Портреты князя П. А. Долгорукова 1763 - 1839

Владимир Варнек
1. Ф.С. Рокотов (?) – по версии автора.  Портрет князя Павла Алексеевича Долгорукова. ок. 1793 – по версии автора. Х.м. 62х49 (овал). ГТГ [1].
2. А.Г. Варнек. – по версии автора. Портрет-миниатюра князя Павла Алексеевича  Долгорукова. Ок. 1811 –по версии автора. «Русские портреты» [2].
3. Ф.С. Рокотов. Портрет княгини А.А. Долгоруковой. 1793. Х.м. 73х56,5 (овал). Таганрогский художественный музей [3].

«Старинный княжеский род Долгоруковых входит в число дворянских родов, прославивших отечество [4]. Правда, некоторые представители данного рода не только прославили Отечество, но и внесли свою лепту в те дворцовые перевороты, которыми был богат XVIII век».  С этих слов начинается моя статья под названием «Загадки одного портрета», опубликованная в 2015 году в журнале «Мир музея» [5].

В ней рассказывается о портрете одного из князей «Долгоруких», живописный портрет которого приложен к настоящей миниатюре по той причине, что его долгое время причисляли к ранним портретам художника А.Г. Варнека, о которых я публикую свои последние миниатюры на прозе.ру. Он входит в список работ Александра Варнека, приложенный к монографии В.С. Турчина [6], но в списках Каменского 1839 г. и Раковой 1966 г. его нет. 

Кроме того, данный портрет трижды включался в каталоги  ГТГ разных лет, в результате чего вырисовывается целая история его бытования, отражаемая в каталогах  ГТГ 1962, 1984 и 2005 гг. Опишу вкратце эту историю:  «Судя по надписям  на обороте холста и подрамнике, портрет находился вначале после его написания в Москве в семье портретируемого и его потомков. Потом он оказался в семье московских коллекционеров А.С. Хомякова (1804 -?) и Дмитрия Алексеевича  Хомякова (1841-1919) [7], а в 1958 году наследник последнего - А.В. Хомяков - представил его в ГТГ как работу А.Г. Варнека.

Можно думать, что искусствоведы согласились с именами автора и портретируемого, либо поверили Хомякову, поскольку в каталоге  1962 г. никаких вопросов после данных имен поставлено не было. Но уже в каталоге 1984 г. появился вопрос после фамилии  художника. А всего лишь через год была издана монография В.С. Турчина, который «согласился» что этот портрет был написан Варнеком, но выразил сомнение в том, что на нем изображен Павел Алексеевич Долгоруков, и поставил знак вопроса после его фамилии.

О причине этого сомнения можно лишь догадываться, но я связываю ее с датировкой портрета (ок. 1802 г.), указанной в списке работ художника и, видимо, предполагаемой автором монографии не понятно на каком основании.  Хотя основание это, похоже, связано с тем, что портрет этот малоформатный, а потому Валерий Стефанович  и решил, что он был написан вместе с группой других малоформатных портретов в то же время, что и они, т.е.  ок. 1802 г.

А поставив такую датировку, искусствовед, как видно, осознал, что возникает противоречие с возрастом П.А. Долгорукова, которому в указанное время должно было быть около 40 лет, а изображен на портрете из ГТГ более молодой человек.  По этой причине, скорее всего, и появился знак вопроса в аннотации к портрету в списке работ, приложенном к монографии.

Таким образом, примерно в одно и то же время (в 1984, 1985 гг.) в разных первоисточниках искусствоведы  выразили свои сомнения в отношении данного портрета. Сотрудники  ГТГ засомневались в том, что автором портрета является А.Г. Варнек, а  автор монографии  [6]  выразил сомнение в том, что на портрете из ГТГ запечатлен  П.А.  Долгоруков.

Ситуация, как видно, потребовала определенных решений, в связи с чем в 1996 году было проведено технико-технологическое исследование портрета и он был выведен из списка работ А.Г. Варнека [8]. 

