Стоп война

Сергей Козырев 2
               

               Латт, как и все роботы, очень трепетно относился к людям и отношение это было двойственным. С одной стороны, он восхищался возможностями человеческого разума, творческими способностями находить неожиданные решения, создавать что-то новое на основании необъяснимых на первый взгляд вещей, а также мужеством и благородством людей. С другой стороны, ему было их жаль - так уязвимы были люди. Любое химическое вещество в концентрированном виде, механические воздействия, температура, даже простейшие излучения в мизерных количествах могли погубить их тончайшую генетическую структуру. Да и продолжительность жизни людей была так мизерна. Люди напоминали цветы - как они красивы, как хорошо пахнут, но их жизнь и расцвет так коротки, они так нежны, уязвимы… роботу было жалко смотреть, как они стареют и умирают. Правда, было найдено средство продолжения жизни интеллекта – реинкарнация, хотя все понимали, что реинкарнированное существо уже никогда не повторит жизнь в прежнем теле и с прежними ощущениями, а каждый переход означает в определенном смысле смерть. Латт немного завидовал людям потому, что не мог жить такой яркой жизнью, как они, а ещё потому, что не имел предков с их длинной-предлинной историей.
                Как любой образованный робот, Латт хорошо знал историю человеческой цивилизации и обращался к людям, используя старинные термины – сударь, сударыня, дон, донна и другие всевозможные обороты речи, которые почему-то очень полюбил.
               Хозяева Латта направили его в услужение Еве, земной девушке, которая на время стала его повелительницей.
            Как – то Еве захотелось путешествовать - просто так побродить по Земле, посмотреть, где что делается, возможно, сделать что-нибудь хорошее. Ева всегда старалась сделать хорошее. Она решила стать свободным охотником за хорошими делами; возможно, ей просто захотелось приключений. Хозяева не возражали; готовясь к путешествию, Латт первым делом спросил:
             - Милая донна, что нам предстоит – война, разрушения, строительство, стихийные бедствия – чего бы вы хотели?
             - Сама не знаю, - ответила Ева, -  а можно ли приготовиться к разному - разрушениям и строительству, к войне и миру?
             - Слушаю и повинуюсь - покорно ответил Латт, - мне понадобится пара часов, чтобы всё приготовить.
              Несмотря на спокойный и покорный вид робота было видно, что ему не терпится поучаствовать в приключениях, которые ему очень нравятся. Вообще почти все высокоинтеллектуальные существа, и роботы в том числе, безумно любят всё новое и, конечно же, приключения. Энтузиазма и увлеченности у них совсем не меньше, чем у людей.
               - Осмелюсь напомнить, дорогая донна, что мы обязаны строго соблюдать некие правила; мы не имеем права вмешиваться в политику, например воевать на чьей-либо стороне. Мы обязаны строго выполнять эти правила, однако, - многозначительно продолжал Латт загадочным голосом, - есть исключения.
             Ева знала, что хитрость и изворотливость роботов не знает границ и они всегда находят способы обойти любые правила. Обычно их поступки оказывались полезными, поэтому хозяева редко наказывали роботов; почти всегда дело ограничивалось неким ограничением свободы, наставлениями и обучением тому, как следует поступать в сложных ситуациях.
           Вскоре Ева и Латт в сопровождении нескольких помощников приближались к Земле.  Большой корабль, доставивший их на орбиту, оставался на значительной высоте, а к поверхности Земли путешественники отправились на сравнительно небольшом крейсере, который был мало заметен как в дневное, так и ночное время.
              Пролетая над сушей и морями, вначале Ева не увидела ничего такого, что сильно заинтересовало бы её.  Но вот в одном месте, на большой равнине, окруженной горами и пересечённой зелёными долинами, она заметила вспышки огня, взрывы и перемещение какой -то техники.
              - Что это? - спросила Ева.
              - Это война, дорогая донна.
              Латт объяснил, что здесь происходят боевые столкновения между противоборствующими группировками. Вооружение включает стрелковое оружие, бронированную технику, танки, самоходные орудия, артиллерийские системы различных видов, реактивные комплексы, большое количество автомобилей, миномётов и прочего.
             - Что прикажете, донна?
             - Я хочу, чтобы эти люди прекратили военные действия и перестали убивать друг друга. Надо сделать так, чтобы этих солдат после не обвинили в трусости или дезертирстве те, кто их послал.
             - Не знаю, - подумав, ответил Латт, - эти люди слишком сильно настроены на войну, а влезать в их мозги мы не имеем права.
             Латт напряжённо думал. По его лицу было видно, с каким прилежанием работают его электронные мозги, но, видимо, не найдя лёгкого решения и забыв все запреты, робот в запальчивости закричал:
              - Хотите, я всё сожгу, всех до единого, со всем их примитивным оружием - мне достаточно для этого полпроцента мощности нашего крейсера… спишем потом на боевые действия.
              -  Нет - нет, что ты, - запротестовала Ева, - я вовсе не хочу жертв.
Надо придумать что-то другое.
             На лице робота появилось лукавое выражение.
