Глава 11. Преодоление

Татьяна Иванова 14
Летом 2004-го, в год празднования 300- летия Кронштадта, состоялось еще одно славное событие, открывшее новую страницу в литературной жизни города. Впервые в истории военной крепости вышел сборник стихов самодеятельных кронштадтских поэтов, посвятивших собственное творчество любимому городу.

Произведения, написанные в разные годы, были, порой, не уверены, наивны, но все же в них чувствовался и глубокий внутренний мир, и личные переживания, словом, все, что дано испытать сердцу настоящего поэта, пусть даже пока только начинающего свой путь в большую литературу.

Открывала сборник стихов, его начало, мудрая и сильная духом Мария Гансовна Аминова. Человек с удивительной биографией, переживший очень многое в своей жизни.

Родилась она в далеком 1928 году в Харькове. В 10 лет осталась круглой сиротой. Родители были репрессированы и погибли. Воспитывалась в детском доме. Получила высшее педагогическое образование в Казани.

Сегодня Марии Гансовны уже нет рядом с нами. А вот стихи остались и память о ней тоже.

Кронштадт! Ты был создан Великим Петром
Во славу российской короны:
На Балтике стал ты замком и щитом,
Форпостом морской обороны.

Ирина Валерьевна Гриднева- тоже человек необыкновенной судьбы. Кронштадтка, по рождению, работает ныне в Детско- юношеском клубе "Юный моряк" педагогом- организатором.

В ее стихах гармонично переплетается и исторический момент происходящего и испытываемые при этом чувства к родному городу.

Стучат часы, отсчитывая годы.
Осталось ноль минут и ноль секунд
И город день рождения трехсотый
Встречает под раскатистый салют.
Пришла пора окликнуть белых чаек,
Над островом кружащих в вышине.
Пою тебе, мой город величавый
За то, что ты стал Родиною мне.

Впервые, в сборнике, были напечатаны и мои стихи. Может быть, писались они пока робко и неумело, но это шло от души, а значит, задатки имелись и в будущем.

Этот остров, где город рожден мой,
Ты сегодня цветущий, как сад.
Вновь опять молодой и зеленый
И к заветам Петра устремленный,
Как когда-то, три века назад.

Интересная история получилась со стихотворением "Мой Кронштадт". Когда в редакции готовили очередной номер газеты "Кронштадтское время", то оказалось, что первые четыре строки стихотворения идеально подходили для заголовка и складывалось впечатление, словно сам Петр Первый поздравлял кронштадтцев, своих потомков с юбилейным торжеством.

На странице было опубликовано изображение царя и такое вот необычное поздравление народу:

Ты не сказкою стал, а явью,
Возраст твой- уже триста лет.
Я сегодня свой город славлю
И желаю великих побед!

Конечно же, некоторые свои стихи представил и редактор сборника Марат Николаевич Кузнецов. Здесь уже чувствуется почерк профессионального поэта, умеющего пользоваться литературным даром и степенью  выразительности поэтических строк.

Петровский парк задумчиво и тихо
Заливу шепчет что-то без конца,
И этот шепот волн неразбериха
Уносит от причального крыльца.
Уносит вместе с запахами кленов
И лип, кудрявой вьющихся стеной.
А я стою и слушаю влюбленно
Старинный парк и город свой родной.

Поистине стала гимном Кронштадту поэзия Людмилы Свириденко. Коренная кронштадтка,в совершенстве владеющая не только литературным, но и вокальным искусством. Лауреат многочисленных международных и всероссийских конкурсов. Одаренная и достаточно уже известная певица. И наверное, только человек, родившийся на кронштадтской земле, мог написать такие душевные слова, посвящая их родному городу.

Боготворю, любимый город мой
В тот час, когда особенно красив он.
Когда повсюду царствует покой,
Он, как корабль, летящий над заливом.

Словом, каждый поэт пытался выразить в своих произведениях то, что для него было более значимо и дорого, душевно и близко...И им это удалось.

Шло время, и мое творчество набирало обороты. Меня начали приглашать на концерты, на литературные вечера, где приходилось уже открыто выступать на сценических площадках Кронштадта.

Стеснительная по натуре, я трудно привыкала к публичности, но, в конце концов, участвуя постоянно в концертных  мероприятиях и набирая артистический опыт, я становилась все более естественной, живой для контакта с публикой. И это, конечно, радовало.

