Что такое Warhammer?

Дмитрий Гендин
1.

Что такое Warhammer? О, эта настольная игра вышла далеко за свои пределы. Игра вышла за пределы хобби.  Warhammer — это субкультура. Есть и представители этой культуры. Книги, музыка, мультипликация. Игра в клубах. Общение товарищей по игре.
В солдатиков мальчики играют из века в век. Но тут не просто солдатики: тут герои фэнтези (Warhammer Age of Sigmar) и фантастики (Warhammer 40 000). Есть правила игры, сложные, но меньше игра зависит от случайности. Если не хочется играть, а хочется проявить творчество, то фигурки, технику, ландшафт можно раскрасить. Раскрасить и играть!

Игра дорогая, играют люди и более старшие, нежели подростки. Игра сама по себе вдохновляет. Иногда, правда, сложна тем, что фигурки (и другие элементы игры) надо клеить, детали маленькие; их ещё вырезать из литников надо.

Всем нам что-то может нравиться. Мы чем-то увлечены. Warhammer — безопасная штука. Тут нет политики, свои какие-то придуманные миры, которых создаёт фантазия: они оживают в наших руках. Было бы желание клеить, грунтовать и раскрашивать, а уж легендами и параметрами игры обеспечат.

Игра британская. Для самих британцев игра эта — пластмассовый наркотик. Что-то похожее было в России (игры о завода «Технолог»), но это для детей чисто. Правда, там есть и реальная стрельба снарядами. Фигурки больше. Фигурки не надо клеить; вообще ничего клеить не надо. Многое зависит от удачи в этих российских играх. Но, например, и от меткости. И всё же Warhammer более проработан. И раскручен. Фантазия российской игры зашкаливает. В Warhammer есть эпическая часть, логика существования той или иной игровой фракции. Тут на любой вкус. И кошелёк.

Кто-то сражается за заявленных протагонистов. Кто-то интересуется «плохими» фракциями и расами. Кто-то даже и за людей не хочет сражаться. Войны придуманных будущего и прошлого интересны. В настоящем они ужасны. Память вопиет о бывших настоящих войнах. Ах, если бы войны на нашей планете ограничивались Warhammer. 

Warhammer и его расцвет подтверждают суть настоящего золотого века фэнтези. В точном и прагматичном мире нас выручает фэнтези. Нас выручает хобби, нас выручают книги, музыка и фильмы. Фэнтези и Warhammer интернациональны. Истории людей и ещё каких-то разумных существ есть везде. Древние люди верили искренне. Сейчас в гномов и эльфов верят только дети. Игроки Warhammer не верят в то, за кого играют. Они много могут знать той или иной вселенной фэнтези, но это не искренняя вера. Это костюм полководца. Это игра в полководца. Это путешествие в другой мир. Когда мы уже не дети. Когда мы разучились играть.

Хочется пожелать хорошей игры. Это не приносит вреда. Развивает фантазию и ум. Это игра. Главное, чтобы за пределами игры ещё что-то было. Что? Просто что-то ещё. Warhammer — не самая сильная субкультура, преимущественно мужская. Миры фэнтези не стоит абсолютизировать. Фэнтези — это не всегда серьёзно.

Большая культура не должна заменяться субкультурой. Чем больше культура, чем она сложнее, тем интереснее. Есть ещё серьёзные писатели, художники, композиторы, режиссёры и актёры. Много места незаслуженно занимает эстрада. Субкультура — это протест, по тем или иным причинам это протест. Большая культура требует усилий восприятия. Субкультура — это бегство. Но и выход из жизненных обстоятельств. Если кто-то увлекается Warhammer, то это его или её поддерживает. Ни алкоголь, ни наркотики. Разумное решение. В меру инфантильное (общий показатель по взрослым людям). Warhammer не требует ролевых игр, так как это и есть игра.

Теперь играют и взрослые. Много настольных игр для всех возрастов. Окунуться в детство со своими детьми. Мы возвращаемся в детство, когда у нас есть свои дети.

Разные люди, разное отношение к Warhammer. Создатели игры угодили сразу многим. Художникам, стратегам, любителям эпоса, литераторам как вдохновение. Игрокам в самом широком смысле. Мирному Западу хочется повоевать. И пусть это будет лишь Warhammer (повторяю).         

2.

Книги пишут быстрее, чем успеваю их читать. Хочется самому писать фэнтези. Хочется питаться книгами, быть «книжным червём». Хочется сказки и почувствовать себя полководцем без политической конъюнктуры.

Фанатизм в субкультуре заведомо является тупиком. Но сообщество фанатов держит. Если играют двое, то почему бы и нет? Ролевые игры я раньше отвергал целиком. Для меня это выглядело закабалением души, рабством у пошлости. Это был снобизм с моей стороны. 

Warhammer, если не сам субкультура, то хоть и вписывается в жанр фэнтези как стезя. У Warhammer есть рынок, влияние. Своя аудитория, свои покупатели. Есть своя трактовка персонажей фэнтези. Фестивали настольных игр объединяют всех.

Союз солдатиков и книг был всегда. Игрушки — это целая часть Культуры. Они излучают невозможное. В играх можно стать мафиози, свиньёй, орком. Игры могут довести до восторга.

P.S. С детьми надо играть. Как можно больше. Не надо скупиться на игрушки. Дети искренне играют в жизнь.
Warhammer теребит голову взрослого, словно мечты ребёнка.