Максим Горький и Лев Толстой

Марина Северчанская
Рецензия на "Максим Горький" (Сергей Горцев)

Талантливые личности всегда многогранны, и соединять различные грани в один кристаллический образ удается лишь Словом божьим. Поэтому, для Человека мир начинается с "В начале было Слово...", и святой Иоанн пояснил: "И Слово было у Бога. И Бог было Слово".

С 17 века начался бурный расцвет европейской литературы разных жанров. В 18 веке при власти мелких лавочников определился жанр народничества. Это приносило хорошие заработки без занятий тяжелым физическим трудом. Писали все, кто был грамотным — образовалась новая интеллигенция. А элита вообще была обязана писать, будучи ответственными за состояние национальной культуры и истории. Если Англия и Франция после революций сформировали род классической "буржуазной" литературы, то при Ленине и Троцком большевики сразу пошли от конечного — если пишешь и печатаешься, то — элита.

И нынешнее время ничем не отличается — народная литература заполнила социальные сети, издается огромная масса ненужных книг, невостребованной и низкого качества литературы. И интересных произведений много, и авторов — тысячи, и их имена в основном никто не знает и никто не помнит.

А в середине 19 века в России начался бум на писателей-реалистов (и художников), формат произведений которых не мог войти в газетный и журнальный печатный тираж, реалистичное искусство было очень востребовано. К концу 19 и в начале 20 века, как и прежде в революциях ("грандов" и в французской), этих писателей (и художников) использовали для пропаганды переиначенной истории и организации массовых возмущений в подготовке свержения правящей династии — не больше и не меньше.

Только близкая дружба с революционерами и активное участие в революционном движении Горькому помогла стать писательской элитой. Недаром весь писательский эшелон сразу был взят под жесткий контроль, ведь большевики знали, как никто, что такое "слово". Новой культурой в создании "нового человека" занимались Луначарский, Крупская, Покровский, Бонч-Бруевич, Абакумов, Жирков, Лыткин, Лепешинский, и др. В разряд "элиты" вошли ряд революционных писателей. Все "буржуазные" писатели были исключены. И только при Сталине, после смерти Крупской, они не только вернули свое имя, но и многие вошли в советские учебные программы.

Смотрите, как характеризуется личность Горького: отказывается от традиций рода и даже от фамилии — прервал связи. Пошел против Бога. Пишет про "варварские" обычаи, сам же себе позволяет бить человека (священника), за что и был справедливо наказан самосудом. Попа Гапона и других революционеров у себя прятал, и — ничего, что "страдающий под гнетом буржуазии" оплакиваемый им народ использовался для создания массовых беспорядков как "пушечное мясо". Сколько бы еще он, будучи семейным, делил постель шпионки Марии Закревской вместе с Локхартом *, который был любовником и Доры (Фани) Каплан, стрелявшей в Ленина, неизвестно, если бы не покушения на Ленина и Урицкого! Там все переплелись в одной банке, как пауки, надо сказать. Ведь даже родной брат Ленина Дмитрий лично участвовал в выздоровлении этой Каплан. В общем, Горький — тоже человек, большевистская элита, его попытки остаться чистеньким понятны, но, по факту, не осуществимы — время назад повернуть нельзя, хотя всегда такие вот историю переписать и пытаются, а нелицеприятные интрижки и преступную деятельность разукрашивают до степени невиданной жертвенности и героизма.
* спонсором и организатором покушения на Ленина был британский дипломат Брюс Локхарт, после чего он стал известен книгой "Британский агент" (1933г.), написанной им по собственному опыту работы в России.

Горький тот еще был развратник и подпольщик — головокружение от успехов его вовсе не обошло. Так что, любые грани — это все об одном и том же.

Я лет с 11 стала читать Горького, и Толстого тоже, начиная с книжек издательства "Детская литература". Даже издалека Горький не сравним по культурному качеству с Толстым: Толстой — глыба, Горький — пешка. Горький — для плебса, Толстой — для патрициев. Они не стоят в один ряд по глубине смыслов и духовности. Учитывая, обязательно, что у Горького вообще никогда нет ни в чем раскаивания, а вся ответственность всегда возлагается на внешние силы.
Толстой же прошел тяжелейший путь от покаяния до высокодуховной мудрости. 

И, конечно же, лишь по письмам судить об отношениях пары Толстых, прожившей вместе более полувека — это легкомысленно. Вы в письмах обычно тоже занимались бы выяснением отношений, ругательствами, перебранками и обсасыванием личных проблем? Вот, то-то же. Как правило, письма различаются по направленности своего содержания, и это тоже род литературы, я вам скажу. Что отношения между супругами были далеко не лирические, это факт. И говорить о них можно только с многоуровневого рассмотрения и человеческих взаимоотношений, и гендерных, и полового воспитания, и культурных норм общества, и прочих.

.