Муж тоже преуспевал в те годы, активно участвуя в шахматных соревнованиях среди ветеранов. Игра настолько увлекала его, что он проводил многие часы в спортивном кронштадтском клубе и никогда не пропускал первенство С- Петербурга по шахматам, проходившего в Центральном шахматном клубе им. М. И. Чигорина.

Классический регламент отпускался - 2 часа на партию каждому участнику и это вполне устраивало моего Виктора, не умевшего просчитывать быстро многие ходы наперед. Но благодаря решительному характеру, он достигал нужного результата и неизменно оказывался в числе победителей турнира.

В 2005 году из 108 кандидатов в мастера спорта, получили право продолжить борьбу в полуфинале С- Петербурга лишь 12 шахматистов. И среди них был мой муж.

По этому поводу, спецкорр "Морской газеты" Валерия Лебедева взяла у него интервью, попросив ответить на несколько вопросов о проходящем соревновании, о его целях и планах в спортивной игре.

Самое интересное в том, что текст ответов Виктор написал сам, выполнив за Валерию ее работу. Журналистке понравилось, и она решила оставить так, как есть.

Для меня же  эта маленькая заметка о престижном спортивном  событии  осталась, как память о муже. И хотела бы даже заметить, что его литературные способности  оказались  намного выше, чем у В. Лебедевой.

Я не хочу принижать ее заслуги, она действительно имела хорошие профессиональные навыки, но вот талант дается лишь от Бога. А он у Виктора был.

Как истинный шахматный игрок, он и в литературном творчестве выражал свои мысли неспешно и по- деловому, но, тем не менее, в них, словно между строк, проглядывался  скрытый азарт и увлеченность. И это неизменно чувствовал читатель.

В интервью "Шахматы: по ступеням мастерства", Виктор писал:

"Я изначально не ставил себе задачу попасть в число победителей с выходом в полуфинал, но для меня важно было подтвердить разряд КМС ( кандидата в мастера спорта) и получить рейтинг, который определяет уровень игры шахматиста. Это- своеобразная ступень в шахматной карьере. Кроме того, шахматист, имеющий рейтинг, получает льготы при вступлении в другие соревнования. Своими результатами я доволен. Набранные 6 очков из 10 возможных позволили мне подтвердить свой разряд КМС и получить этот рейтинг.

Игра в шахматы требует полной отдачи сил, а еще прибавьте к этому и накал страстей, царящий на турнире. Поэтому я оформил отпуск, чтобы не отвлекаясь, спокойно играть.

В течение года постараюсь повысить свой шахматный уровень и вновь принять участие в первенстве С- Петербурга. Естественно, что обязательно буду принимать участие и в других соревнованиях, а их в этом клубе проводится очень много и на самых разных уровнях."

В 2006 году 19-го апреля состоялся, наконец, мой первый литературный вечер. Поэтическое мероприятие проходило  в читальном зале библиотеки Матросского клуба. И так как я уже становилась довольно известным поэтом в Кронштадте, то зал был заполнен публикой до отказа.

По программе предстояло прочитать 40 стихотворений и, стараясь преодолеть волнение, я то и дело настраивала себя на спокойное отношение к происходящему. Но психологический релакс не помогал. Что-то не складывалось.

С каждой минутой мне становилось все хуже. Тело словно одеревенело, и я с великим трудом читала свои стихи. Преодолевая головокружение и едва не теряя сознание, сумела все же довести до конца выступление и, вежливо отказавшись от традиционного чаепития, быстро покинула зал. Предстояло разобраться в собственном необычном состоянии. И ответ не заставил себя долго ждать.

Вскоре позвонила из Перми сестра, сообщив роковую весть, что мама уже третьи сутки находилась без сознания и, скорей всего, дело шло уже к завершающему концу. Неожиданно пришло осознание, что нечеловеческие страдания на выступлении я испытала лишь потому, что умирала мама. Просто ее душа прилетела попрощаться. И имея способности улавливать тонкие, незримые материи, я и ощутила на полную катушку весь трагизм происходящего.

Не взирая на трудности, пришлось спешно собираться в дорогу. Но билеты на ближайший поезд оставались лишь на вечер. На самолет средств не было, а ехать предстояло полтора суток.

