Долгая дорога к Богу Гл. 6 Часть 5-3 Церкви

Дудко 3
В КОЛЛАЖЕ:
На первых двух снимках –
Христорождественская церквь г. Астрахани.
На следующих трёх - Иоанно-Златоустовская церковь г. Астрахани

ДОЛГАЯ  ДОРОГА  К  БОГУ
ГЛАВА 6  ПРАВОСЛАВНЫЕ КОРНИ СТЕПАНОВЫХ РОДОМ  ИЗ АСТРАХАНИ
ЧАСТЬ 5-3 ЦЕРКВИ

После каждой опубликованной Части трудно сразу переходить к следующей.
Может быть – возраст сказывается? Я настолько сильно погружаюсь в текст, который публикую, что отключиться сразу мои мозги не в состоянии. Минимум нужны - сутки, чтобы обыденная жизнь переключила моё сознание на вопросы здоровья и суету сует…

Но вот теперь – следующая Часть.
В ней мне хочется посмотреть собственными глазами на те места, где жил и проводил большую часть суток ежедневно – Григорий Иродионович Степанов. Это же конечно – церкви, в которых он служил.
Чтобы вспомнить – в каких храмах он служил, вернёмся к его послужному списку…

Родился 18 января 1865 г. в семье мещанина Иродиона Григорьевича Степанова в Астрахани.
Образование среднее духовное – в июне 1887 года закончил полный курс наук в Астраханской духовной семинарии.

23 августа 1887 года рукоположен во дьяконы Христорождественской церкви г. Астрахани.
17 декабря 1889 года рукоположен во священники Христорождественской церкви г. Астрахани.

15 декабря 1890 года перемещен к Иоанно-Златоустовской церкви,
с этого же времени и до 1893 года состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы.
6 мая 1910 года награжден Императорским орденом святой Анны 3 степени
Состоял членом миссионерского общества Кирилло-Мефодьесвкого братства и Императорского палестинского общества.

С 1897 до 1923 года - настоятель Троицкой церкви г. Астрахани (в 1923 году захвачена обновленцами).

После революции 1917 года
С 1919 по 1921 год состоял в созданном при Иоанно-Предтеченском монастыре «Союзе религиозных общин», организованного 2 марта 1919 года, благодаря старанию епископа Леонтия (фон Вимпфен),
Союз по сути своей представлял из себя православное братство, ставившее своей целью восстановить на новой юридической основе уничтоженные властью церковные институты. В уставе «Союза» были широко освещены его планы на будущее: восстановление церковного образования для детей и взрослых; организация пастырских курсов, церковно-певческой школы; духовных библиотек и читален; богадельни и многого другого Не всё из намеченного удалось претворить в жизнь, но из того, что было осуществлено, нужно отметить организацию при Иоанно-Предтеченском монастыре церковной школы для детей, где преподавали и настоятель обители архимандрит Кирилл (Соколов) и временно управляющий Астраханской епархией епископ Анатолий (Соколов).
Также «Союз религиозных общин» активно выступил против обновленчества, представив из себя сплочённую группу из православных священнослужителей и мирян.

С 1924 года – настоятель Покровского Собора в г. Астрахани.

Несмотря на многочисленные запреты, продолжал проводить богослужения на церковные праздники, организовывать крестные ходы. 
Из протокола объединенного собрания членов Церковного совета Покровской религиозной общины, состоявшегося 25 мая 1927 года:

 "… так как часто замечаются церковным советом и общиной разные упущения в истолковании своих церковно-служебных обязанностей со стороны членов клира причта, то предложить отцу настоятелю храма протоиерею о. Григорию Степанову обратить серьезное внимание и упорядочить это дело, а также не допускать совершения публичных богослужений на площадях, улицах, совершение крестных ходов без предварительного на то разрешения советской власти".

С 1930 года до приговора коллегии ОГПУ СССР 1931 года – настоятель Иоанно-Златоустовской церкви.
В г. Астрахани проживал в д.32 по ул. 3-я интернациональная

В 1931 г. Особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР выслан за пределы Нижне-Волжского края на 3 года.
С этого времени  дальнейшая судьба не известна, как и дата смерти и место захоронения.

