Голос счастья. Часть 1. Исповедь

Братислав Либертус Новинки
ГОЛОС СЧАСТЬЯ.
ЧАСТЬ 1: ИСПОВЕДЬ
(статья)

   О счастье рассуждают многие, - наверное, каждый, рано или поздно, начинает задумываться, стараясь разгадать его секрет: как быть счастливым. Что для этого нужно.

   Большинство людей ассоциируют счастье с радостью. Говорят: "Если вы научитесь радоваться мелочам, то станете счастливым". Глупость. Я по себе знаю, что радость и счастье - это два разных крокодила: один зелёный, другой на север. То есть, у несчастного человека тоже могут быть минуты радости, а счастливый - наоборот, может и забыть, когда же он в последний раз был чему-либо рад. Счастливый человек способен быть угрюмым, циничным, саркастичным, и даже озлобленным на весь белый свет. Правда-правда. Вы думаете, что счастье несовместимо с подобными эмоциями, но вы ошибаетесь.

   Ах, да! Забыл представиться. Итак, автор сей статьи-исповеди - авторитетно заявляет, что он счастлив. Да, я счастливый человек. Это правда.

   А ещё в моей жизни был период, когда я был по-настоящему несчастлив. Поэтому мне есть, с чем сравнивать.

   Мое детство не было безоблачным, а весьма наоборот. Мое детство было черным. Настолько черным, что я уже в 10-летнем возрасте, всерьез задумывался о самоубийстве. И даже предпринял одну попытку. Она не удалась, как вы понимаете. И все же, я не осознавал в тот период, что я - счастливый человек. Мне не было с чем сравнивать, поэтому в детском и в подростковом возрасте я думал, что если у меня нет поводов для радости, а есть поводы думать о самоубийстве - то я несчастный человек. Я очень ошибался. Потому что я не знал ещё, что отсутствие радости и отсутствие ощущение счастья - это два разных измерения. Я думал в детстве, что это одно и то же. Позднее я понял, настолько огромна разница.

   Итак, я повзрослел, получил паспорт, и с огромным облегчением, вылетел из родительского дома, чтобы больше никогда туда не вернуться. Дом, где прошло мое чёрное детство. В котором я не осознавал, что на самом деле был счастлив. Осознал я это позднее, когда вступил в брак с человеком, которого не любил...

   На меня навалилась тяжесть. Именно душевная тяжесть. И с каждым годом, эта тяжесть все росла. И если до брака я был весёлым жизнерадостным человеком, умеющим весело смеяться - то уже на третий год моего злосчастного брака, от моей жизнерадостности не осталось и следа.  И вот тогда я осознал, что несчастлив в браке. По-настоящему несчастлив. А до этого, все мое детство - я был счастливым. Я осознал эту разницу: что такое быть по-настоящему несчастливым. И в чем разница между ощущением счастья, и ощущением несчастья.

   Да, вот именно в этом: если признак несчастья ощущается в тяжести, то счастье - соответственно, лёгкость. И самый верный признак счастья или несчастья человека - отражается в его голосе.

   Голос несчастливого человека - хронически блеклый и уставший.  Глобально уставший. Хотя причин для усталости может вовсе и не быть: человек может вести праздный образ жизни, может быть поклонником здорового питания и физкультуры, может даже работать клоуном в цирке, или воспитателем детского сада. А его голос - выдает с головой, что человек глубоко несчастлив. И поверьте, он ничего не сможет с этим поделать: ни йога, ни посещение психотерапевта, ни ударение в религию, ни женитьба с любимым человеком - ничего не сможет сделать его счастливым, и не заставит его голос с лёгкостью звенеть.

   Знаете, почему? Потому что счастье сродни Святому Духу: оно посещает лишь того, кого само выберет. Не зря же его издревле ассоциируют в народе с птицей. Да, счастье можно найти, можно потерять, и снова найти, - и при этом не имеет никакого значения, женат ли ты или холост, беден или богат, живёшь ли беззаботно, или в хлопотах, - это все совершенно не имеет значение. Не имеет даже значение, являешься ли ты христианином, или вообще отвергаешь все религии. Потому что счастье невозможно купить. Невозможно заработать. Его можно только получить в подарок от Бога.

   Не имеет даже значения, влюблен ли ты или нет, и влюблен ли взаимно, или сам по себе - это все тоже не имеет значения. Одинок или женат - для птицы счастья совершенно нет разницы.

   Да, дорогие мои. Лёгкость на душе, как признак счастья - невозможно получить даже посредством молитв, или прилюдного покаяния в грехах. Ее невозможно получить безупречным поведением и репутацией. Ее невозможно получить посредством отсутствия матерщины в своей речи, или наоборот, засоряя ею свою речь. Хотя любой из выше перечисленных методов может вдруг и в самом деле, оказаться той дверью, открыв которую, человек, как с пирса в бездну, вдруг окунается в счастье. В настоящую душевную лёгкость.

   И вот тогда не имеет значение: ни социальное положение, ни состояние здоровья, ни семейное положение - все это не имеет ровно никакого значения. Потому что ты можешь быть счастливым и без всего этого, несмотря на отсутствие всего этого.

