37 лет на Украине. Часть 2. Знакомство с НПЗ

Александр Сивухин
37 лет на Украине. Часть 2. Знакомство с НПЗ

Я хочу подробно рассказать, что мне пришлось увидеть в дальнейшем, и с чем мне, моей жене и детям пришлось столкнуться после того, как мы уехали из Великих Лук.

Итак, НПЗ. Нефтеперерабатывающий завод. Гигант нефтехимии, каких по размеру в Советском Союзе в то время было всего два. Третий, на котором нам предстояло работать, только-только начал строиться в Лисичанске.

Один из таких гигантов НПЗ работал в Киришах, Ленинградской области, один в Кстове, Горьковской области, третьему предстояло возникнуть в Лисичанске, Ворошиловградской области, на Украине.

Интересно, кому же это стукнуло в голову построить нефтезавод в шахтерском крае? И ведь построили же!.. В Союзе было еще пару десятков действующих НПЗ, только гораздо меньших по масштабам. В Тюмени, Рязани, Баку, под Москвой… Еще где-то… Точно уже не помню.

Нефть на Украину качали по трубопроводу из России. На трассе длиной в тысячу километров стояли промежуточные насосные станции и буферные емкости. От одной мысли представить все это громадное сооружение, ужаснуться можно было, но, тем не менее, это было так. Эта труба, наверное, до сих пор лежит. Без действия… Нефть на Украину больше не поступает.

Но еще более впечатляющим был сам Лисичанский НПЗ!..

В проекте строительства основным козырем этого завода, как и других нефтегигантов служила огромная установка ЭП-300 по производству этилена. Нефть сначала перерабатывалась в бензин, который затем, в качестве сырья, поступал на установку ЭП-300, где превращался в этилен. Этилен потом должен был идти по трубе в соседний город Северодонецк для дальнейшего использования при изготовлении полиэтилена.

Так мы поняли, что очутились в промышленно-производственной зоне с химико-технологическим уклоном.  Ходили слухи, что три наших города: Лисичанск, Северодонецк, Рубежное, которые расположены рядом, в радиусе десяти километров, объединят в один, и назовут – Менделеевск. Вот откуда эти ядовитые запахи, которые ветром разносило не только с нефтезавода, но еще и с других химических предприятий этих трех городов.

Однако, когда Советский Союз развалился, все химические предприятия остановились, никакого Менделеевска не получилось. Гиганты химии пошли на металлолом.
Зато запахи исчезли. По всему региону ветер и солнце быстро очистили воздух от остатков химических веществ.
Но это будет еще не скоро, а пока…

* * *
По плану, на Лисичанском НПЗ кроме ЭП-300 должны были быть построены: три «авэтэшки» по первичной переработке нефти, два риформинга, две гидроочистки, крекинг, сера... Кто силен в нефтехимии, тот знает, что это такое.
 
Если коротко, все эти страшилки нужны, чтобы ты подъехал к заправке и заправил свой автомобиль топливом, и ни о чем больше не думая, поехал дальше. Тебе не интересно, что такое нефть, и как из нее получается 95-й бензин. Так вот, все те установки, что я только что перечислил, служат для получения этого самого бензина.
Я специально пишу подробно, для «чайников», чтобы тоже знали, откуда берутся углеводороды, на которых все привыкли кататься.

А ведь НПЗ это не только всякие риформинги и крекинги… Кроме основного производства, имелись объекты вспомогательного назначения!.. Это фактически еще один завод в заводе! Без этих объектов ни туда, и не сюда…  Сейчас расскажу поподробнее обо всем, что вспомню. Я имею ввиду объекты, которые входит в комплект любого НПЗ кроме нефтеперерабатывающих установок…

Запаситесь терпением. Две минуты, если осилите, я думаю, вам будут полезны в плане расширения ваших горизонтов. Мне, к вашему сведению, расширения этих горизонтов, хватило на пару десятков лет.

Итак погнали!..