Реабилитирован в 1989, 1995 гг.

Прежде, чем перейти к церквям, в которых служил Григорий Иродионович, поинтересовалось – сколько же всего церквей в Астрахани было и потом осталось после революции.

Добавляю немного статистической информации об Астраханской епархии.
Меня, в данном случае в основном интересует только начало ХХ века и советский период…

В 1902 году праведный Иоанн Кронштадтский освятил в Астрахани храм во имя равноапостольного князя Владимира, в память 900-летия Крещения Руси.
В 1912 году в епархии началась подготовка к прославлению митрополита Астраханского священномученика Иосифа.

С 1910 года в епархии существовало Царёвское викариатство, а с 1917 года - ещё и Енотаевское.

СОВЕТСКИЙ  ПЕРИОД

Революционные потрясения 1917 года незамедлительно сказались на церковной жизни Нижнего Поволжья. В конце 1917 года была закрыта Астраханская духовная семинария и остановился выпуск "Астраханских епархиальных ведомостей."
В следующем году прекратили существование Астраханская консистория и епархиальное женское училище, Астраханские епархиальные помещения и монастыри были изъяты большевиками.

В сентябре 1918 года в Астрахани вокруг викарного епископа Леонтием (Вимпфеном) возник "Епархиальный союз церквей", который провозгласил своей задачей "демократизацию" Церкви и ограничение власти архиереев.
В 1919 году началась большевистская кампания по очистке края от контрреволюционных сил, в ходе которой были расстреляны видные церковные деятели, включая правящего владыку  священномученика Митрофана и примирившегося с ним викария Леонтия.

Проповеди временно управляющего епархией епископа Анатолия (Соколова) и акции гражданского неповиновения среди верующих повлекли волну массовых арестов священнослужителей в 1920 году.
В 1922 году против епископа Анатолия началось следствие и он уклонился в обновленчество. При поддержке властей многие церкви были переданы обновленцам, хотя большинство духовенства и мирян осталось верными святителю патриарху Тихону.

В следующие годы самоотверженное служение на Астраханской кафедре священномученика Фаддея (Успенского) имело огромное влияние на верующих, сплотив их в верности канонической Церкви.
Тем временем безбожные власти стали закрывать храмы - вначале пустующие обновленческие, а затем и прочие.
В 1930-х годах в Астрахани многие церкви были снесены, другие конфискованы и переделаны. В конце 1930-х годов Астраханская кафедра осталась вдовствующей.
Поворот в государственной церковной политике обусловил частичное восстановление церковной жизни.

С 1942 года на Астраханскую кафедру снова назначались архиереи.
26 июня 1944 года к Астраханской епархии была присоединена Сталинградская область, несмотря на недостаток священнослужителей в 1940-х открылось много храмов. Сбор средств в фонды обороны, помощи инвалидам войны и детям-сиротам был одним из основных направлений патриотической деятельности духовенства епархии вплоть до 1947 года, когда государство прекратило принимать эти пожертвования.

4 марта 1949 года Астраханскому владыке поручено было также управление Саратовской епархией, но в 1952 году Саратовская кафедра была вновь выделена в самостоятельную.
В 15 июля 1959 года Сталинградская область была передана Саратовской епархии, а Астраханская епархия вернулась к старому наименованию и ограничилась территорией Астраханской области.
В 1960-80-х годах Астраханская епархия являлась одной из самых маленьких в Русской Церкви, большинство священников были людьми немолодыми.

СОВРЕМЕННЫЙ  ЭТАП

В заключительные годы советского периода началось возрождение церковной жизни.
В 1992 году епархии был передан Успенский собор, соборная Пречистенская колокольня и часовня игумена Кирилла Астраханского.
В 1995 году был возобновлен Астраханский Иоанно-Предтеченский монастырь.
В 1999 году верующим был возвращен Астраханский Владимирский собор.
В течении 1990-х годов открылись десятки новых приходов и молитвенных комнат при различных учреждениях, по всей области шло строительство церквей и молитвенных домов.

Начиная с "Астраханского православного собеседника," публиковавшегося епархиальным управлением в 1991 году, стали развиваться церковные средства массовой информации.

