Революции

Алфред Белявский
Классики считали, что революции происходят когда неимущие не хотят жить так плохо, а имущие больше не могут управлять обществом. Это так. Но почему это происходит не как попало, не по воле людей,  а в какое то определённое время?  Попытаемся разобраться.
Если посмотреть на историю состояния любого общества, то можно увидеть, что степень несправедливости - «температура» экономических отношений, давление государства - тирания правителей и духовное притеснение неимущих изменяется во времени волнообразно.  В самом начале появления государств несправедливость  и тирания правителей  были максимальными. Общество как термодинамическая система все время стремится к возможному равновесному состоянию, при котором общество — совокупность экономических, политических и духовных отношений ещё может существовать.
Колебания, вращение  это наиболее выгодные с энергетической точки зрения  и наиболее быстрые  виды  движения всех неживых и живых систем. Поэтому общества людей для быстрейшего движения  к равновесному состоянию приняли колебательный характер  изменения общественных отношений. В локальных максимумах экономической несправедливости, тирании правителей  и духовного притеснения происходят восстания и революции. При этом потребляется  «энергия» общества — гибнут и страдают в основном неимущие члены общества.  Общество остывает...
 Каждое общество имеет свой «генетически» заложений период колебания общественных отношений.  Он зависит от многих параметров —от  количества членов (величины, массы) общества. Ещё  от географии  расположения общества и климата. Очень большое влияние имеет  поведение соседних государств и другие параметры. Для определения периода колебаний общественных отношений нужно решать многофакторное уравнение. Вряд ли это можно сделать точно.  Потому, что параметры общества  все время варьируются. В результате конкурентных и колониальных войн и величина, и география и поведение соседей все время меняются. Тем не менее, если по историческим данным нарисовать временной график восстаний и революций любого государства,  и  на графике отразить силу противостояний имущих и неимущих членов общества, измеряемую  количеством жертв  восстаний и революций,  можно увидеть и периодичность и амплитуды колебаний общественных отношений. Применяя экстраполяцию,  делая выводы о развитии ситуации в будущем на основе информации из прошлого и настоящего,  можно предугадать  время и амплитуду следующих обострений отношений в обществе. Не обязательно это будут восстание или революция. Потому, что приближаясь к равновесному состоянию колебания общественных отношений затухают.
Из истории известно, что рабовладельческий строй имеет тысячелетний период существования. Многочисленные  восстания рабов как правило  были беспощадно подавлены и не приводили  к качественному изменению обществ, не взирая на очень высокое напряжение общественных отношений. Были единичные  случаи победы восставших рабов. Но они тут же воссоздали рабовладельческое государство, сделав императором лидера восстания. Иначе не могло быть потому, что временно была демонтирована только политическая  система общества. Победившие рабы не умели и не смогли сделать хоть немного  более справедливым распределение богатства общества и создать более демократическим государство. Уровень знаний и культуры бедных рабов не позволил осознать что нужно делать для улучшения своей жизни.
Хотя и есть такое понятие — феодальная революция, в истории это видится как «ползучий» процесс того, как феодалы  всякими способами приобретали большую независимость от монархов.  Революционным было то, что феодалы нашли более выгодным и менее энергоёмким для себя сдать в аренду своим зависимым (крепостным) крестьянам клочки земли, чем держать их в цепях. Это повысило  личный интерес и производительность труда крестьян. Однако это  не снизило напряжения в обществе до такого уровня чтобы  отвратить  крестьянские восстания.  Характер и результаты феодальных  революций в разных странах мира отличаются. Они происходят  в зависимости от параметров заканчивающегося  предыдущего рабовладельческого общества.
Феодальные отношения с достаточно большой «температурой» экономических и политических отношений, децентрализация крестьянского труда,  не позволяющая использовать полезную для развития общества специализацию и кооперацию труда,  стали тормозить  развитие общества. В городах появился новые слои населения  ремесленников и пролетариев,  работающих на зарождающихся промышленных предприятиях. Обществу требовалась индустриализация. Новый класс капиталистов не устраивает крепостное право, паразитическая  власть монархов и богатых землевладельцев. Поэтому недолго после феодальных преобразований происходят буржуазно - демократическая революции. Происходят   общественные перевороты, в результате которых  укрепляется власть буржуазии, проводятся широкие демократические преобразования общества. Многие   монархи были свергнуты. А в тех обществах, где они остались  даже весьма богатыми, монархи стали  играть  декоративную роль государства.  «Температура» экономических отношений и тирания значительно снизились. Это были первые действительно революционные преобразования общества.
В тех странах, которые подошли к буржуазно — демократическим революциям с не критически большой   «температурой» экономических отношений и уровнем тирании общества после революции перешли на мирный путь  дальнейшего постепенного затухания колебаний общественных отношений. Там левые политические партии неимущих выбрали тактику забастовок и демонстраций, организацию профсоюзов  как  способы  улучшения своей жизни. Партии неимущих приобретают все большее влияние  в законодательных органах и в правительствах государств. Таким образом повышается  уровень демократии общества. На последних стадиях капитализма государства переходят в информационное общество. Это  часто происходит под руководством социал демократических рабочих партий, которые в ряде стран завоёвывают большинство в политической системе  общества.  .
Но есть страны в которых ввиду особо высоких экономической несправедливости и  уровня  тирании даже после свержения монархов «маятник» колебаний общественных отношений качнулся на весма высокий уровень. Например,  в России это вызвало революцию под руководством радикальных социал демократов.. Это не зависло от того, какое направление социал демократии или теория победило в той или иной стране. Общество выбрало то, что ему нужно было в то время по амплитуде колебаний общественных отношений. Революция проходит очень  болезненно. Она сопровождается гибелью и страданиями большого количества людей. Лидеры революции,  выполняя свои обещания и лозунги, создали  несоответствующие интеллектуальному и техническому уровням развития искусственное общество будущего. Эти отношения в  обществе какое то время  поддерживаются тиранией государства. Общество  даже имеет трудно достающиеся  достижения  в  индустриализации и очень дорого стоящие успехи в  трудных условиях войн с внешними врагами.  В конце концов общество «откатилось» к более соответствующим товарно — денежным отношениям какой то стадии капитализма. Но произошло отставание от тех обществ, которые шли мирным путём и находятся уже в близких к информационному обществу отношениях. Похожие сценарии были в прокатившихся  и затухших коммунистических  революциях прошлого века в Южной Америке и в других частях света. Там общества тоже выходили из очень напряжённых феодальных и колониальных отношения и пытались миновать капитализм.  Результаты везде оказались похожими. Эти общества сейчас находятся на мирном  пути к информационному обществу.
Все что происходит в обществе, происходит правильно,  по законам термодинамики. Есть такие счастливые общества, которые находятся в стороне от военных путей и на характер их развития не влияют поведение соседей. Эти общества развиваются достаточно быстро даже без революций и участия в войнах. Современный мир выходит на плато мирных общественных и международных отношений.  Однако кое в небольших масштабах ещё происходят буржуазно — демократические революции, требующие гибель и страдания людей. Более развитое международное сообщество может и должно попытаться отвратить такие события. Не снабжением вооружения или посылкой в напряжённые общества  военных. Это нужно делать интеллектуально - «закачкой» в общество находящееся в революционной или предреволюционной ситуации современных знаний и другой  научной и культурной информации. Отсталым и напряжённым странам  нужно представлять новые  технологий. И в первую очередь информационные, которые эффективнее  всего снижают «температуру» экономических отношений, тиранию правителей и повышают интеллектуальный уровень людей. Сегодня людям революции не нужны.  Это слишком энергоёмкий путь улучшения общества.