Глухоед Сенька, Крестный Отец и Заяц земляки Висич

Евгений Пимонович
   Глухоед Сенька, Крестный Отец и Заяц - земляки Висича.

   Известная нам со школы картина называется «Смерть комиссара», но рассказывает о жизни на войне любого человека.
  Письма  земляков-санжарцев Андрея Висич – новеллы, фрагменты военной жизни, пережитой не только полтавчанами, но и всеми советскими людьми.

  О судьбе Висич я уже рассказал http://proza.ru/2021/05/07/991, но документов о нем в «Памяти народа» немного, подробностей еще меньше. К официальным спискам учета потерь на 6 листах прилагаются неофициальные: справки, письма, свидетельства о судьбе земляков.

   Вот записано чернилами на листке из нотной тетради, сыграно «смычками страданий на скрипках времен: «Здравствуйте гр. Янко! 15 ноября 1941г.

   Гр.Янко Ваш муж был убит 12 октября в Сталинской обл. под греческим селом Енисолем. Нас поехало в розветку 8 человек и всех выбило. Я только сам и остался в живых.  Когда он умирал он просил меня чтобы я передал привет вам и дочери Алочке.
   Глухоед Сенька он тогда не поехал с нами в розветку так шо он наверное попал в плен.
   Я пришел домой 29 октября.
   Я живу в г.Полтава ул. Садовая N17.
Бывший друг вашего мужа Виктор».

    Другой фрагмент военной жизни, изнанка 41-го.
    Отступление. Забитые людьми дороги и железнодорожные станции. Господство вражеской авиации. Трагическая проза 1941 года.

  Записано 28 июля 1946 года карандашом: «… по поводу смерти вашего чоловiка в июле 1941 года на ст.Смоленск в эшелонi.
   Коли налетiли нiмецькi самолеты ми розбiжались, а як я прийшов до эшелона пiсля бомбежкы то побачив вашого чоловiка Кыриленка Гаврила, що вiн лежав з вiдорваними обома ногами i даже ядрами. Його пiдiбрала санiтарна машина ще живого, але хлопцi якi вiдвозили до госпiталя сказали що вiн помер недоiхавши туди.
  Служили ми тодi в 501 полевом армейском ветлазарети.»

     Хотите насмешить бога войны, расскажите ему о своих планах строчками песни времён гражданской войны: «Я желаю всей душой, если смерти – то мгновенной,  если раны - небольшой»!

    Еще одно письмо.
    Писано от 26/X. 43г. Каракулями не привыкшими писать руками  тупым карандашом на листке в косую линейку:
    «Я пока ище живой. Ну людей побило богато. Вбило пре мени Йосета Тоусика. Поряд я з ним йшов в атаку його попало в голову. То вин став падать. То я його подержива , навить упал. Кирила Зайця убыто на первий ден.
 Отчен вбитех много й раненых.
Война дуже трудна.»
   «...я вам мои родни пешу песмо а мои слозе облевают бомагу, ничого глазаме небачу так скучаю й мабут я вас не побачу. До свидания родни ви мои.»

    В этих письмах нет описаний внедрившихся в наше сознание ратных подвигов. Только неприглядная правда жизни и смерти на войне.
   И - между строк тонкости настроения, подвигающие художников на создание шедевров, таких как «Смерть комиссара» Петрова-Водкина. 
   Поэтов – на строки фронтовика Сергея Орлова: «Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат».

   Последнее письмо из 43-го года отписал молодой человек, недавно из школы, аккуратный почерк, сформированный прописями и уроками русского языка, грамотность на современном уровне.
      «19-XII-43 року.      С.Веселi Терны.

  Здрастуйте тьотя /тётя/ Маруся и Николай! Сообщаю настоящим письмом,  что я жив-здоров в настоящее время,  о чем сообщаю и Вам. Первым долгом передаю Вам пламенный фронтовой привет.
  Тьотя Маруся и Николай, жизнь моя - как жизнь любого солдата современной войны.

  …це було 14 грудня, наша часть пiшла в наступ i заняла новий огневой рубеж, Батя Ваш був св'язiстом…то i вiн выдвынувся з аппаратом вперед i зайняв окоп.
    Одягненый вiн був у кофайцI /фуфайке/ а шинель була пIдстелена пiд ним, де вiн сидiв i лежав.

    Це було примiрно в 11 годин 14 грудня.

 Коли Батя змерз, вiн пiдвiвся /встал/ i хотiв одiти шинель, в цей час Його поразила пуля ворога – поранила вона Батю в щоку i в грудь нижче ключицi на вилiт. Пiсля цього Батю перев'язав младший лейтенант Пронюшкiн…
    Пiсля цього Батя хотiв йти на Перев'язочний пункт, но коли Вiн вилiз i пролiз метрiв 10, то в його попала друга пуля ворога у руку вище лiктя.
  Батя вернувся обратно в окоп i перев'язку Йому зробив связист Белоглазов з яким вiн сидiв бiля одного аппарата.
    Но на цей час ворог вiдкрив такий огонь, що не можна було i голови пiдняти i Батя перев'язаний став ждать вечера.
   И Батя не мог дождаты вечера, хоч як його не вкривав Белоглазов його i своею шинелью.

  В 15_30 на руках у Белоглазова Батя скончався. Бой був такой, тьотюсю Маруся…, що нiяк не можна було вынести його раненого з поля боя.

   Белоглазов В.Г. похоронив Батю в степу за Веселими Тернами*)
   
                ...На 3-й день,тьотюсю /тётушка/ Маруся i Колику, мене визвали в штаб i сообщили о смертi мого крестного отца, бо всi знали, що вiн мiй Батько Хрещений, i вiн був менi тут за рiдного Батька…»

   Мало что мы узнали из этих писем об истории войны, больше – об истории Человека на войне.

ПРИМЕЧАНИЕ.

*)
   Батя - это ШРАМЕНКО Александр Афанасьевич, 1905 года рождения  уроженец села Лелюховка Ново-Сенжарского района.