При Успенском соборе Астраханского кремля и Ахтубинском Михаило-Архангельском храме открылись 2-годичные курсы по подготовке катехизаторов из мирян. В ноябре 1999 года было создано Астраханское православное педагогическое общество для подготовки учителей основ Православия.

12 марта 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Ахтубинская епархия, после чего в ведении Астраханской кафедры остались городской округ Астрахань, а также Володарский, Икрянинский, Камызякский, Лиманский и Приволжский районы на юге Астраханской области. Одновременно Астраханская епархия была определена центром новоучрежденной Астраханской митрополии.

СТАТИСТИКА

1683 - 39 церквей (население бедное, церквей мало.)

Сер. XVIII, по присоединении северных земель - более 300 церквей, 4 мужских и 3 женских монастыря.

1773 - в епархию входил:
-  города Астрахань, Царицын, Кизляр, Дмитриевск, Дубовка, Саратов, Петровск; крепости Красный Яр, Енотаевская, Чёрный Яр, Моздокская, Фелшанская;
городки Гурьев, Ахтубинский, Селитринный.
259 церквей (из них в Саратове и его десятине - 134, Петровске и его десятине - 48, Дмитриевске и его десятине - 17, в Царицыне - 6, в Дубовке с казачьими станицами - 6, в Астрахани и ее округе - 47).

1899 - всех церковных школ в епархии - 288, с общим количеством учащихся 9.979.

1901 - совпадает с границами губернии и занимает пространство в 192.555 кв. верст. Разделялась на 5 уездов, имела народонаселение 479.980 душ, в т. ч. православных 236.509 душ.

Церквей в епархии на 1901 год: соборных 6, монастырских 9, приходских 170, походная 1, миссионерских 3, при казенных заведениях 3, кладбищенских 4, приписных 26, часовен и молитвенных домов 26, всего 251 церковное здание.
Священно-церковно-служителей: протоиереев 16, священников 257, диаконов 128, псаломщиков 224.

1903 - 231 церковь (6 соборных, 9 монастырских, 173 приходские, 3 при казенных и богоугодных заведениях, 2 домовые, 4 кладбищенские, 4 миссионерские, 1 походная, 29 приписных), 27 часовен и молитвенных домов; 695 церковно- и священнослужителей (за исключением монашествующих).

1912 - церквей - 246, часовен и молитвенных домов - 30; монастырей - 5 (2 женских); духовная семинария, епархиальное женское училище, 362 церковных школы, калмыцкая миссионерская школа-приют; епархиальная библиотека, 17 библиотек при церквях.

1924 - 10 храмов верны Церкви, остальные в руках обновленцев.

1 января 1958 [4] - 16 зарегистрированных храмов и молитвенных домов.
1988 - 15 приходов.

1992 - 32 прихода.
 
1996 - 37 приходов, 1 монастырь.

1999 - 44 прихода, 1 монастырь.
 
Октябрь 2001 - 69 приходов, 1 монастырь, 60 священников и 10 диаконов.

Декабрь 2011 - 72 прихода, 2 монастыря, 152 священнослужителя и монашествующих.
 
Декабрь 2012 - 76 приходов, 2 монастыря, 167 клириков и монашествующих.
 
Да… Приходов и церквей было очень много.

Тем не менее, всё - таки поищем информацию, связанную с церквями, в которых служил Григорий Иродионович.

Образование среднее духовное – в июне 1887 года закончил полный курс наук в Астраханской духовной семинарии
23 августа 1887 года рукоположен во дьяконы Христорождественской церкви г. Астрахани
17 декабря 1889 года рукоположен во священники Христорождественской церкви г. Астрахани
15 декабря 1890 года перемещен к Иоанно-Златоустовской церкви.

Значит в Христорождественской церкви Григорий Иродионович служил в качестве дьякона, а потом священника в течении 2-х лет и 4,5 месяцев.

ИСТОРИЯ  ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОЙ  ЦЕРКВИ

В Белом городе с давних времён находилась церковь с таким названием. Первое упоминание о ней относится к 1628 году.
Материалы для истории Астраханской епархии //Астраханские Епархиальные Ведомости. - 1903. - № 9. - С. 395 – 396).

