свои идеи в плане удобства обслуживания. В частности, - самописцы из операторной продублировали еще и в анализаторном помещении, чтобы наглядно можно было следить за калибровкой. Эти идеи я потом претворил и на своем заводе, подав несколько рацпредложений.
Внутри каждой анализаторной установлены несколько аналитических комплексов на каждую выпускаемую нефтяную фракцию. На бензин, керосин, дизельное топливо. Приборы модели АКТК-200 были Советского производства, Московской разработки, специального КБ.
Так вот, каждый такой комплекс это - своеобразная мини установочка со всеми насосами, клапанами, редукторами, нагревателями, датчиками, проводами, трубами. Все загерметизировано, изолировано, для пожаро-взрывобезопасности.
На вход по трубе подается нужная фракция, насосом создается нужное давление, редуктором с ротаметром обеспечивается нужный расход, потом в герметичном блоке эта фракция нагревается, испаряется, охлаждается, конденсат капает, автоматика следит за скоростью капель, термопара замеряет температуру, сигнал поступает в операторную на самописец КСП-4. Там операторы следят за показаниями этого самописца, если что-то не так, с помощью кнопок управления на пульте подстраивают режим перегонки нефти. Вот и вся химия.
Как я уже говорил, раза два в неделю нам приходилось разбирать прибор и чистить испаритель и термопару, поскольку происходило образование нагара, и калибровка сбивалась с правильного значения.
Вот так, постоянно два человека обходили эти анализаторные на двух установках АВТ изо дня в день и занимались разборкой испарителей и чисткой. В общем, - удовольствие для души, кто знает…
Со временем навык появляется, и ты не замчаешь, как привыкаешь. Разобрал, почистил, собрал, нанюхался керосинчику, бензинчику… Откалибровал, расписался в вахтовом журнале. Помыл руки, пошел на обед. После обеда на другую установку. Там тоже самое… Моя жена, после того, как устроилась работать на НПЗ. с напарницей два года эту процедуру выполняла.
Потом, несколько лет спустя, когда я был в командировке на итальянском НПЗ, был удивлен, как точно такой же анализ был организован у них. Никаких анализаторных. Никакого купания в бензине, керосине. Полнейшая автоматика.
Умные итальяшки, применив хроматографический метод, на каждой трубе с нужной фракцией присобачили небольшой герметичный ящичек, который все параметры продукта с помощью микроконтроллера замерял на месте. Ничего разбирать не надо. Гарантия пять лет.
Годы спустя такие миниатюрные приборы стали и у нас появляться, а тогда, когда еще все начиналось, приходилось работать вот таким варварским способом. Зимой, на морозе, по уши в керосине, бензине, солярке, поглощая легкими все испарения. Работали, как обычно без противогазов, хотя он у каждого висел на плече. Попробуй-ка в противогазе почистить термопару. Неудобно очень. Зимой холодно, а летом, наоборот, жарко. Но, как-то справлялись, не жаловались.
Не смотря на такие опасные условия труда, нам, почему-то не платили за вредность. В отличие от операторов, которые сидели в тепле в операторной, поглядывая на приборы и нажимая кнопки.
Пробовали мы добиваться своих прав, ходили в отдел кадров, профсоюз, жаловались. Но исправить такую несправедливость не удалось. Прибористы под категорию вредного производства не подпадали по всему государству. Нас считали вспомогательными работниками, которые, по мнению чиновников, сидят в теплом помещении и никакого отношения к вредным условиям труда не имеют.