   Да, время от времени, ты можешь скулить от лишений, плакать от обид, злиться на весь мир, и испытывать весь спектр негативных эмоций, доступных нервной системе любого человека. Но это все - лишь короткие выплески. После которых на душе опять легко. А вот когда у человека храническая душевная тяжесть - то ему ничего не помогает: ни слезы, ни молитвы, ни наслаждение доступными радостями, - ничего не помогает от этой тяжести избавиться. Ровно ничего. Потому что, после короткой передышки во время любого праздника, всеми силами стараясь благодаря празднику отвлечься от ощущения тяжести - эта тяжесть, как изголодавшийся по любимой жертве зверь, набрасывается с новой силой. И в результате, любая попытка отдохнуть от этой тяжести, снова оказывается провальной. Она изматывает, высасывает душевные резервы сил человека.

   Счастливый человек тоже может испытывать душевную усталость время от времени. Может хандрить. Иногда задумываться о бессмысленности собственного бытия, и скучать настолько, что может начать мечтать о суициде. Грань, разделяющая счастливого и несчастливого, очень тонка на самом деле. Тонка, но ощутима. Счастливому, в минуты его очередного суицидального настроения, покажи пальчик - и он может весело расхохотаться, как ребенок, забыв, о чем думал минуту назад. Его голос лёгок и звонок. И стоит лишь заинтригованно спросить у него: "А давай?" - и он моментально зажжется новыми идеями, которые вдохновят его хотеть жить, до самой глубокой старости.

   С несчастливым все иначе. Ты его хоть как весели, хоть колесом ходи вокруг него, и развлекай весь день целой толпой клоунов - он, казалось бы, вот-вот, уже начал улыбаться - и на, тебе: снова он в печали, снова хандрит, и вздыхает тяжко. И ничто не увлекает его надолго: быстро начинает скучать, и теряет интерес к начатому предприятию.

   Рецепта счастья не существует, - такого, чтобы универсального для всех. Дверь к счастью у каждого своя. Избитая фраза, но это правда. Лично мне, чтобы ощутить себя снова счастливым, достаточно было подать на развод, и уйти из обременительного брака. А вот, чтобы начать радоваться жизни - мне нужно много денег.

   У другого, знакомого мне человека - достаточно денег, чтобы радоваться жизни. Но каждый раз, когда я слышу его хронически уставший голос - я понимаю, что этот человек очень несчастлив. У него есть все, что может пожелать человек. Есть все, кроме счастья. А у меня - кроме счастья, больше ничего нет. Мы с ним одновременно и антиподы, как чёрное и белое, как камень и воздух, - и в то же самое время, глобально похожи, как близнецы.

   Его голос - хронически уставший. А у меня по причине здоровья, он отсутствует вовсе (как  видите, у меня даже голоса нет, но зато есть счастье). И все же, внутри себя я знаю: если (или когда) мой голос вернется - то он не будет звучать как уставший. О!... Если мой голосочек вернется, то он зазвучит звонко, со всей мощью моего гнева, высказывая в лица моим обидчикам все, что у меня накипело. И когда я выговорюсь, и всех накажу - тогда с облегчением вздохну, и - забыв обо всем, начну беспечно смеяться, как умеют смеяться только дети: ощущая внутри огромную легкость.

   О, да! Тема прощения. Большинство скажут, что путь к счастью - это простить обидчиков. Понять и забыть. Мол, проглоти свои обиды, смирись со своим беззащитным положением - и будешь счастлив. Глупости. Проглоченные обиды счастливым человека не делают. Впрочем, несчастным не делают тоже.  Потому что проглоченные обиды - это груз. От которого надо как-то избавляться. Смириться с беззащитным положением не выход. Потому что это ведёт к апатии. Собственная вынужденная бездеятельность ведёт к апатии, к неспособности вообще испытывать положительные эмоции... К неспособности влюбляться в жизнь. Можно иметь внутри счастье, и при этом испытывать апатию к жизни. Именно потому, что не знаешь, что с этим счастьем делать. Потому что единоличное твое счастье не способно, как оказывается, сделать мир лучше или добрее. Оно вообще пустое, бессмысленное.  Потому что не имеет никакого значения для мира, счастлив ты или нет, если ты не способен, в силу физических ограничений по причине собственной инвалидности, внести в этот мир хоть какие-то изменения. Ты пассивен, потому что ограничен в движении. И в ощущении счастья - ровно никакого смысла нет. Можешь умереть хоть сегодня - никто и не заметит. Зачем тогда и жить?...

   Вдохновляет жить только движение. Ощущение способности изменить мир. И для того, чтобы по-настоящему прощать обидчиков, нужно для начала по-настоящему иметь возможность их наказать. То есть, иметь выбор: наказать или простить. А если выбора нет - то о подлинном прощении не может быть и речи. Смириться - значит, впасть в состояние апатии. И ничего больше.

   Вот такое оно на самом деле, это счастье... А вы наивно думаете, что счастье хоть как-то связано с радостью. Нет... Можно не иметь поводов для радости. И все равно быть счастливым... Несмотря ни на что, ощущать внутри себя лёгкость, если брать глобально. И в то же время, ощущать тяжесть, от осознания неспособности изменить этот мир. Хотеть этого - и физически не мочь этого сделать самостоятельно. Это способно угнетать. Вгонять в хандру, и в нежелание жить.

   Несчастливые люди угнетаются совсем не этими мыслями. Им тяжело, потому что тяжело глобально. Вы видите, между счастливыми и несчастливыми на самом деле очень тонкая грань. Они очень похожи с виду, и похожи могут быть образом жизни, и спектром эмоций.

   Отличает их только голос...

19:52, 10.05.2021
Братислав Либертус Публицист