Находилась она в Посаде, т. е. в западной части Белого города. Но точное место пока не установлено. Последнее свидетельство о нём мы находим в 1697 году, после чего о существовании древнего храма в честь Рождества Христова в Белом городе ничего не известно.
Протоиерей Иоанн Саввинский. Историческая записка об Астраханской епархии. - Астрахань, 1903. - С. 95).

Новый Христорождественский храм появился за рекой Кутум.
Здесь в начале XVIII века стали селиться астраханские жители, и голландский путешественник Корнелий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 и 1707 годах, уже упоминает на этом месте слободу по имени Болда.
Астраханский сборник. - Астрахань, 1896. -С. 182).

В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего слобода стала называться Казанской, а позже, с построением здесь церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, это название закрепилось за ней основательн.о (Голикова Н.Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М., 1982. - С. 18).

Эта слобода располагалась ближе к реке Волге, а с востока примыкала к ерику Чесноковскому. Дальше, за Чесноковским ериком, стала образовываться новая слобода. Она долгое время не имела никакого названия и именовалась просто - сторона за Кутумом
(Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV — XVIII вв. - Сталинград, 1936. - С. 306).

Жители её в основном селились вдоль берега Кутума, а к северу и к востоку от него располагались сады астраханских граждан. На востоке вдоль реки Луковка ещё в 1718 году был основан государев Птичий двор, где содержались для дальнейшей отправки в С.-Петербург различные породы птиц и зверей.
(Марков А.С. Пётр Первый в Астрахани. - Астрахань, 1994. - С. 135).

К северу лежал астраханский Аптекарский сад, в котором в особой лаборатории изготавливались лекарства из местных и выращиваемых в саду растений. Слобода эта была малолюдна, особенно из-за того, что весной она сильно затоплялась полой водой, и жители её вынуждены были выезжать из своих домов только на лодках. По этой причине даже Аптекарский сад был обнесён валом.
(Исторические путешествия. Извлечения из мемуаров и записок иностранных и русских путешественников по Волге в XV - XVIII вв. - Сталинград, 1936. - С. 308).

Постепенно к середине XVIII века слобода всё же стала заселяться, особенно представителями астраханского купечества, уезжавшими из центра Астрахани из-за бывших там частых пожаров. Благодаря купечеству стала сооружаться система валов и дамб, прерывавших движение воды весной. С благоустройством слободы её жители стали подумывать и о построении в ней своей церкви.
 
Уже в 1734 году они обращаются к астраханскому епископу Илариону с просьбой разрешить им построение деревянного храма в честь Рождества Христова. Владыка дал им своё благословение.
(ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 16).

Выбор места для строительства храма пал на бугор, стоящий далеко к северу от слободы за Аптекарским садом. Выбор этот был не случайным - в самой слободе не было практически сухого места, удобного для его строительства. Бугор же был высокий, сухой. С северной стороны к нему примыкал большой ильмень Бляблин (Лебедев П.В. Летописи монастырей, храмов г. Астрахани: рукопись. -1974 -1975. - С. 71), а на южном склоне располагался, как уже говорилось, Аптекарский сад, а также сады местных жителей. По этой причине выстроенная здесь церковь долгое время именовалась “Рождества Христова, что в садах”
(ГААО.-Ф. 394.-Оп. 1.-Д. 2368 (“Списки всех лиц, принявших присягу Петру III в Астраханской губернии. 1762 г.”).-Л. 86 (об.).

Точное время освящения первого храма на этом месте неизвестно, но в 1738 году он уже существовал. При нём был пристроен придел в честь Святителя Николая Чудотворца. Чуть позже у местных жителей Рождественской слободы (так она стала называться после построения храма) появилось желание выстроить уже храм каменный.
И вот 30 декабря 1759 года на Рождественском бугре освящается новая каменная церковь. Каменный придел в честь Святителя Николая Чудотворца был освящён 26 апреля 1765 года. Этот придел в 1845 году был разобран до основания, а сама церковь перестроена по новому плану и фасаду с устройством в трапезе храма двух новых боковых приделов. Храм был освящён 21 октября 1845 года астраханским епископом Евгением (Баженовым). Приделы освящены: северный - в честь Святителя Николая 16 ноября 1844 года спасским архимандритом Вассианом (Чудновским), а южный - в честь иконы Божией Матери “Неопалимая Купина” в тот же день архиепископом Смарагдом (Крыжановским).
(ГААО. - Ф. 857. - Оп. 1 (доп.). - Д. 4 (Протоиерей Василий Мартынов. Описание церквей Астраханской епархии). - Л. 17).

