Книги бывшего употребления

Галина Райхерт
Бумажная, поруганная… – Язык не обманывает. –  Книги электронные: пользуйтесь осторожно. – А хочется на бумаге… – Аудио-книги и чтение вслух.
 
 
                «…эти книги совершенно не шли на раскурку, так
                как были напечатаны на очень хорошей толстой 
                бумаге, а в отхожем месте человек такими стихами 
                обдирал себе, извиняюсь, господин обер-лейтенант, 
                всю задницу».
                Я.Гашек, «Похождения бравого солдата Швейка»

   Мимо такого перла, который оборотился названием, невозможно было пройти, отводя глаза.  Нельзя было обогнуть, перепрыгнуть, отвернуться... Здесь не изменена ни единая буква!
   Между тем речь идет всего лишь о книгах подержанных, как еще говорят, «из вторых рук». Срамное выражение как нельзя лучше являет слияние унижения Книги с убогим косноязычием.
   Бумажная книга… Её уже не читают. Её употребляют. Спасибо.
   Книгу, конечно, по-разному воспринимали:
    «Я один знаю, что такое настоящий Шекспир! Это меловая бумага номер один по тридцать копеек за килограмм! А тисненый картон идет и до рубля» (Е.Шатько, «Ремесло»). Но это были редкие чудаки..
   Книга – настоящая книга! – сегодня переживает не лучшие времена и пренебрежительное отношение. Чего стоит определение «бумажная», придуманное неизвестными, но глухими к языку людьми! Каждый раз возникает неловкость перед Книгой в ее реальном, материальном воплощении. С трудом возвращаясь из виртуального, несуществующего, потустороннего мира в реальную действительность, эти люди, видимо, не находят подходящего определения для этого предмета мира материального. Как же обидно было это слышать! Бумажными ведь бывают средства гигиены и всякие непрочные разовые мешочки да стаканчики…
   Но со временем пришло понимание. Как всегда писал автор этих заметок: язык не обманывает! То, что сегодня называют «бумажной книгой», чаще всего и есть стопка испорченной бумаги (граммов триста!), немного картона и клея. Привыкнув относиться к книге почтительно, с трудом воспринимаешь такую реальность.
   В.Перемолотов рассказал (публикация в соц.сети), как в подъезд выносят стопки ненужных книг. Хорошо, хоть не выбрасывают в мусоропровод, может, пригодятся кому-то, кто не считает книги хламом и источником пыли. А если они – просто «бумажные»? Да, тоже вопрос: место в квартире освобождается, а для чего? Что может появиться в современной квартире вместо книжных полок и стеллажей? Тоже интересная тема… В жилище человека всегда был очаг (печка), иконы (или предметы иного культа, в том числе языческого). Иконы в свое время извели, их место заняли портреты сами знаете кого, а также сгинувших родственников. Глаза упереть в жилище было больше не во что. Когда и этого не стало, душа грешная попросила для себя уголок, и там возникла полочка-этажерка с книжками…
   Мы живем в материальном мире. Поэтому книга, которую можно взять в руки, перелистать, сделать пометки карандашиком и дарственную надпись, не может утратить свое значение. Возможно, со временем она станет в большей степени предметом коллекционирования, нежели сегодня. А пока…
   «…средний американец с каждым годом все хуже и хуже предсталяе себе, что такое книга. (…) Тремстам тысячам американских граждан вручалась книга и задавался вопрос, что это за штука и для чего она употребляется. Ответы распределились следующим образом:
   35 процентов сочли, что это коробка с шоколадными вафлями, и были очень разочарованы, узнав, что ошиблись;
   23 процента пытались этим предметом забивать гвозди;
   19 процентов полагали, что это новое средство для похудения.
   12 процентов решили, что это какой-то рекламный трюк (если соберешь еще 11 таких же, получишь бесплатно пакет корнфлекса);
   11 процентов в конце концов ответили, что это книга; большинство из них не знало, как она открываетя, а оставшиеся 17 человек, которые умели читать, заявили, что книга плохая»(Таге Даниельссон, «Книга»).
   Эти строки написаны не сегодня, а добрых пятьдесят лет назад!
   Опыт показывает, что читать люди не перестают и сегодня, несмотря на зависание в социальных сетях, компьютерные игры и «тому подобный бикфордов шнур» (А.Аверченко).
   Электронные книги заняли прочное место в нашем быту. Но каждый внимательный читатель знает, что разница в восприятии текста на мониторе или планшете-«читалке» и текста «бумажной» книги весьма велика. Этот феномен не стал еще объектом особого исследования. А если и стал, то вряд ли нас поспешно информируют о результатах. Не исключено, что настоящие читатели, отдавая предпочтение настоящим книгам, сохраняют тем самым память и интеллект.
   Все больше читателей – активные пользователи интернета, их выбор очевиден. Только почему к тридцати годам они жалуются на плохую память? Не обернутся ли э/книги обманом мозга?
