Последний конквистадор на конкурс о Н. Гумилеве

Вера Сайгафарова
Николай Гумилев относился к таким людям, которые прожив мало, оставляют после себя не только гениальное творчество, но и какое –то таинство натуры, загадку.  После смерти такие люди я думаю, превращаются в звезды и снова падают на землю, чтобы прожить еще более яркую жизнь. Она наделяет их   своей мощной, искрящей энергией   и роковой судьбой тоже- «Откуда я пришел, не знаю .. Не знаю я, куда уйду, когда победно отблистаю в моем сверкающем саду».

 Его предчувствия и избранность отражалась в его стихах - «И умер я и видел пламя, не виданное никогда: пред ослепленными   глазами, светилась синяя звезда)). Может он ошибся –звезда его была красной, сжигающей изнутри и приводящей к печальному концу.

Когда я впервые случайно увидела его фотографию в интернете меня поразили его глаза, взгляд.  Они смотрят словно сквозь тебя- куда- то за горизонт. Хочется обернуться и понять, что он там видит. Может быть   будущее, но оно его видимо не страшит. Лицо несколько самоуверенное, характер   замкнутый. Вещь в себе.  Как все поэты он был   наверное, чувствительным и ранимым, но при этом своим принципам   не изменил даже перед лицом смерти.

 Силу его характера можно сравнить с клинком, который закалялся еще больше под ударами молота. Недаром он видит себя конквистадором –«Я конквистадор в панцире железном,я весело преследую звезду, я прохожу по пропастям и безднам и отдыхаю в радостном саду». В нем жил дух авантюриста, завоевателя- «Я пропастям и бурям вечный брат, но я вплету в воинственный наряд звезду долин, лилею голубую». Казалось, что его только радовали будущие испытания, они будили его дух и творчество.

 Время жестких перемен, революции, разрухи и голода переплавляло характеры, ломало людей, делая их трусами и предателями, а кого –то   героями.  Всех    старались обезличить, сделать послушной толпой, подавив волю к жизни, творчеству, самовыражению. Нужно было вырастить поколение людей с новым мышлением, которые бы подчинялись директивам, приказам, постановлениям. Все старое сметалось и уничтожалось безжалостно. Кто боялся, тот пристраивался к новой власти и забывал себя. Но даже они не могли быть уверенными в завтрашнем дне. Они не успевали меняться, как уже умирали.
 
Поэт не может быть неискренним, фальшивым, а Н. Гумилев был не только поэтом, он был планетой, индивидуалистом и мистиком, который мог бы увидеть изнанку нового порядка, лежащее выше понимания простого человека и   показать это людям-    «Я не трушу, я спокоен, я - поэт, моряк и воин, не поддамся палачу. Пусть клеймит клеймом позорным - знаю, сгустком крови чёрным за свободу я плачу». Он считал себя воином,    которого  не сломают ни пытки, ни унижения. Необычное сочетание –поэт и воин. Неизвестно, действительно ли он написал последнее свое стихотворение в тюрьме, появилась бы его драгоценная муза в такой час и смог ли бы человек в те роковые дни   взять ручку, перебитыми от пыток   пальцами, с измученной душой - написать такие строки. Но судя по его характеру – вполне возможно.
 Трудно притворятся, когда позади тебя пожар, прошлое исчезло, как дым, твои друзья либо предали тебя, либо убиты. Пытаться быть кем- то другим в тех условиях –просто невозможно.  Смотрю его   последнюю фотографию со следами пыток. Не хочется верить, что кто-то посмел такое с ним сделать.  Взгляд покрылся дымкой, стал растерянным немного, самую малость, на лице шрамы, синяки, а что на теле? Мальчишка в душе, с идеалами, вдруг резко постарел. Его Голгофа-тюрьма стала ему последним пристанищем, искушением и испытанием его воли. Но палачи ошиблись, невозможно унизить   человека   с таким внутренним потенциалом, растоптать его волю, уничтожить его творчество. Он был частичкой прошлого, может и негативного,    но  такие личности искупали его своей  кровью.   Они учат нас как жить и умирать   достойно.  Почему поэтов не делают святыми?

 Не смог спасти последнего конквистадор его железный панцирь, но он оставил своим потомкам надежду и свет его души в стихах. Его звезда сияет теперь где –то высоко на горизонте и может скоро вновь упадет на землю хрустальным дождем- «Мне все открыто в этом мире -И ночи тень, и солнца свет, и в торжествующем эфире мерцанье ласковых планет».