             - Однажды я бродил по базару в одной азиатской стране и услышал интересное выражение - НЕ СОЙТИ МНЕ С ЭТОГО МЕСТА. Так говорила пожилая женщина, что-то доказывая своей подруге. Это было очень убедительно – действительно, если нельзя сойти с места, то нельзя ничего и сделать. Невозможно и воевать; тогда боевые действия закончатся сами собой.
        - Что ты предлагаешь?
        - Можно обездвижить всё оружие и технику этих бедняг. У нас есть одна подходящая вещь, мы называем эту систему «ёжики». Мы используем ёжиков для сварки конструкций из металла. Иголки наших ёжиков заряжены большой энергией и настроены на то, чтобы быстро находить зазоры между деталями. Проникая в зазор, иголка отдает свою энергию и получается надежный сварной шов практически между любыми металлическими, да и не только металлическими, деталями. Ёжик, имея большой запас энергии и иголок, выбрасывает их в определенные места, и мы получаем прочную сварную конструкцию. Эта система работает очень быстро и эффективно. У нас есть на борту несколько ёжиков, мы всегда возим их с тобой, потому что иногда появляется потребность заварить трещины в корпусах наших кораблей. В космосе - сами знаете - бывает всякое, поэтому ёжики всегда необходимы. Хотите, я запущу наших ёжиков и они обездвижут всю технику и оружие? Лучше всего это сделать вечером, когда станет темно и их работа будет незаметна, а люди будут отдыхать.
             Ева не сразу поняла слова Латта и попросила рассказать подробнее.
         - Всё довольно просто. Мы выпустим ёжиков и направим их на оружие и технику, они быстро приземлятся и полетят, выпуская свои иголки в каждый танк, пушку, миномет, в каждой автомат и пулемет, не пропустив ни одной единицы. Иголки найдут и проникнут во все зазоры. Войдя в зазоры между затворами и корпусными деталями казённых частей пушек или деталями автоматов, иголки надежно сварят их металлические поверхности, что превратит автомат или пушку в цельнометаллические болванки… Иголки приведут к свариванию  шестеренок, валов, осей, подшипников, поршней и других деталей в двигателях, в результате ни один танк или автомобиль не сможет двинуться с места. Смазка, которая находится в зазорах машин, при этом быстро выгорит; отремонтировать это оружие и технику будет практически невозможно, даже разобрать что-то, например, двигатель,  не получится, потому что корпусные детали и крепежи сплавятся между собой. Ёжики вернутся назад, к нам на крейсер – ведь они всегда готовы выполнить сварочные работы. При этом никто не пострадает.
              - Хорошо, - сказала Ева, - давай так и сделаем.
              Вскоре стемнело и Латт отдал команду на запуск своего секретного оружия.
          Ночь прошла спокойно, никакого движения внизу обнаружено не было. Однако рано утром путешественники наблюдали, как люди суетливо бегали по своим позициям, пытаясь завести технику; было видно, что у них ничего не получается. Выстрелов и взрывов не было – очевидно, хитроумный план Латта был успешно реализован.
           - Вот, дорогая донна, мы остановили этих солдат. Однако, - продолжал робот, - я не думаю, что война на этом закончится. Вот увидите, власти пришлют сюда новую технику и новое оружие, и вскоре бои возобновятся ... Кроме того, если солдаты одержимы ненавистью к врагу, они могут сражаться голыми руками в прямом смысле этого слова, используя всякие подручные средства – лопаты, куски дерева, камни – всё, что попадётся под руку, они будут грызть противника своими зубами, как это делают хищные звери…
            - Что же делать, как прекратить войны совсем?
              - О, это слишком сложный вопрос, дорогая донна. Наши мудрецы много времени потратили на то, чтобы найти на него ответ. Я плохой философ, я простой робот и умею только строить или разрушать, однако даже я знаю, что чем больше людей отходят от своей животной звериной сущности, тем менее они склонны к насилию и чем более высокоразвит человек, тем меньше он применяет насилие.
             - Как же помочь этим людям сейчас? Как побыстрее сделать их цивилизацию более развитой?
              - Быстро это сделать нельзя, - ответил Латт, - цивилизация должна сама, постепенно, шаг за шагом, строить себя и развивать.
              - А что, если привнести элементы более развитых цивилизаций?
              - Нет, этого делать нельзя - всё может закончиться очень плохо. Сами подумайте - новый уровень цивилизации означает новые возможности, в том числе для убийств и грабежа… Вот и получается, что нормальное развитие возможно, когда цивилизация сама себя постепенно, маленькими шагами поднимает, балансируя между возможностями человека и его склонностями, исходя из своей логики.
              - Выходит, - грустно сказала Ева, - мы вообще ничего не можем для них сделать, нужно только ждать?
             - Да, получается именно так. Как говорят у вас, каждый овощ должен дозреть в своё время. Однако кое-что мы всё-таки можем сделать, да мы это и делаем. Мы даем подсказки, которые обычно учитель дает своему ученику, которому задали сложную задачу. Умный ученик всегда воспринимает эти подсказки. К сожалению, не все ученики умные.
              - Ах как всё это сложно, - грустно сказала Ева, - что же, будем двигаться дальше ...
 
                Май 2021