   Никому еще не удалось поесть, поспать, подышать свежим воздухом в виртуальном мире. Попробуйте съесть виртуальную котлету. Если впечатлительны, даже аппетит пропадет. Но желудок не обманешь, а если часто пытаться это делать, он ответит гастритом.
   Кому-то нравится заниматься любовью с надувной куклой. Как деликатно сказал В.Перемолотов: «это примерно как сказать, что вместо жены лучше держать в квартире ее фото – места не занимает, кормить не надо...».
   Кому-то больше нравятся электронные книги. Бесспорно, что лучше читать хоть что-то и в любом виде, чем не читать вовсе, сидя в соц-сетях, или играя в «стрелялки», или погружаясь в сериалы. Безусловно, в э/формат можно и нужно перевести многие справочники, словари, учебники и методические пособия. Но вряд ли кто будет спорить с тем, что детские книги к примеру, надо оставить в прежнем, настоящем виде. Большие проблемы в скором времени будут иметь родители, чьи дети вцепились в телефон или планшет года эдак в два…
   Книга – не только и не столько источник информации, и не только материальный объект.
   И чтение, и книга имеют тот смысл, который мы в них вкладываем.
   Раньше говорили, что бумага, дескать, все стерпит Увы – в интернете встречаются такие тексты, которых не вытерпит даже забор... Читай – не хочу и пиши – не хочу! Нет ничего легче, чем сегодня разместить свое творение в интернете.
   Многие утверждают, что будущее – за электронными и аудио-книгами (возможно, скоро еще что-либо появится). Тогда чем же вызвано яростное желание большинства авторов издать свои книги именно «на бумаге»? Дело в том, что подспудно каждый ощущает эфемерность и недолговечность виртуального воплощения собственного труда.  Произведение хочется в полном смысле воплотить, то есть облечь в плоть!  Это ли не подтверждение жизнеспособности Книги?
   Да, книги не так долговечны, как глиняные таблички и прочие черепки, извлекаемые археологами из тысячелетних напластований. Но они хранят память о своей эпохе и теплоте человеческих рук…Этого не сохранит ни один гаджет, ни один предмет, именуемый «носителем». А небольшая поломка компьютерного «железа» – и попробуйте восстановить библиотеку!
   Свое обаяние и в новой, туго, с хрустом раскрываемой книге, и в растрепанной, пухлой, потертой…И никогда старая книга не вызывала брезгливости – заметьте! – в отличие от заношенной вещи.
   Еще одно неоспоримое преимущество настоящей (ну хорошо, «бумажной») книги в том, что ее труднее украсть! Представьте, что автор разместил произведение в интернете, а потом обнаружил…
   «Помилуйте, – говорю, – ваше высокоблагородие, меня так и так сейчас обкрадено» Н.Лесков, «Воительница»)…
   Обкраденный автор не имеет почти никаких шансов доказать, что он автор. Не помогут и даты размещения: мало ли кто у кого что и когда списал, о сюжете и говорить нечего. Тут невольно приходится задуматься о старых добрых рукописях – о черновиках. Многие ли авторы могут ими не то что похвастаться, а предъявить в подтверждение авторства? Опять перед нами вплотную – материальное воплощение замысла книги.
   Как предотвратить плагиат, насколько возможно, поговорим отдельно.
   Но опытный автор (не говоря уже о редакторе) знает, что текст, исполненный без рукописного черновика, прямо набитый на клавиатуре, бывает гораздо… поплоше. И править его на мониторе, без распечатки, тоже довольно зряшное занятие. Бог знает, в чем здесь дело – может, пресловутая мелкая моторика виновата. Но кто угодно может это проверить сам. Так что не надо лениться, тем более, что грамотные редакторы уже сейчас редки. Как белые тараканы.И если вы попробуете – в виде исключения! – написать что-нибудь «рукой», то поймете, что пишется и думается по-другому. Это отмечали весьма серьезные авторы 
   Аудио-книги – не привычное семейное чтение вслух. Попробуем объяснить разницу. Общества слепых с появлением первых бытовых магнитофонов завели и фонотеки: на больших бобинах с очень малой скоростью были начитаны разные книги. Нормально видящим в голову бы не пришло заменять чтение прослушиванием. Почти утрачена традиция чтения вслух в семье, и не только детям. Конечно, далеко не все книги пройдут проверку таким чтением. И это не просто восприятие информации, а тепло родного голоса, знакомые интонации, сопереживание, ни с чем не сравнимый уют… (см. еще заметку «Писать или говорить?..»).
   Всего этого нет в аудиокнигах: голос чужой, не всегда приятный слушателю, замедленная размеренность и отстраненность… Их нередко слушают между делом, за рулем (вопрос: насколько это безопасно?), на прогулке. Эти книги на любителя. Но никому не возбраняется записать для близкого человека собственное чтение! Кстати, и подарок будет интересный.
   Надо помнить, что чтение вслух полезно прежде всего читающему! Поэтому надо с малолетства приучать к этому детей.

Апрель 2021 г.                г.Гирне, Северный Кипр.