8 лет спустя

Юрий Розенштейн
Так нередко случается, по крайней мере со мной, думаешь оказаться где - то через 8 дней или месяцев, а попадаешь, восемь лет спустя. У Западной стены, я преодолел соблазн, и Бог не получил от меня записки, пусть всё идёт своим чередом… Теперь, я готов принять с благодарностью всё, что еще осталось.

 Жена долго считала мой давний рассказ («Иерусалимский синдром») -- гротеском, однако, сама, впервые, оказавшись лицом к лицу с Западной Стеной, отходила от неё с влажными от слёз глазами. Слёзы навернулись сами, как только её записка оказалась в чреве этого удивительного пристанища плача. Прямо над головой, в нише, которой едва коснулась рука, сидел, склонив голову, и уставившись прямо в очи, белоснежный голубь с красными, грустными глазами…

Достаточно, просто посмотреть на фотографию сына у Стены, чтобы понять, по – видимому, это у нас семейное. Конечно, мальчик всё объяснил естественными причинами. Я не стал спорить - есть вещи, которые нельзя понять, если не пережить самому.

 В эту поездку моё свидание с Лотовой женой, тоже не состоялось, несмотря на то, что день был ясным, на Мёртвом море штиль, а иорданский берег лежал, как на ладони. Должно быть, глаза стали подслеповатыми, а может и сердце, тоже. Как бы там ни было, но я не отважился лицезреть нерукотворный обелиск, не рискнул бросить взгляд в прошлое… Симптоматично, не правда ли? Мне то чего бояться – моё имя не встретили бы в списке десяти, ста или даже ста тысяч, «относительных» праведников. Да, и Содома с Гоморрой, тоже не было - так, житейская история, от которой, правда, и до сих пор, мурашки по коже… Наверное, это, как у Стены, тоже – не захотел встречаться с самим собой - «Плавали! Знаем!».

 Дворец, театр и ипподром Кесарии, тоже, древние и величественные, только они не вызывают у меня подобных чувств. Здесь, вдруг, начинаешь понимать, почему булгаковский прокуратор, точнее - префект Иерусалима, так ненавидел Святой Город – Две цивилизации некогда столкнулись, и разошлись, как тектонические плиты… Уж очень они разные… Именно тут, на берегу Средиземного моря, стоял отважный римский солдат и честолюбивый чиновник, Понтий Пилат, и подолгу следил с мыса, за судами, берущими курс, в сторону его далёкой родины. Должно быть, здесь он отдыхал, от череды странствующих нищих оборванцев - самопровозглашённых пророков, самозваных царей, бесконечных бунтов, заведомо обречённых, а потому бессмысленных (с его точки зрения) восстаний, и кровавых казней.

 Евангелия сообщают нам, что еврейские старейшины отказались войти в дом прокуратора, сославшись на Закон, который не велит… Религиозные авторитеты утверждают, что они лгали, ибо, такого запрета в иудаизме нет…. Ненависть была слишком велика, и взаимна… Впрочем, кто знает о чём, на самом деле, думал иерусалимский префект? Мраморная плита хранит только имя…

Зато, наш киевский родственник, убеждён, что в преодоление этого, возникшего в античные времена противоречия, и есть великая миссия нашего народа. Возможно, так – же когда – то думал и противоречивый иудейский царь – идумеянин Ирод. Иногда, мне кажется, что тирании, могут уживаться с гуманизмом, так - же как садизм с мазохизмом, даже в одной личности. В этом смысле, русские и евреи очень похожи - провозглашённые однажды миссии, подолгу, потом висят на ногах народов, как вериги на ногах каторжника. Я склонен думать, что никто никому ничего не должен, разве, отцу и матери...

 Недавно, один из философствующих соплеменников, доверительно сообщил мне, что, по его мнению, «Иисус пришёл в этот мир для язычников…». Я с глубоким уважением отношусь к чувствам верующих, ценю свободомыслие и свободу слова, поэтому промолчал… Про себя, однако, подумал, - «Какого чёрта! Тебе, то это зачем?! Неужели «язычники» сами не разберутся? Одному еврею, за подобные оригинальные мысли они отрубили голову, другого распяли, кажется, вниз головой…»

 Река Иордан широко известна только потому, что 2 тысячи лет назад, Иисус из Назарета пришёл сюда, к иудейскому пророку Иоанну, крестившему водой … (Летописи, однако, утверждают, что за 1325 лет до него, сюда тоже приходили люди, чтобы смыть накопленные за год грехи, и возможно на кого - то, тоже опускалась с небес голубка). Странно, что, именно этой, вполне, еврейской, незамысловатой истории, затеянной двумя местечковыми гениями или сумасшедшими, суждено было стать прологом, к многовековой, повсеместной травле их же народа …. Впрочем, от гениальности до безумия, во все времена, дистанция только в один шаг…

Тут, неподалёку, Иисус, произнёс Нагорную проповедь, ходил по воде, «яко по суху», кормил тысячи страждущих, несколькими рыбами и хлебами. Но вода новозаветного потопа всё – таки пролилась, прежде всего, на еврейские головы…. Тем не менее, мы тоже отважились вкусить незатейливую библейскую пищу, правда, за несколько шекелей.

 В церкви Благовещения, чистенькой и беленькой, почти деревенской, звонят колокола (говорят, что в этот день, в Назарете родилась Дева Мария). Господи, как же это всё контрастирует с величественными сводами собора Казанской Божий матери в Питере, или Петра в Риме! Я, признаться, в растерянности…

Бахайские сады очередное чудо света. Насколько я понял, адепты культа не поклоняются цветам. Они потратили миллиард долларов на то, чтобы люди уяснили, наконец, что выращивать и строить, всё же лучше, чем разрушать. Они признают всех пророков, легко объединяя Моисея, Иисуса, Магомета и даже своего, «бахайского», под эгидой единобожия. Ещё через тысячу лет Бог пришлёт очередного пророка. (Т. Е «Бог, действительно, один, только провайдеры у него разные».) Впрочем, один из моих давних друзей, утверждает, что у каждого свой индивидуальный Бог, и атеизм, тоже….