Все работы по перестройке храма и устройству боковых приделов были произведены на средства астраханского 1-й гильдии купца Ивана Ивановича Плотникова, скончавшегося в 1844 году.
(ГААО. - Ф. 729. - Оп. 2. - Д. 4 (“Указы Астраханской Духовной Консистории за 1845 г.”). - Л. 717).
 
По духовному завещанию родителя его сын купец Николай Плотников завершил строительство храма. Всего ими было израсходовано на это дело более 80 тыс. рублей.
(ГААО. - Ф. 729. - Оп. 2. - Д. 4 (“Указы Астраханской Духовной Консистории за 1845 г.”). - Л. 705).

В 1896 году старанием церковно-приходского попечительства начались работы по расширению храма, законченные в следующем году. Была расширена трапеза храма на обе стороны с переносом боковых придельных алтарей на один уровень с центральным. Был полностью перестроен второй ярус колокольни.
В 1911 году старанием этого же церковно-приходского попечительства был построен на храме новый деревянный купол, обитый снаружи железом, а внутри оштукатуренный.
(ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 18 (“Клировые Ведомости за 1912 -1913 гг.”). - Л. 26).
 
ВНЕШНИЙ И ВНУТРЕННИЙ ВИД ХРАМА
 
Сейчас трудно судить о первоначальных архитектурных формах храма, так как в конце XIX - начале XX века он был фактически полностью перестроен. Можно предполагать, что он был выстроен в стиле классицизма, имел привычные для этого стиля параметры, разбивающие всё пространство церкви на четыре части: притвор, трапезу, храм и алтарь. Боковые приделы также, в привычном для классицизма виде, находились по бокам трапезы.

В результате перестройки храм был соединён одним объёмом с трапезой, составив один, массивной формы кубический четверик, на котором покоился барабан “восьмерик”. Всё это уже напоминало древнерусский стиль. К тому же перестроенная колокольня была увенчана шатровым верхом, что также говорило об обращении к прошлому. Завершением перестройки стала надстройка барабана и изменение формы купола в 1911 году, что делало церковь более воздушной, избавляло от излишней громоздкости и приземлённости и более напоминало образцы древнерусского зодчества.
Внутри храм был расписан в 1845 году священными изображениями, но в 1906 году он был расписан заново. В этом же году пол в храме был выложен узорчатою плиткою, устроены были три выложенные мозаикой амвона, а также мозаичное наружное при входе крыльцо.

Все три иконостаса были устроены в 1897 году - трёхъярусные, вызолоченные на полимент (ГААО. - Ф. 737. - Оп. 1. - Д. 13 (“Дела благочинного за 1906 -1907 гг.”). -Л. 315).

В 1923 году храм был захвачен обновленцами.

В 1938 году он был отобран у них советскими властями, и в том же году была снесена колокольня.
( Патриарх Тихон и история Русской Церковной смуты: Кн. 1. Спб., 1994. С. 285, 334).
2-4 октября 1946 года храм был передан старообрядческой общине Белокриницкого согласия (ГААО. – Ф. 3371. - Оп. 1. - Д. 3 (“Переписка с Советом по делам Русской Православной Церкви”). - Л. 48), (имевшей до 1917 года в Астрахани деревянный храм в честь Покрова Божией Матери с высокой колокольней на улице Свердлова, который снесли в 30-х годах, и построили на этом месте комплекс зданий для КГБ).
Старообрядцы переименовали храм в честь Вознесения Господня и владеют им и по сей день.
 
(Материалы взяты из книги

 “Астрахань. Храмы и монастыри”. Астрахань. 2002.
Автор-составитель игумен Иосиф (Марьян), Астраханская и Енотаевская Епархия, Администрация г. Астрахани, Изд. “Новая линия” - по благословению Высокопреосвященнейшего Ионы, архиепископа Астраханского и Енотаевского).