В указанной публикации сообщается, в частности, что «сомнения Е.Н. Чижиковой (опытного искусствоведа – авт.) относительно авторства, вызванные стилистическим почерком этого портрета, можно подкрепить датами жизни изображенного  (1763 – 1829). Эта работа своими живописными особенностями не подходит ни под один из периодов творчества А.Г. Варнека. Столь же убедительна и картина рентгенограммы с этого портрета, где не прослеживается пластическая форма в лепке головы…».

Итогом комплексного исследования портрета-загадки явилось то, что в каталоге ГТГ 2005 года он оказался в самом последнем разделе – «Неизвестные художники», где приведены произведения, авторы которых не установлены. Знак вопроса после имени портретируемого при этом тоже сохранен. 

Описав подробно предысторию портрета работы неизвестного художника, на котором, по мнению искусствоведов, запечатлен неизвестно кто, сообщу, что в своей публикации [5] я попытался разобраться с этой ситуацией.  А сейчас  хотел бы рассказать  читателям прозы.ру о своей гипотезе, которая была высказана в [5]. Использую при этом дополнительные аргументы к ней.

Замечу, что не являясь искусствоведом, творчество художника А.Г. Варнека  изучаю  более 15 лет (опубликовав порядка 70 статей о его портретах), и поэтому «глаз наметан», как говорят, чтобы предположить, его ли это работа, или нет? Что же касается обсуждаемого портрета, находящегося в собрании ГТГ, то издавна считаю, что Варнек не может быть его автором.

Поэтому в своей статье [5] я просто решил внести ясность в такие вопросы, кто запечатлен на данном портрете и почему  потомок коллекционеров,  представивший портрет в 1958 году в Третьяковскую галерею, назвал его работой А.Г. Варнека? 

Но прежде чем говорить о портретах,  расскажу вначале о некоторых представителях так называемой первой ветви князей Долгоруковых, которые под руководством князя Долгорукова Алексея Григорьевича  (ок. 1681-30.09. 1734) стремились  после смерти Петра I (1672 – 1725)  совершить  государственное переустройство. 

Прежде всего, они в это смутное время нейтрализовали влияние  А.Д. Меншикова (1673 – 1729), в результате чего  сподвижник  Петра I, претендующий на власть,   был отправлен  вступившим на престол в 1827 году императором Петром II в ссылку в Березов  (ныне Березово Тюменской области), где и умер.  После этого Алексей Григорьевич и трое  его сыновей – Иван Алексеевич (1708-1739), Николай Алексеевич (1713-1790) и Алексей Алексеевич (1716-1792)  предприняли  попытку породниться с императором и попытались склонить его  на брак с княжной  Екатериной  (дочерью Алексея Григорьевича). Но эти и последующие действия  князей Долгоруковых привели к тому, что их обвинили в государственной измене.   

Сначала князей сослали в их пензенскую вотчину, но с половины пути вернули с предписанием ехать в Сибирь. В Березов Алексей Григорьевич прибыл с женой Прасковьей Юрьевной, четырьмя сыновьями, включая малолетнего Александра, тремя дочерьми и женой сына Ивана Натальей Борисовной, дочерью графа Шереметьева. Семью поселили в деревянном остроге, где незадолго до них содержался Александр  Меншиков. Привыкшим к роскоши Долгоруковым пришлось вести убогое существование, выносить голод, зимнюю стужу. Они постоянно находились под надзором солдат, которые сопровождали их даже в церковь. Им строго запрещалось иметь бумагу, чернила, общаться с местными жителями.

Престарелый князь с женой не вынесли тяжести ссылки и умерли один за другим в 1734 году. В 1739 году в Новгороде был четвертован их старший сын Иван Долгоруков, которому был 31 год, а Николаю  и Алексею в 1740 г. после пыток урезали языки  и они были отправлены в Соловецкий монастырь. Но уже в 1742 году указом императрицы Елизаветы Петровны князья были возвращены из ссылки, вернулись в Москву, и получили часть отцовских имений. 