Увы, и их, и Мишку, плохо слышат. В разное время, здесь, побывали вавилоняне, персы, римляне, арабы, османы, мамлюки, крестоносцы, французы и англичане – все что – то строили, и все разрушали…. И каждый раз, на несколько веков в Святой Земле воцарялась пустыня... В 20 веке сюда вернулись блудные дети – большинство привела непростая историческая судьба - осушили болота, развели сады. Только опять гремят взрывы. Кто – то считает, что мира здесь не будет никогда, кто – то, что его можно установить за несколько минут…. Так думали и 8 лет тому, а может быть, и 800, и 3000 лет тоже….

Неизменным остался лазурит – он был таким, как сегодня и 8, и 800, и 8000 лет тому. Однако, теперь, его не так просто увидеть в сувенирных лавках. Его уже не добывают в промышленных масштабах, и украшения делают из тех полудрагоценных камней, которые ещё сохранились в запасниках. Кто – то коллекционирует кораллы, в Красном море они растут тысячи лет, и из Израиля их вывозить нельзя.

 Зато, в лавке напротив, потомственный ювелир, за считанные минуты, на ваших глазах изготовит эксклюзивный браслет из тонких пластин серебра или меди. Туристам так хочется оставить что – то на память… На самом деле, эта последняя и есть, та самая непреходящая ценность на которой держится мир, только её не положишь в сумку…

Кибуцы - ещё одно объективно существующее чудо, коему я никакого логически стройного пояснения дать не могу, даже, самому себе. Они не должны были бы выжить по экономическим законам, как все другие коммуны. Но, они всё ещё живы здесь, и процветают, вопреки, рациональному экономическому мышлению. Безусловно, их обитатели, наивные и иррациональные идеалисты. А, «архитекторы» самой что ни на есть рыночной экономики – они, кто? Впрочем, экономические законы, не законы природы – они созданы людьми, и, вероятно, могут быть изменены ими же...

 Пока моя жена приобретает там, что – то из популярных в Израиле молочных продуктов, натуральную косметику из сока граната, масла фиников, воды и грязи мёртвого моря, и незатейливые сувениры в магазинчике, возле автозаправки, в нашем автобусе постепенно нарастает, некоторая, напряжённость. Однако гид, ловко переводит внимание аудитории, с персонального дела нашей семьи на расположенную неподалёку «гостиницу» для перелётный птиц. 4 – е геометрически правильные прямоугольные, теперь, уже искусственные озера – 2 с пресной, и 2 с морской водой. Их легко различать по белым кружевам из выступившей на берегах соли. Совсем скоро сюда, непременно прибудут пернатые постояльцы, и вместе с ними, учёные- орнитологи со всего мира. Птицы, подолгу не меняют свои повадки и маршруты, тоже. Поэтому, их можно изучать, окольцовывая на привычном месте – год за годом. Говорят, что некоторые из них, выбившись из сил, падают в море….

Люди не отличаются ни такой верностью, ни таким завидным постоянством, даже по отношению к себе. Вдруг, ощущаю себя утомлённой, перелётной птицей, стремящейся дотянуть до желанного берега, или умереть на лету. Только, по воле рока, берег, который уже был на расстоянии вытянутой руки, отдаляется раз за разом. Наверное, потому что я отбился от стаи, выбрал не тот маршрут, или своего дома у меня никогда не было. Ведь, дом - это не только стены с потолком…

Космополитические и сионистские идеи, кои разделял когда – то, или всё ещё разделяю сейчас, так и остались не реализованными. И слава Богу - ничего не случилось. По крайней мере, пока. Наверное, сходным образом, когда- то рассуждали и многие, или некоторые из тех, чьи имена, теперь, хранит бездна Яд Вашем.

 Я уже давно не заглядываю внутрь, просто пытаюсь осмотреться вокруг себя - и в прямом, и в переносном смысле… А, посмотреть, есть на что – какими красивыми, умными и сильными выросли мои дети, дети моей родни, моих друзей, какими свободными растут внуки. Кажется, пышному застолью не будет конца... Между тем, радио Рэка и 9 – ый канал передают, что в связи с обострением последних событий в Сирии на каких - то пунктах выдают противогазы…. Но, эти сообщения производят впечатление скорее на нас, нежели на израильтян. Замечаю значок на форменной одежде сына моего двоюродного брата, такой же я видел у моего старшего сына, у его девушки, тоже, есть такой же. Это за ливанскую войну. Они точно знают - НИКОГДА БОЛЬШЕ!

PS. Эти нелепые записки, совершенно случайно, попали в поле зрения уважаемого, немолодого уже, и религиозного человека. Он счёл мои нестройные мысли, скорее бог искательскими, чем богоборческими, и изъявил желание встретиться со мной. Вот, что он сказал: «Бога не надо искать, даже в Храме, там только камни, а Он всегда внутри каждого из нас. И чудеса, тоже, только, нам удобнее находить «рациональные» объяснения». Не то чтобы я проникся, ведь, это был «глас вопиющего в пустыне» … Осязаю дыхание уходящей молодости, как накатывающие тёплые волны моря а Аш – Доде, но ничего не поделаешь… «Все проходит! И, это, тоже пройдёт…». И всё – же, - «На будущий год в Иерусалиме!»