Григорий Иродионович Степанов 15 декабря 1890 года перемещен к Иоанно-Златоустовской церкви,с этого же времени и до 1893 года состоял заведующим и законоучителем церковно-приходской школы.
 
6 мая 1910 года награжден Императорским орденом святой Анны 3 степени
Состоял членом миссионерского общества Кирилло-Мефодьесвкого братства и Императорского палестинского общества.
С 1897 до 1923 года - настоятель Троицкой церкви г. Астрахани (в 1923 году захвачена обновленцами).

В Иоанно-Златоустской церкви Григорий Иродионович прослужил 7 лет.

Интересные находки. Ищу информацию о Ионно- Златоутской церкви и найденный мной  первый сайт принадлежит  уже известному по предыдущим публикациям – моему внучатному племяннику – Саше Соловьёву.
Приятный и не первый - подарок от астраханских родственников.
Мне ничего не остаётся, как "перепостить" сюда его статью и сказать ему ещё раз – спасибо.

Пишет alexsolovyev alexsolovyev)
2013-10-15 10:54:00

Храм Иоанна Златоуста в Астрахани: 250 лет истории...
 
 «Не делайте другим того, чего бы вы не жалели, чтобы Вам делали: исполнение этого правила составляет доброту. Делайте другим то, что Вы желаете, чтобы вам делали, — вот добродетель».
Иоанн Златоуст. 
               
Посреди современной Астрахани, у Татарского базара, среди старых деревянных домишек позапрошлого века, возвышается прекрасный православный храм в честь святителя Иоанна, архиепископа Константинопольского, за свое красноречие прозванного Златоустым.
История храма начинается с середины 18 века. Здесь, на Киселевском бугре, в ту пору пригороде Астрахани, жили беглые крестьяне, дезертиры и прочая голытьба. Люди без роду и племени. Отсюда и пошло название этого поселения — Безродная слобода.

Поначалу безродненцы были прихожанами Петропавловской церкви, что была рядом с городской тюрьмой, ныне именуемой «Белый лебедь». Однако, строительство канала, начатое в 1744 году, со временем затруднило посещение слобожанами этой церкви из-за непролазной грязи во время дождей. Ту же трудность испытывали и священники, приглашаемые в слободу на требы. К тому же слобода постепенно разрасталась и к 60-ым годам 18 века насчитывала уже более 300 дворов. Появилась необходимость в строительстве храма. Было принято решение испросить у тогдашнего астраханского епископа Мефодия благословение на перенос старой деревянной церкви в честь святителя Иоанна Златоуста, приписанной к Крестовоздвиженскому храму, что находился близ Благовещенского женского монастыря. Архипастырь такое разрешение дал и в 1763 году церковь была разобрана на старом месте и в том же году вновь восстановлена в самом центре Киселевского бугра.

Церковь была маленькой, деревянной и неотапливаемой, коей она и простояла более полувека. Однако, стараниями священнослужителей и благотворителей было собрано пожертвований до 10 тыс. рублей, и к 1825 году храм был выстроен из кирпича, а в следующем, 1826 году, была закончена внутренняя его отделка. Тогда же была построена высокая двухъярусная колокольня, выстроенная в том же классическом стиле.  Шли годы, Астрахань постепенно разрасталась, становилась многолюднее и уже к середине 19 века приход Иоанно-Златоустовской церкви включал в себя обширную городскую территорию от Варвациевского канала до Полицейской улицы, (ныне улица Кирова), с запада ограничиваясь Волгой и Царевом, а с юга Паробичевым бугром.

В праздничные и воскресные дни церковь не могла вместить всех прихожан, так что многие во время службы стояли внутри храмовой ограды, поэтому церковный причт принял решение о расширении храма. По проекту городского архитектора Дмитриевского было предложено перенести боковые приделы из трапезы храма и поставить их ближе к алтарю. Как и в старом храме, они были освящены в честь иконы Толгской Божьей Матери и в честь апостола Иоанна Богослова. Также была расширена сама трапезная часть храма почти на 4,5 метра с северной и южной сторон.