Любопытно, что семьи их после всего случившегося  пополнились  большим количеством детей и внуков, и в этот период времени появилось ряд портретов  представителей семейства Долгоруковых;  названия некоторых из них приведены  ниже. 

1.  Боровиковский В.Л.  Портрет князя Алексея Алексеевича Долгорукова (1767-1834), сына князя Долгорукова А.А. (1716-1792),  симбирского, а затем московского губернатора. 1811. Государственная Третьяковская галерея
2. Боровиковский  В.Л. Портрет княгини  М.И. Долгоруковой, жены предыдущего. 1811. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
3. Левицкий Д.Г.  Портрет князя, капитан-лейтенанта  Григория Алексеевича Долгорукова (1756-1812), старшего сына  князя Долгорукова А.А. (1716-1792). 1890-е. ГТГ
4. Левицкий Д.Г.  Портрет князя Долгорукова Ивана Михайловича (1764- 1823), внука погибшего в 1839 году Ивана Алексеевича, тайного советника, владимирского губернатора, поэта. 1782. Находится в Национальном музее «Киевская картинная галерея».
5. Рокотов Ф.С. Портрет княгини Анны Александровны  Долгоруковой (1733-1808) , урожденной Бредихиной, жены князя Николая Алексеевича Долгорукова. Таганрогский художественный музей.  Приложен к настоящей миниатюре.

Помимо этого, укажу на репродукции с миниатюрных портретов  из собрания князя Н.С. Долгорукова, приложенных к биографиям трех представителей первой ветви князей Долгоруковых  в пятитомнике  «Русские портреты» [2].

Этими тремя представителями  являются  князь Долгоруков Николай  Алексееевич (1713-1790) и два его племянника, князья Павел Алексеевич (1763 -1839)  и Алексей  Алексеевич (1767 – 1834). Портрет первого из них, воспроизведенный в «Русских  портретах [2], приложен к настоящей миниатюре (в центре композиции).   

В этом месте пора  сообщить, что и в монографии Турчина, и в трех названных выше каталогах ГТГ, в монографии В.С. Турчина и в «Русских портретах» указана неверная дата  смерти князя Долгорукова Павла Алексеевича, причем  в многочисленных интернетовских документах она уже давно исправлена на 1839 год.

Для решения главных вопросов настоящей миниатюры (кто же изображен на портрете неизвестного из ГТГ  и кто является автором этого портрета?) вся информация у нас теперь есть, и остается  лишь подытожить ее.

Начну с того, что еще в 2015 году я, сопоставляя  облик молодого человека на овальном портрете из собрания ГТГ (левый портрет), с обликом Павла Алексеевича Долгорукова в «Русских портретах»  (репродукция в центре приведенной выше композиции), пришел к заключению, что на левом портрете изображен также он, только в более молодые годы. 

В пользу этого заключения свидетельствуют миндалевидная форма глаз, соответствие формы губ и бровей, бакенбарды, хохолок волос на лбу, зачесанный влево, ямочки на подбородке. 

Далее, изучая облик портретируемого  на репродукции из «Русских портретов», увидел на изображении стиль Варнека:  погрудное изображение, поворот головы на 3/4 влево, туго затянутый шейный платок, из под которого торчит воротник рубахи, стоячий ворот мундира, спокойный взгляд портретируемого, направленный на художника. 

Учитывая, что вскоре после возвращения из Италии Варнек стал заниматься миниатюрной живописью и возглавил в 1815 году соответствующий  класс в Академии художеств,  пришел к заключению, что это он выполнил примерно в 1813 году миниатюрный портрет П.А. Долгорукова в возрасте 50 лет. В последующие годы, согласно моей версии, родственники князя или коллекционеры, зная, что Варнек  когда-то писал портрет князя, стали по ошибке считать его автором овального портрета, который был написан на самом деле другим художником. 