Стук колес убаюкивал, но я так и не прилегла отдохнуть, продолжая молча,   невидящим взглядом  смотреть в окно. Пассажиры не приставали, словно чувствуя предел моей боли, когда уже не остается сил на общение и разговоры. Лишь время давало еще попытку- восстановиться и прийти в себя.

Наступила полночь, до Перми оставалось ехать еще три часа. Люди мирно спали, а я смотрела в непроглядную тьму, молясь в душе и надеясь увидеть маму живой.

Неожиданно перед окном предстало страшное зрелище. Возле железнодорожных путей горел дом. В полном безмолвии пламя вздымалось до самой крыши здания, уничтожая заодно и хозяйственные постройки.

В эту мертвую минуту, когда спится крепко, никого не оказалось рядом и никто не тушил пожар. А это означало лишь одно, что в огне погибли и люди, и домашний скот. Для меня же, увиденный знак смерти указывал и на смерть мамы.

Так оно в дальнейшем и оказалось. Я ехала еще в поезде, когда мама скончалась.

Казалось бы, парадокс судьбы...Она ушла из жизни всего на сутки раньше дня моего рождения. Словно душа ее понимала в этот миг, что продержись еще немного, и она навсегда омрачит праздник собственной дочери. Ведь каждый мой день рождения будет связан с днем ее смерти.

Даже в такой безвыходной ситуации, она все же сумела сделать свой выбор, который и поныне понятен только мне.

Это откровение пришло уже после ее кончины, когда разбирая мамины документы, где хранились трудовая книжка, профсоюзный билет и прочие нужные когда-то бумаги, я неожиданно обнаружила сложенный листочек из тетрадки, с поздравительным текстом для мамы, написанный мной еще в 9 лет!

Ошеломленная, я рассматривала вполне сохранившийся листок, на котором крупным детским почерком и обычными чернилами, по- школярски наивно и просто написаны главные слова для самого родного мне человека:

"Дорогая мамочка, ведь я тебя люблю всех больше на свете. Так поздравляю тебя с наступающим Новым годом!
Желаю, мамочка, долгой жизни и никогда не умирать. И желаю хорошего здоровья. Твоя дочь- Таня."

Более 40 лет мама хранила мое поздравление, как самую дорогую реликвию на свете. Ко мне же, этот уникальный архивный листочек попал лишь в 2020-м году, когда мне было уже 65 лет.

Круг судьбы замкнулся, оставив навечно светлую память о моей мамочке, ее безграничной любви ко мне, как к первому ребенку, которого она невольно выделяла среди остальных детей.

Будучи часто от нее на расстоянии, я не могла вовремя помочь, поддержать, даже просто обнять и утешить в трудные минуты. Нет, я не стараюсь оправдаться. Ведь какие бы обстоятельства не возникали, всегда возникал и выбор: между общением с мамой или чужим человеком, или делом, казалось бы, таким важным на тот момент.

Жизнь шла по собственным правилам, и на личные желания она была не рассчитана. Я успевала, где угодно, но не успевала к маме, каждый раз откладывая визиты на потом, встречаясь каждый раз мельком, в спешке, на короткое время.

А мудрая мама все понимала и принимала, как есть.

Только со временем, наконец, осознаешь, что важнее мамы никого нет на свете. Ее любовь и энергия- это единственное, что тебя бережет, пока она жива.

Умирает мать, и ты лишаешься навсегда защиты, той энергетической пуповины, которая неразрывно связывала тебя с родным человеком. Теперь ты- сирота, с вечным грузом одиночества и пустоты в душе. Но жизненный путь не закончен: и смысл жизни  по-прежнему остается в жизни.

Когда маму отпевали в церкви, люди медленно двинулись к гробу для прощания с умершей. Словно в ступоре, я шла в траурной процессии, чтобы в последний раз увидеть мамино лицо.

Но когда подняли крышку и попытались закрыть тело насовсем, я вдруг, словно очнулась, и, расталкивая столпившуюся родню, снова бросилась к гробу матери, поцеловав последний раз ее в холодный лоб и, увидев напоследок, как моя горячая слезинка скатилась на лицо мамы. И она унесла ее с собой в вечность.

Прости меня, мамочка, за все, что не смогла, не сделала, не осознала...Прости, что так мало отдавала тебе любви и заботы. Прости...