Позднее, в 1877 году храм был расширен еще больше и поновлен как внутри, так и снаружи. Так он приобрел тот вид, которым мы можем любоваться и поныне.  Выстроенный в лучших традициях архитектуры классицизма, с ее строгостью гармоничных форм, четкостью и логичностью планировки, храм сочетает в себе сдержанность декора с мягкостью цветов и ясностью пространственных членений.  Все это заставляет воспринимать его как выражение устремленности ввысь, молитвенного настроя, ясности мысли. Центральная часть храма представляет собой «восьмерик на четверике», то есть, увенчанный шлемообразным куполом восьмигранник-барабан, установленный на четырехгранном основании. Такие формы были широко распространены в русском зодчестве 17 — 18 столетия. На западном фронтоне - скульптурный бюст Иоанна Златоуста, благословляющий всех входящих, а на фронтоне с восточной стороны - Авраам у мамврийского дуба, приносящий дары Троице, изображенной в виде ангелов. Также фасад храма украшен несколькими лепными изображениями Христа, Богородицы и святых, появившиеся много позднее постройки храма, уже в конце 19 века. Внутри храма стены отделаны под мрамор. Колонны, поддерживающие купол, а также своды расписаны сюжетами из Ветхого и Нового заветов. Храм радовал глаз совершенством и легкостью своих форм, торжественностью и пышностью внутреннего убранства, и потому по праву считался одной из достопримечательностей Астрахани.

Гражданская война, начавшаяся после революции 1917 года, не обошла Златоустовскую церковь стороной. В начале 1919 года в Астрахани ситуация сложилась весьма драматическая. Отряды Красной армии, отступающие с Северного Кавказа, принесли в город тиф. Были сильно урезаны продовольственные пайки астраханских рабочих, что вызвало стихийные возмущения в городе, переросшие в вооруженные столкновения рабочих и большевиков. Особенно ожесточенные бои шли в районе Киселевского бугра. 10 марта председатель Временного военно-революционного комитета С.М.Киров, в послании командиру пехотных частей дает указание:
 
«По сообщению товарищей военных моряков (очевидцев), на церкви в 6 участке стоит белогвардейский пулемет. Нами отданы распоряжения, - сбить колокольню с миноносца».

Стоящий в фарватере Волги миноносец «Москвитянин» открыл огонь. Орудийными выстрелами была разрушена колокольня и пробит купол храма.

Вот как описывает события очевидец:

«Часов в 5 дня советские войска стали обстреливать колокольню Ивана Златоуста. Как раз в это время кто-то забрался на колокольню и стал звонить. Через минуту раздался орудийный выстрел и сбил купол этой церкви».

Конечно же, никакого пулемета на колокольне Златоустовского храма не было, а за белогвардейца был принят звонарь, звонивший к вечерней службе. Купол пострадал не сильно и вскоре был восстановлен, а вот колокольня была разрушена, ее удалось отстроить заново лишь к 1923 году, благодаря пожертвованиям прихожан. Но скоро, в 1937 году, она была разрушена вновь, а в следующем году храм был закрыт.

К концу Великой Отечественной войны отношение Сталина к русской церкви меняется, власти стали открывать храмы по всей стране и после 6-летнего перерыва, в 1944 году, в храме Иоанна Златоуста вновь затеплилась церковная жизнь. Это событие в истории храма ознаменовано переименованием предела в честь Толгской иконы Божьей матери в предел иконы Божьей матери «Всех скорбящих Радосте», выражая таким образом великую скорбь всего народа от бедствий войны.

Однако, колокольня так и не была восстановлена. Вместо нее было решено соорудить деревянную звонницу, на которую подвесили 200-килограммовый колокол, отлитый в Астрахани. Так продолжалось до 2002 года, когда наконец-то была сооружена новая колокольня, построенная в точном соответствии со старой.

Подробные фото  автора поста тут - https://samsalex.livejournal.com/30335.html


Следующее место службы Григория Иродионовича – Троицкая церковь.
Этой церкви Григорий Иродионович отдал 26 лет своей жизни и деятельности.
Расскажем об этом в следующей Части…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