С Днём Победы! 2021г. 9 Мая

Ася Котляр
Их осталось совсем немного...
Им нельзя надевать медали...
И на нас они смотрят строго:
«Мы за это жизнь отдавали?»

Мы за это под пули ложились,
Нас за это в печах сжигали?
Почему вы про нас забыли?
Совесть где вы свою потеряли?..»

Нет ответа на эти вопросы...
Предала вас Европа, братцы!
У истории есть перекосы, -
Как, скажите, с ними сражаться?

Погибали отцы и деды...
Недопели и недолюбили...
Но дошли они  до Победы
Для того, чтобы мы все жили...

Иногда мне кажется, что я там была...
Так отчётливо вижу домик в маленьком украинском городке, встревоженных людей, подводы, на которых уезжали в эвакуацию мои бабушки и родители...  Вижу город, равнодушно взирающий на евреев с жёлтыми звёздами, бредущих под конвоем к своему последнему пристанищу... Вижу горе женщин, получающих похоронки на своих мужей, отцов, братьев, сыновей...

Я не вижу, как погиб мой дед. Много раз пыталась представить и не могу. О чём он думал в последние минуты своей жизни?

Я вижу бабушку, стоящую у только что раскопанной могилы, где рядком стоит оставшаяся на Украине семья: бабушкин отец, его дети, не успевшие уехать по разным причинам, на руках у некоторых малыши. Стоят, как живые. На них не тратили патроны - закапывали живьём.
О чём они думали, когда их ставили в яму?

Вижу дворик, в котором жила сестра  другой моей бабушки. Молодая, красивая, добрая, она сошла с ума в одно мгновение, когда фашист, потехи ради, подкинул её годовалого малыша и поймал его вилами... Вижу, как обезумевшая она кинулась на немца и как он всадил в неё обойму...
Интересно, о чём думало человекоподобное существо, когда кровь еврейского малыша окропило его смеющееся лицо?

Вижу моих родных, которых никогда не знала, потому что мне не дали их узнать. Потому что у меня украли историю моей семьи. И у детей моих её украли. И у внуков. Вижу или это плод моего больного воображения? Вижу, потому что сохранились старые довоенные фотографии...
И сейчас у меня опять воруют историю. Нагло и безоговорочно. Утверждая, что мои видения - туман, небыль, страшилки на ночь.

Такое чувство, что сейчас время кривых зеркал. Искажается правда, история, жизнь. Мальчик уже не совсем мальчик, девочка - не совсем девочка, у ребёнка может быть две мамы или два папы. Мама уже не мама, а родитель. И папа - родитель. И нам всем внушают, что это правильно. О чём они думают, когда разрушают семьи?
Чувствуете ли вы, что всё это звенья одной цепи? Война тоже разрушала семьи...

Противостоять лжи трудно, практически невозможно, поскольку ложь, защищённая законом, сама становится законом. А правда теряется, уходит, прячется в катакомбы памяти.

И никто не докажет мне, еврейке, что мой дед, Фельдман Моисей, погиб зря. И никто мне не докажет, что не было моих убитых родных, потому что они были, есть и будут. Пока жива во мне память о них - они живы!

О ветеранах... В Литве это тдельная тема...
В Королевстве кривых зеркал им нет места. Ни им, ни их наградам, ни их подвигам. Фашизму, набирающему обороты, есть, а им нет. Их уже почти не осталось: на всю Клайпеду 84 человека. Они сами уже - память. И им сейчас доказывает вся Европа, что это они развязали войну, что они - настоящие убийцы, выполнявшие приказы обезумевшего маньяка.

Я боюсь завтрашнего дня, как боюсь его много лет, потому что встречать еле идущих 90-летних стариков, прячущих свои награды под плащами и куртками - это очень страшно. Мы - ладно, нас там не было. А они были в этом пекле. Они - живые свидетели того ада, куда их ввергла фашистская свора. И мне стыдно смотреть им в глаза, потому что я бессильна что-либо изменить. Боюсь? Боюсь. Быть вне закона - страшно. И борются во мне стыд и страх. Я - учитель, поэтому мне страшно: не навлечь бы... Я - учитель, поэтому мне стыдно. Мне стыдно, потому что я, выбирая рамку для этого дня, говорила себе: эту нельзя - на ней ленточка... Эту тоже нельзя - на ней орден, на этой вечный огонь... Выбрала что-то нейтральное, чтобы не дай Бог...

Мне 57 лет и я не понимаю, зачем забирать у людей память? Особенно у стариков... Кому они могут навредить? Борьба не с ними, я понимаю. Борьба с идеологией, а они - последние её носители. Мы, их внуки, не в счёт. Мы - сломленное поколение, потому что в нас страх. В них он тоже был, но у них не было выбора: за ними была Родина и их семьи.

Так что, с праздником, дорогие жители сказочного королевства! Но в этот день лучше к зеркалам не подходить. Чтобы не забыть, чтобы помнить... Потому что пока мы помним - они живы...