Станции смешения бензина, дизельного топлива, этилосмесительная. Это там, где доводят топливо до товарного состава, согласно рецептуре и сертификата.
Товарный парк для хранения нефтепродуктов и три эстакады налива по отгрузке жидкого топлива и сжиженного газа с БСГ.
ТЭЦ – тепло-электро централь. Отдельный цех для выработки тепла и пара, распределения электроэнергии.
Автопарк – цех, который содержит и обслуживает автобусы и грузовые автомашины.
Механический цех – ремонтирует все железо на заводе.
Строительный цех – ремонтирует все, кроме железа.
Цех КИПиА – ремонтирует и обслуживает контрольные приборы и автоматику.
Химическая лаборатория – делает текущие анализы и выдает паспорта на готовые нефтепродукты.
Административный корпус – там сидит начальство, снабжение и бухгалтерия.
Пожарная часть – там сидят пожарники, они тушат пожары, которые иногда бывают на таких пожароопасных объектах, как НПЗ.  Пожарные инспектора дают разрешение на сварочные и огневые работы во время строительства и ремонта.
Газоспасательная служба – следят за загазованностью, тоже разрешают огневые работы.
Очистные сооружения, водо-газо снабжение, пропарочная станция. Эти объекты говорят сами за себя. Может еще что-то было, уже не вспомню. Полно всего…

Штат завода составлял 4,5 тысячи человек, 1,5 тыс. человек подрядных организаций, которые постоянно находились на заводе.

Заранее скажу, - построено было все, что входило в проект. Даже больше. До рабочей стадии были доведены дополнительные установки по производству битума и полипропилена. Строили итальянцы.  Итальянцы даже построили корпус и поставили оборудование для выпуска готовой продукции из полипропилена (ковры, одноразовые шприцы…) Установочки, построенные итальянцами, были, как игрушечки, любо-дорого посмотреть. Жаль, что пользовались ими не долго. Я расскажу потом, что с ними стало.

Кроме объектов производства, как по мановению волшебной палочки выросли социальные объекты: подсобное хозяйство по выращиванию цветов, овощей и свиней; колбасный цех, был цех, где даже пиво делали…

К услугам работников завода были такие важные структуры, как: поликлиника с новейшей медицинской техникой, спорткомплекс с плавательным бассейном и сауной, тренажерным залом и спортзалом; профилакторий, состоящий из нескольких корпусов, с бесплатным лечением, питанием и проживанием, сауной и бассейном; турбаза на берегу Черного моря, недалеко от Анапы.

Это не считая, наверно самого важного - трех жилых микрорайонов, с десятками многоэтажных домов, школами, магазинами, детскими садиками, где вновь прибывающие рабочие и инженерный состав бесплатно получали квартиры.

Когда все это вспоминаю, не устаю восхищаться мощью тогдашнего Советского Союза, когда на пустом месте, за пять-шесть лет смогли, не особо напрягаясь, построить, практически, новый город и новый завод!..
 
Где такие масштабы строительства сейчас можно увидеть? Не знаю. Разве, что в Роскосмосе, или оборонке…

Забегая вперед, скажу, что с развалом  Союза и началом перестройки, спасибо Горбачеву, часть установок завода остановили и законсервировали, что не достроили, так и не достроили, первую установку АВТ-6 и установку ЭП-300, гордость нефтегиганта,  разобрали на металлолом. Социальные объекты: профилакторий, турбаза на Черном море, пивзавод, колбасный цех пошли с молотка. Их выкупило для себя местное начальство за копейки.

Так мы остались без профилактория, турбазы на море, без пива,  свинины, цветов и овощей.

А с началом боевых действий в 2014 году, по настоящий момент, завод вообще не работает, все производства остановлены, поставлены на консервацию. Часть эстакад и наливных резервуаров сгорели при бомбежке завода.

Девяносто процентов работников завода уволены, оставлены лишь охрана и дежурный персонал. Слава Украине!..