Наконец-то

Александр Щербаков 5
О проблемах, которые появились в России в связи с проведением так называемой «оптимизации здравоохранения», уже несколько лет обсуждаются даже на кухнях.  Не смогли пройти мимо этого и наши власть предержащие – президент и премьер-министр.  Они потребовали от Минздрава России прекратить этот беспредел,  и тут как раз началась пандемия коронавируса. И на переднем фланге борьбы с этой заразой, которая уносит много людей, оказались те самые врачи и средние медработники, которых так безжалостно сокращали.

Как известно, началась оптимизация, когда министром здравоохранения была Татьяна Голикова, финансист по профессии,  к тому же ярая сторонница реформ, которые предлагают нашей стране Международный валютный фонд и другие забугорные советчики. С тех пор прошло немало лет, Голикова сменила несколько руководящих кресел в разных управленческих структурах, но процесс, который она начала, с тех пор набрал скорость, и в стране стала во весь рост главная проблема – как попасть на прием к врачу или, если есть показания, лечь в больницу.  И вот наконец-то свершилось…

Вице-премьер правительства России Татьяна Голикова считает, что дефицит кадров является основной проблемой здравоохранения, которая во многих регионах РФ предопределяет доступность медицинской помощи.

"Наверное, кадровая [проблема в здравоохранении], недостаток врачей, которая предопределяет во многих регионах страны доступность медицинской помощи для отдаленных и малонаселенных пунктов. Очень надеюсь, что начатая с 1 января по поручению президента программа по модернизации первичного звена здравоохранения будет достаточно длительный период идти. Мы предполагаем, что порядка 550 млрд рублей на нее будет направлено, что мы приведем в порядок это все, подготовим специалистов", – сказала вице-премьер в интервью журналисту на YouTube-канале "Антонимы".

Заметили, уважаемые читатели, начата по поручению президента эта программа. А какова же роль в этом Минздрава России? Только взять под козырек и исполнять. В советское время Минздрав СССР  сам анализировал ситуацию, выявлял проблемы и намечал меры по их устранению. Я, в те годы чиновник здравоохранения краевого уровня, не помню ни одного постановления Политбюро ЦК и Совета Министров СССР по этим вопросам, только соответствующие приказы самого Минздрава СССР.  Но тогда в нем министрами работали уважаемые люди, академики Петровский, Чазов, к их мнению прислушивались в Политбюро.

Врач-волонтер благотворительной организации "Справедливая помощь Доктора Лизы", президент МОО "Лига защиты врачей" Семен Гальперин так прокомментировал заявление чиновницы:
"Голикова заявила, что в здравоохранении сейчас одна из главных проблем - это дефицит медработников. Не сказала только, что это результат проводимой ей же реформы здравоохранения. Ни один из региональных медчиновников не понес ответственности за разрушение системы медицинской помощи и передачу государственных медучреждений в руки частного бизнеса.

Преступная «оптимизация» разрушила систему медицинской помощи и заставила многих специалистов уйти из профессии. Сегодня врачи вынуждены уезжать из регионов на заработки просто, чтобы прокормить свои семьи.

Пока здравоохранением рулят те самые чиновники, что закрывали больницы и сокращали врачей, те, кто проводил преступную приватизацию социальной сферы, никакого выхода из провала ожидать не приходится".

Действительно, оптимизация здравоохранения привела к негативным результатам. Статистика говорит о том, что за последние годы мощности для лечения и профилактики заболеваний в стране значительно сократились: так, по данным Центра экономических и политических реформ, только с 2000 по 2015 год число российских больниц сократилось с 10,7 до 5,4 тысяч, число больничных коек на 10 тысяч населения сократилось с 115 до 83,4, число поликлиник снизилось с 21,3 до 18,6 тысяч. А в последние четыре года эти цифры стали еще более тревожными.

Ранее ИА FederalCity сообщало, что, по мнению председателя Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президента "Лиги пациентов" Александра Саверского, Россия движется в противоположном прогрессивному развитию здравоохранения направлении – в сторону расширения частного сектора. И одним из проявлений этой пагубной тенденции стал бурный рост частных медицинских клиник. В результате политики властей и оптимизации здравоохранения медработники переходят на работу в частный сектор медицинских услуг, а в и без того сокращающемся государственном и муниципальном секторе здравоохранения образуется дефицит кадров. Саверский рассказал, что эта тенденция хороша заметна невооруженным глазом в Москве.