И теперь не остается ничего другого, как найти ответ на вопрос, кто же этот художник? Признаться, давно недоумеваю, почему же искусствоведы до сих пор не рассмотрели очевидную версию, не является ли данный овальный портрет с черным фоном работой Ф.С. Рокотова или другого художника его круга?  А если рассматривали ее, то почему не сказали об этом несколько слов в аннотации к портрету?

Еще в то время, когда готовил статью [5] к опубликованию, связался с Таганрогским художественным музеем, в собрании которого находится один из шедевров кисти Ф.С. Рокотова, портрет княгини А.А. Долгоруковой, вдовы князя Николая Алексеевича  и родной тетушки князя Павла Алексеевича Долгоруковых.  В результате, благодаря любезности искусствоведов, «таганрогский» портрет был воспроизведен в [5], а присланная из музея статья  Т.А. Игумновой [3] о данном портрете оказалась весьма полезной в моих изысканиях.

При подготовке к печати указанной рукописи я как-то не осознал, что статья эта может представлять более высокую ценность для атрибуции портрета князя П.А. Долгорукова, чем я посчитал ранее.  Так рассказывая о приложенном к миниатюре портрете княгини  А.А. Долгоруковой, автор статьи отметила, что

«Особую интимность портрету, лишенному каких-либо оттенков репрезентабельности, задушевность образу придает одежда изображенной, не парадная, а, наоборот, подчеркнуто скромная.  А.А. Долгорукова позировала в домашнем платье, в так называемом дезабилье, которое не надевали при посторонних. Вероятно, Рокотов был «своим человеком» в семье Долгоруковых, равно как и в других внутренне близких ему семьях лучших представителей московской дворянской интеллигенции» [3].

Замечу, что в период написания  Рокотовым  обсуждаемого портрета княгиня и ее племянник являлись уже старшими представителями семейства и были, по-видимому, дружны, и не исключено, что они одновременно обратились к знакомому художнику на предмет написания  своих портретов. А если это так, то оба портрета вполне могли выполняться одновременно.

Правда, если тщательная экспертиза портрета Анны Александровны однозначно подтвердила руку Ф.С. Рокотова [3], то нельзя исключить, конечно, что портрет более молодого Павла Алексеевича был выполнен его учеником.

Ну а если версия об одновременном выполнении портретов справедлива, то выходит, что овальный портрет князя П.А. Долгорукова был выполнен в 1793 году, когда ему было 30 лет. А это вполне соответствует возрасту модели на портрете из собрания ГТГ, превратившемуся в «Портрет неизвестного». Последнее слово о данном портрете, безусловно, должны сказать специалисты.

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Живопись первой половины XIX века. Каталог ГТГ. Т. 3. С. 360. Издательство «Скарнус». М. 2005. 
2. «Русские портреты» - пятитомное издание под наблюдением Великого князя Николая Михайловича. СПб, 1908. Том 5, № 226.
3. Т.А. Игумнова. Портрет княгини А.А. Долгоруковой. Историко-литературный альманах «Вехи Таганрога». 2007. №32 (май). С. 43 – 46.
4. Федорченко В.И. Дворянские роды, прославившие Отечество: энциклопедия дворянских родов. Красноярск – М., 2004. С. 138.
5. Варнек В.А. Загадки одного портрета. Мир музея. 2015. № 10. С. 29 – 32.
6. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.: Искусство,1985.–168 с.
7. Банников А.П., Сапожников С.А. Собиратели и хранители прекрасного: Энциклопедический словарь российский коллекционеров от Петра I до Николая II. 1700 – 1918 гг. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. 607 с. 
8. Виктурина М.П. Погодина А.А. Изучение творчества А.Г. Варнека. Комплексный анализ его картин из собрания  ГТГ. Материалы II научной конференции «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». 1996. С.83 – 86. 

8 мая 2021 г.