Юрий Лотман На Войне

Артём Киракосов
ЮРИЙ ЛОТМАН НА ВОЙНЕ
| Со Странички Ларисы Фарберовой На ФБ | Лариса Фарберова

В пересказе Лидии Михайловны Лотман: “Юра служил в связи артиллерии Резерва главного командования, его часть перебрасывали с одного фронта на другой. Он участвовал во многих кровопролитных и страшных сражениях и почти все время был на передовой. Уже сравнительно недавно, в конце 1980-х годов, он, в порядке светской беседы, рассказал мне в столовой Ленинградского университета такой эпизод из своей военной жизни: “Дело было зимой, на Украине. Мороз страшный, градусов 30, ветер, позёмка, и всё время от пулемётных очередей рвется связь. Я ползаю по полю, уши завязаны ушанкой. Чтобы соединить порванные пулемётными очередями провода, приходится работать без перчаток. Руки деревенеют, и только починишь в одном месте, перебивают провод в другом. Вдруг я что-то почувствовал. Оглянулся – надо мной стоит мой командир с револьвером и целится мне в затылок. Раз стрельнул – осечка, второй раз стрельнул – осечка. Он, представляешь, заплакал и мне стал жаловаться: “Сволочи! Не могут командиру оружие почистить!”” Я вскипела – эпический тон рассказа меня возмутил – и выкрикнула: “Его самого надо было расстрелять, гада!” – “Что ты, что ты, – возразил Юра, – а мне, представь, его жалко стало: только я налажу связь, ему звонят из штаба и матерят, что связи нет, и тут же связь обрывается. И вообще, я его понимал – он детдомовец, в детстве его били, недоедал, учиться было трудно – учился плохо, много в жизни было плохого, мало хорошего. У солдат нет авторитета”.

01 03 2021

фото: Юрий Лотман На Войне