ИА FederalCity сообщало, что оптимизация здравоохранения в Москве, по данным ректора Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбековой, привела к тому, что обеспеченность инфекционными койками для взрослых и детей была сокращена почти в 2 раза – с 4,7 тыс. до 2,5 тыс. Это сопровождалось ростом смертности от инфекционных болезней на 11% – с 12,5 до 13,9 на 100 тыс. населения (данные Росстата). Сокращение койко-мест во всех больницах столица достигло 30%, обеспеченность койками упала в 1,7 раза (с 7,7 на 1 тыс. населения до 4,5).

По мнению Улумбековой, в Москве были приняты "бездарнейшие решения", которые перевели финансирование инфекционных коек, инфекционных больниц и скорой медпомощи на ОМС. Такое финансирование, обусловленное только наличием больных, приводит к вынужденному сокращению учреждения, чего нельзя делать в случае с инфекционной службой, которая должна функционировать  основное время в режиме ожидания, подчеркнула специалист.

Улумбекова ошибается. Одноканальное финансирование здравоохранения придумало не правительство Москвы, а Министерство здравоохранения России.  Раньше было два канала финансирования – местный и федеральный бюджеты, и средства обязательного медицинского страхования.  Из бюджета финансировались службы, которые не могут зависеть от количества пациентов, за что платит ОМС – служба родовспоможения, инфекционная, психиатрическая служба,  травматология, скорая медицинская служба. Они должны быть готовы к приему пациентов круглосуточно. А финансирование по ОМС зависит от количества принятых больных, к тому считается  задним числом.

Однако в Москве власти отказываются признавать ошибочность оптимизации здравоохранения. Так, мэр столицы Сергей Собянин во время выступления в Мосгордуме в декабре 2020 года сказал:
"За эти годы количество врачей не уменьшилось, а увеличилось как в стационарах, так и в амбулаторной помощи. Сами площади больниц и поликлиник не уменьшились, а увеличились почти на 300 тысяч квадратных метров. Ещё 300 тысяч были заменены на современные помещения с современными корпусами. В планах – строительство и реконструкция около миллиона квадратных метров новых зданий и помещений для здравоохранения Москвы".

Однако данные с сайта Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Москве и Московской области говорят об обратном: произошло существенное сокращение количества специалистов и среднего медперсонала, количества коек и больниц.

Вот некоторые данные с этого сайта:
Количество медицинских учреждений – 232 в 2010 году и 149 в 2019 году
Количество коек – 107800 в 2010 году и 82571 в 2019 году
Количество врачей – 89700 в 2010 году и 77781 в 2019 году
Количество среднего медперсонала – 114700 в 2010 году и 106195  в 2019 году.
Население Москвы – 11 млн 503 тыс. в 2010 году и 12 млн 646 тыс. в 2019 году.

Удивительно, что в Московской Гордуме не нашлось уважаемого  человека, который был сказал мэру Собянину, что действия правительства Москвы преступны. Доступность населения получить бесплатную медицинскую помощь в столице неуклонно снижается.

Может, теперь хоть вице-премьер по социальным вопросам Голикова подскажет мэру Собянину на это.  Иначе так может сложиться, что Собянина и не переизберут градоначальником на следующий срок. Ведь ситуация с доступность медицинской помощи даже в столице аховая, что уж тут говорить про регионы.  Там стараются решить проблему медицинских кадров, приглашая врачей из Средней Азии. Там и в советское время врачей готовили слабых, а  теперь к нам в Россию приезжают врачи, даже русский язык плохо знающие, я уж не говорю про их квалификацию.  А выпускники российских ВУЗов не хотят работать в медицине из-за низкой зарплаты и большой нагрузки. Замкнутый круг получается.  Разрушать всегда легче, чем создавать.  Так и получилось.  Сократили медицинские учреждения, врачей, средних медработников,  и какой выход из положения? Новые ЛПУ строить, как в Москве, готовить кадры? Не так быстро все это делается. А страдает народ, у которого растет недовольство нынешней властью.